АВТОР: кандидат педагогических наук, доцент Н. А. ВЕРШИНИНА.




Н. А. ВЕРШИНИНА

ПРЕДМЕТНОЕ РИСОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

(ПТИЦЫ)

СЕВЕРОДВИНСК

ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОМОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1994


Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского между­народного педагогического университе­та им. М. В. Ломоносова.

 

В данных методических рекомендациях дается понятие об отличительных особенностях видов птиц, способах рисования, а также предлагается методика обучения рисованию птиц.

Предназначается для студентов дошкольных факультетов педагогических вузов, учащихся педагогических колледжей, практических работников; методистов и воспитателей детских дошкольных учреждений, руководителей кружков ИЗОдея-тельности и студий, родителей.

АВТОР: кандидат педагогических наук, доцент Н. А. ВЕРШИНИНА.

В подготовке методических рекомендаций принимали участие студенты факультета дошкольной педагогики и психологии СО ПМПУ им. М.В.Ло­моносова: Т. Л. Барковская, Е. В. Воеводина, Л. В. Горчакова, Л. А. Ку-дряшова, Ю. В. Леонтьева, Е. В. Орехова, Т. Е. Черненко, Е. Р. Чуркина, Е. Л. Шкультина.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Л. И. Терентьева — методист ясли-сада № 50
СМП г. Северодвинска, Т. Н. СОЛОВЬЕВА — методист ясли-сада № 62
СМП г. Северодвинска.

 

© Издательство Поморского университета, 1994,


Образы птиц не часто встречаются в рисунках дошколь­ников. Это объясняется тем, что процесс рассматривания птиц затруднен, так как они находятся в постоянном движе­нии, и ребенку трудно вычленить части их тела и позу.

Для того чтобы помочь детям преодолеть эти трудности, воспитателю необходимо правильно организовать процесс наблюдения, а затем — работу по обучению детей изображе­нию птиц.

Таким образом, подготовительным этапом должно слу­жить наблюдение в природе, которое поможет выделить как сходства, так и различия птиц разных видов. Следующим эта­пом является обучение на занятиях способам изображения их. Для итого чтобы проводить эту работу с дошкольниками, воспитатель должен хорошо разбираться в строении птицы, в совершенстве овладеть навыками данного вида рисования. Внешний вид птицы дан в приложении № 1.

Предлагаем вашему вниманию методические рекоменда­ции, которые помогут в проведении занятий по рисованию птиц в разных возрастных группах детского сада.

Обучение начинается с 3—4 лет. В этом возрасте реша­ются следующие задачи:

1.Учить детей изображать птиц.

2. Дать понятие о том, что птица состоит из отдельных
частей: туловище и голова—округлой, а подставка—треуголь­
ной формы.

3. Учить соотносить части тела между собой по размерам
и местоположению: голова меньше туловища и расположена
над ним.

4. Учить использовать цветовое пятно как основу вырази­
тельности рисунка, рисовать красками желтого и красного
цвета.

5. Учить композиционно правильно размещать рисунок на
листе бумаги: в центре и крупно.

 

6. Обучить детей техническим приемам: методу «от пят­
на» для изображения туловища и головы округлой формы,
примакиванию для рисования клюва и хвоста.

7. Прививать детям интерес к рисованию птиц, учить вни­
мательно наблюдать за ними, вызывать эмоциональную от­
зывчивость на картинки, иллюстрации с изображением птиц.

Поставленные задачи мы предлагаем реализовать в теме «Цыпленок». Изображение живой птицы еще недоступно де­тям 3—4 лет, поэтому в качестве натуры используется игру­шка—цыпленок на подставке.

Для рисования ЦЫПЛЕНКА НА ПОДСТАВКЕ берется гуашь желтого и красного цвета. В основе изображения пти­цы лежат два круга с ярко выраженной разницей в размерах между ними.

1. Рисование туловища методом («от пятна»: ставим кисть
вертикально на кончик и.круговыми движениями начинаем
увеличивать пятно до нужного размера.

2. Отступив немного вверх от пятна, рисуем голову тем

же способом.


3. Дорисовываем детали: хвост желтого цвета, клюв крас­ного — приманиваниями и красную подставку в форме тре­угольника, вершина которого касается нижней части тела. Глаз — черного цвета, (рис. 1).

С возрастом задачи усложняются. Для детей 4—5 лет они состоят в следующем:

1. Продолжать обучение рисованию цыпленка и учить
изображать утку.

2. Расширять представления детей о форме и строении
птицы: у утки туловище и голова овальной формы.

3. Учить соизмерять размер птицы с размером формата.

4. Учить располагать на одном листе несколько изобра­
жений, связывая единым содержанием и пропорционально
соотнося их.

5. Учить детей рисовать овал (туловище и голову утки),
тонкие линии кончиком кисти (ножки цыпленка).

Дети продолжают рисовать ЦЫПЛЕНКА, принцип его изображения остается тем же. По-другому выполняются нож-ки: двумя линиями черного цвета; концом кисти прорисовы­ваются четыре пальчика, один из которых обращен назад. В данной группе предлагается изображение цыплят в разных позах (рис. 2).

Если цыпленок клюет, то наклоняет голову вперед—клюв смотрит вниз, а если пьет, то запрокидывает голову назад, клюв — вверх.

Для (уточнения представлений дошкольников о располо­жении частей тела цыпленка в движении мы рекомендуем в начале занятия «обыграть» каждую позу на фланелеграфе.

С усложнением задач изменяется и содержание работы. В этом же возрасте детям предлагается рисование ПЛЫВУ­ЩЕЙ УТКИ. Главное отличие утки от цыпленка состоит в том, что в основе,ее изображения лежат два овала с ярко вы­раженной разницей в величине. Способ рисования овала: две дуги, выходящие из одной точки и соединяющиеся в диамет­рально противоположной. Внутреннее пространство закраши­вается дугами.

Изображение утки включает три этапа.

1. Рисование туловища (рис. За).

2. Изображение головы и присоединение ее к туловищу
(рис. 36).

3. Дорисовывание деталей: хвоста, крыла (краской более
светлого тона), глаза черного цвета (рис. Зв). Лапки у плы­
вущей утки не рисуются, так как они не видны под водой.

На занятии дается гуашь серого, коричневого, красного цвета и голубой фон.

Для закрепления знаний и умений, приобретенных на пре­дыдущих занятиях, детям предлагается порисовать УТЕНКА и ЦЫПЛЕНКА в сравнении (рис. 4). Воспитателю необхо­димо обратить внимание дошкольников на особенности каж­дой из птиц:


— размеры (утенок больше);

—форма частей тела (в основе рисования утенка лежит овал, а цыпленка — круг. У утенка крыло вытянутое, а у цыпленка округлое);

— цвет (утенок — темно-желтый, цыпленок — светло-
желтый; крыло утенка светлее, а цыпленка — темнее, чем
цвет тела);

— дополнительные детали (у утенка — хохолок, перепон­
чатые широкие лапки, глаз овальной формы; у цыпленка —


тонкие ножки и круглый глаз

К старшему дошкольному возрасту у детей в достаточной степени сформированы элементарные умения и навыки, не­обходимые в рисовании птиц. Задачи, стоящие перед ребен­ком 5—7 лет, значительно сложнее тех, которые решались на ранних этапах обучения.

1. Учить изображать различные виды птиц: аиста, сову,
петуха, курицу, лебедя, снегиря, синицу, ласточку, сороку,
передавать их характерные детали, реальную окраску.

2. Добиваться самостоятельного подбора необходимого
для работы материала: формата бумаги, ее цвета и формы в
соответствии с изображаемой птицей.


3. Учить дошкольников изображать птицу по памяти, по
воображению, на заданную тему.

4. Учить детей рисовать птиц по определенному алгорит­
му, то есть соблюдать последовательность этапов изображе­
ния.

Детям 5—7 лет необходимо освоить алгоритм изображе­ния птицы. Это позволит им сосредоточить внимание на де­талях, характерных для определенного вида птиц. Даются две основные позы: сидящая и клюющая птица. Для выпол­нения этой работы желательно дать детям квадратный фор­мат.

Рисование СИДЯЩЕЙ ПТИЦЫвключает восемь основ­ных этапов (рис.5).

1: Проводится диагональ -в квадрате — осевая линия.

2. На ней рисуется туловище птицы яйцеобразной формы,
острый конец которого направлен вниз.

3. На небольшом расстоянии от туловища изображается
круглая голова.

4. Кистью плашмя несколькими мазками голова соединя­
ется с туловищем. Получается шея.

5. Рисуется хвост, его длина и форма зависят от выбран­
ного вида птицы.

6. На теле птицы намечается крыло.

б


7. Лапки, согнутые в интертарзальном суставе, распола-гаются ближе к задней части тела.

8. На голове — детали: клюв, глаэ и хохолок, если он
есть.' '.

СХЕМА КЛЮЮЩЕЙ ПТИЦЫ(рис. 6) в основном сов­падет с алгоритмом изображения сидящей. Отличия состоят лишь в некоторых деталях: у клюющей птицы лапки распола­гаются ближе к передней части тела, недалеко от шеи, клюв немного наклонен вниз.

Для закрепления алгоритма мы предлагаем рисование следующих птиц: сороки, снегиря, синицы и ласточки.

Особенностями изображения СОРОКИ.являются:

— если все тело птицы разделить на две равные части,
то половина приходится на хвост. Он тонкий, чуть расширяю­
щийся кконцу; >

— крылья сороки длинные, поэтому выходят.за пределы
туловища:

— используется белая гуашь для туловища, серая —: для
крыльев, черная—'Для остальных частей тела;

— для того чтобы изображение не сливалось с фоном, мы предлагаем сделать лист цветным.

Этапы рисования сороки полностью совпадают с предло­женным алгоритмом. Но •воспитатель должен обратить вни­мание на то, что эта последовательность не абсолютна, в нее могут быть внесены изменения. Например, у снегиря и сидящей ласточки отсутствует четвертый этап (рисование шеи). Детям мы объясняем, что голова у этих птиц, как ша­почка, которая нахлобучена прямо на туловище, поэтому шею рисовать не надо.

СНЕГИРЬ имеет округлое, крупное тело с сильно высту­
пающим вперед зобом, глубоко втянутую голову, с коротким,
но широким клювом, у него своеобразная окраска: голубо­
вато-серая спинка, алая грудка иссиня-черные голова, кры­
лья и хвост, (рис. 8).


У СИНИЦЫкороткое, округлое тело, миниатюрная голова с маленьким, острым клювом. Крылья небольшие. У нее тон­кие, но сильные лапы с длинными пальцами и острыми ког­тями; хвост трапециевидной формы. Окраска тела определ» ется видовыми различиями. У большой синицы голова от клю­ва до затылка черная, щеки белые; на горле черная маниш­ка, от которой вниз по желтой грудке тянется черная поло­са; спина зеленая, крылья и хвост темные (рис. 9).


У ЛАСТОЧКИ овальное, вытянутое тело с длинными ост­роугольными крыльями, вилкообразным раздвоенным хвос­том, небольшой головой с маленьким, узким клювиком. Ноги короткие, неуклюжие..Она редко садится на землю. Голова, спина, крылья и хвост сине-черные, брюхо белое, рыже-крас­ное горлышко снизу окаймлено черной полосой, (рис. 10).

Совершенно не по алгоритму рисуются аист, сова, домаш­ние птицы, лебеди. Мы считаем, что этот способ легче, и поэтому он может быть освоен дошкольниками раньше.

На занятии по рисованию АИСТА одновременно ставятся две цели. Во-первых, закрепление пройденного материала (рисование овала), во-вторых, подача новой информации о значении пропорций в создании образа.

В изображении аиста выделяют три основных этапа: на первом этапе белой гуашью на голубом фоне рисуем туло­вище овальной формы. Отступив вверх на значительное рас­стояние, примерно равное длине туловища, изображаем не­большую голову той же формы. Кистью плашмя плавно сое­диняем голову и туловище. Внизу туловища примакиваниями намечаем цевки (рис. Па).

На втором этапе гуашью красного цвета концом кисти рисуем длинный, тонкий клюв и ноги. Если все изображение разделить пополам, то половина отводится на ноги: длинные тонкие вертикальные линии, на которых ближе к телу рас­положены небольшие утолщения (коленки). Затем прорисо­вываем четыре1 пальца, один из которых обращен назад, (рис. 116).

На третьем этапе черной гуашью оформляем крылья и хвост, намечаем глаз (рис. 11 в).

В отличие от других птиц СОВУ дошкольники рисуют не в профиль, а в фас. С этим и связаны основные особенности изображения.

1. Все тело птицы, имеющее яйцеобразную форму, не раз­
делено на голову и туловище, шеи нет. Нижняя часть туло­
вища сильно заострена и образует небольшой хвостик.

2. Особенно важны в изображении совы детали. В верх­
ней части тела расположены два больших круглых глаза с
ромбовидными зрачками, треугольный клюв. На макушке
двумя примакиваниями намечаются уши. По обе стороны ту­
ловища рисуются два небольших крыла в виде дуг. Лапки
представляют собой три примакивания, исходящие из одной
точки.

3. Для рисования используются цвета в зависимости от
вида сов (белый, серый, коричневый), (рис. 12).

Тело ПЕТУХА И КУРИЦЫимеет округлую форму, поэ­тому для рисования удобнее дать детям квадратный формат. Во внешнем виде петуха и курицы много общего, но имеются и существенные различия. Небольшая голова с маленьким гребешком у курицы и массивным гребнем у петуха располо­жена на сравнительно длинной шее, тонкой вверху и широкой у основания. Слегка изогнутые контуры шеи плавно соеди­няются с контуром туловища, прикрытого сверху небольшими


крыльями. Туловище оканчивается коротким угловатым хво­стом у курицы и длинным, дугообразно изгибающимся, у пе­туха. В отличие от курицы у петуха длинные ноги со шпора­ми. У него яркое оперение, особенно хвоста и шеи. В окраске же курицы преобладает сдержанная гамма цветов (белый, коричневый, желтый). Рисование обеих птиц идет в три эта­па.

На первом этапе изображаем туловище округлой формы
и над ним на значительном расстоянии маленькую круглую
голову, (рис. 13а). На втором этапе плавными линиями, ки­
стью плашмя, соединяем их — получается шея птицы. При-
макиваниями намечаем цевки (детям объясняем, что цевки
—это штанишки, которые надел петушок или курочка). На
этом же этапе у курицы рисуется хвост (рис. 136, в). На
третьем этапе детализируем изображение курицы мале­
ньким гребешком, клювом, лапами и крылом; петуха—греб­
нем, двойной бородкой, клювом, ногами со шпорами, пестрым
крылом, большим разноцветным хвостом и яркой пышной
шеей

В старшем дошкольном возрасте дети рисуют ЛЕБЕДЯ в двух позах: плывущего и летящего.

В основе изображения ПЛЫВУЩЕГО ЛЕБЕДЯ лежит
форма цифры два. Ребенку предлагается черная или белая
гуашь и соответствующий фон.


Концом кисти прорисовывается двойка (рис. На). Ведя кистью плашмя по внутренней стороне цифры, определяем форму тела лебедя, пространство внутри контура закраши­ваем. Намечаем глаз и клюв птицы, (рис. 146). Затем маз­ками оформляем крыло (рис. 14в). У плывущего лебедя лап­ки не рисуются.

Тело ЛЕТЯЩЕГО ЛЕБЕДЯ вытянуто по осевой линии.
Для того чтобы рисунки детей были грамотными, на данном
этапе работы мы предлагаем ввести горизонтальную осевую
линию (в начале обучения её проводит карандашом воспита­
тель).

Этапы изображения:

На первом этапе рисуется туловище яйцеобразной формы,
острым концом обращенное к хвостовой части. На расстоя­
нии, равном длине туловища, изображается овальная голова,
(рис. 15а).

На втором этапе плавными линиями, кистью плашмя, сое­диняются голова и туловище, получается шея птицы, (рис.

15 б).

На следующем этапе от самой широкой части тела из од­
ной точки отходят две дуги в виде галочки, являющиеся ос-
новами крыльев. Затем параллельными, горизонтальными
мазками передается их форма, (крылья узкие, у основания и
на концах и расширяющиеся к середине). Несколькими при-
макиванйями рисуется хвост. Гуашью красно-коричневого
цвета изображаются клюв и лапки под хвостом (способом
горизонтального примакивания). На этом же этапе отмеча­
ется глаз (рис. 15в).

Для закрепления полученных умений предлагается изоб-разить летящих,птиц с разным положением крыльев, (рис. 16,17), Аналогичным образом можно изобразить летящих птиц других видов.(уток, гусей и т. п.).

11



 


Для рисования ^СКАЗОЧНОЙ ПТИЦЫнеобходимы зна­ния, умения и навыки как по предметному, так и по декора­тивному рисованию. К сказочному образу приближен образ павлина: миниатюрное, изящное, не ярко окрашенное тело, ве­ликолепный огромный (в сравнении с телом), веерообразный декоративный хвост и причудливой формы хохолок (рис. 18).

Дошкольники рисуют сказочную птицу по вариантам об­разцов, представленных воспитателем. В них могут быть ис­пользованы следующие элементы рисования хвостов и хо­холков:

1. «Кудрявая хохломская ветка» (рис. 19): тонкие, длинные
основные завитки усыпаны многочисленными мелкими, вы­
полненными по принципу хохломского завитка. Хохолок вы­
держан в том же стиле.

2. «Пушистая еловая ветка» (рис. 20): основные завитки
оформлены мелкими штрихами, напоминающими хвоинки.
Аналогично выполнен хохолок.

3. Хохолок-султанчик (рис. 21а). Способ изображения —
одиночное примакивание.

4. Хохолок-корона (рис. 216). Выполняется тремя прима-
киваниями и оформляется декоративными завитками.


5. Хохолок-кокошник (рис. 21в, г). Рисуется дугами и ори­гинально украшается ярким узором.

Для повышения интереса к занятиям мы рекомендуем использовать художественное слово. Для этого подойдут рас­сказы Е. Чарушина, В. Бианки, С. Алексеева, В. Скребицко-го, К. Ушинского и других писателей, а также загадки, по­тешки и другие малые формы фольклора. В приложении №2 мы предлагаем вашему вниманию некоторые из них.

Если вас заинтересовала проблема, освещенная в данном
пособии, и возникло желание углубить свои знания по этому
вопросу, ознакомьтесь с литературой, список которой прила­
гается к конце брошюры.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Веретенникова С. А. Птицы. (Учебно-наглядное посо­
бие для детских садов). — М.: Просвещение, 1979.

2. Дяченко Н. Т. Учись рисовать. (Альбом по рисованию
в детском саду). — К.: Радянська школа, 1980.

3. Захарова В. М. Предметное рисование в детском саду,
(старшие группы). (Пособие для студентов-заочников до­
школьных факультетов пединститутов). Под ред. Фроло­
вой О. Л.

4. Комарова Т. С., Лебедева Е. В. Учитесь рисовать и ле­
пить. — М.: Просвещение, 1968.

5. Косминская В. Б.,.Халезова Н. Б. Основы изобразите­
льного искусства и методика руководства изобразительной
деятельностью детей. — М.: Просвещение, 1981.

6. Костерин Н. Д1. Учебное рисование. — М.: Просвеще­
ние, 1980.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду. —
М.: Просвещение, 1985.

8. Соломяный Н, Ф. Учитесь рисовать. (Альбом для уча­
щихся 6 класса). — К.: Радянська школа, 1984.


ВНЕШНИЙ ВИД ПТИЦЫ. Приложение № 1



 


 


1 — надклювье

2 — подклювье

3 — щека

4 — глаз

6 — затылок

5 — ухо

7 — плечо

8 — спина

9 — хвост



10 — кроющие перья 11— маховые перья

12 — интертарзальный сустав

13 — цевка

14 — первый палец

15 — второй палец

16 — третий палец

17 — четвертый палец


-

1. Шило впереди,
клубок середи,
ножницы сзади.

(Ласточка).

2. Явился в желтой шубке:

-Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок).

3. Гребешок аленький,
кафтанчик рябенький,
двойная бородка,
важная походка.
Раньше всех встает,
голосисто поет.

(Петух).

4. Трух-тух, трух-тух-тух,
Ходит по двору петух:
Сапоги со шпорами,
Хвост с узорами.

Под окном стоит, На весь двор кричит. (Петух).

5. Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не глядит,

А время знает.

(Петух).

6. Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Утром распевает,
Время считает.

(Петух).

7. Шапочка алая,
Желеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.

(Курица).


Приложение № 2

8. Желтые комочки,
легкие, как вата,
бегают за квочкой...
Кто это?

(Цыплята).

9. Пестрая крякушка,
серенькое брюшко,
ходит вразвалочку,
спотыкалочку.

(Утка).

10. Стрекотунья-белобока,
Под калиткою моей,
Скачет пестрая сорока
И пророчит мне гостей.

11. Красногрудый, чернокры­
лый,

любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять.

(Снегирь).

12. Совушка-сова,
большая голова,
на суку сидит,

во все стороны глядит, да вдруг как полетит!

13. Впереди—шильце,
Сзади—вильце,

Испод—белое полотенце, Сверху—синенькое суконце. (Ласточка).

14. Мала птичка-синичка,
да коготок востер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: