Тема. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННЫХ ПОНЯТИЙ




1. Характеристика умений, формируемых на основе грамматических понятий.

2. Задания, направленные на формирование умений на основе грамматических знаний.

1.

Грамматические понятии служат основой для формирования предметных (учебно-языковых и речевых) и общеучебных умений (УУД).

Умение определяется как усвоенный способ действий

Учебно-языковые умения – это мыслительные (умственные) действия с изучаемым языковым материалом. В учебных целях овладевают умениями находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение и др.

Умение находить (опознавать) языковое явление – это значит отличать его от других (особенно похожих), опираясь на известные существенные признаки. Среди всех учебно-языковых явлений это умение является базовым для овладения орфографически грамотным письмом.

Умение анализировать (характеризовать) данное языковое явление заключается в указании некоторых или всех известных ребенку признаков изучаемого явления. Согласно программе, дети должны овладеть фонетическим, звуко-буквенным, морфологическим, синтаксическим разбором и разбором слова по составу. Содержание и последовательность каждого из разбора определены действующими учебниками, в которых помещены планы и образцы ответов учащихся по каждому виду разбора.

Умение сравнивать языковые единицы состоит в установлении их тождества и различия. Учащиеся должны научиться сравнивать звуки и буквы, близкие по артикуляции звуки, существительное и прилагательное и т.п.

Умение классифицировать языковые единицы – это составление групп изучаемых явлений, объединённых общей смысловой основой. Это умение является комплексным и включает ряд частных умений:

– выделять признаки или свойства, объединяющие языковые явления;

– давать название группам;

– распределять объекты по группам.

Все учебно-языковые умения рассматриваются как основа для дальнейшего формирования общеучебных, логических, знаково-символических универсальных учебных действий.

В программе по русскому языку дети специально выделены и такие умения, как умения умения различать сходный материал: звуки и буквы, одноколенные слова и синонимы и др.

Некоторые усваиваемые умения должны быть доведены до уровня навыков.

В этом процессе учёные выделяют следующие шаги:

– выполнение упражнений с опорой на определение понятия для его закрепления;

– освоение способа или алгоритма действия на основе понятия (там, где такой алгоритм эффективен, где он задает ориентировочную основу действия и может быть средством контроля за выполнением действия);

– отработка на основе алгоритма отдельных операций, а также действия в целом при постоянном контроле за процессом и результатом действия;

– самооценка учащихся усвоенного действия.

2.

Для формирования учебно-языковых умений применяются следующие разновидности заданий (упражнений).

 

Опознавательные задания формируют умения находить языковые явления. Разновидности этих заданий:

1. Доказать принадлежность языкового явления к указываемому разряду (докажите, что данные слова являются…, согласны ли вы с тем, что ….).

2. Узнать в данном дидактическом материале изучаемое языковое явление (найдите…, выпишите…, подберите примеры …).

3. Подобрать собственные примеры для заданной грамматической категории.

· К данным словам подбери однокоренные слова, Запиши их. Обозначь корень и докажи, что это однокоренные слова. Даны слова: дом, дуб, зима, лёд, дым, снег. (Иванов и др., 2 кл., ч. 1.).

· Посмотри внимательно, кто и что окружает тебя в классе. Назови как можно больше существительных, которые обозначают людей, вещи, школьные предметы, виды работ и занятий, настроение людей. (Бунеев и др., 3 кл., ч. 2).

· Подбери и запиши как можно больше имён прилагательных, которые называют, какие это предметы по размеру, по форме, по цвету, по запаху, по вкусу. (Бунеев и др., 3 кл., ч. 2.)

· Запиши схемы, а рядом слова, которые соответствуют схемам.

 

Даны слова: кустик, мосты, такси, город, избушка. (Иванов и др., 2 кл., ч. 2.)

4. Образовать форму от заданного слова.

· К следующим глаголам напишите их неопределённую форму. Даны глаголы: гуляю, читаю, мету, пасу и др. (Полякова, 4 кл., ч.1.)

· Прочитайте, употребляя глаголы в скобках в неопределённой форме. К глаголам подставляйте вопрос что делать? или что сделать?

1. Ребята отправились (стерегу) стадо. 2. Нужно лошадь (запрягу). 3) Овец буду (стригу) осенью. <…>. (Полякова, 4 кл., ч. 1.)

Две последние разновидности заданий тоже можно отнести к опознавательным, потому что их выполнение также связано с узнаванием учеников соответствующих языковых явлений.

Языковой разбор/анализ. Разновидности этих заданий используются для формирования умения характеризовать единицы языка. Различают полный или частичный разбор слов, словосочетаний, предложений и текстов в соответствии с их грамматическими и семантическими признаками.

1. Частичный разбор заключается в указании некоторых (требуемых заданием) признаков анализируемого явления.

· Из каких звуков состоит слово сказка? (Полякова, 1 кл.)

· Спиши. Подчеркни в словах буквы, обозначающие гласные звуки. (Полякова, 1кл.)

· Составь сочетания имён существительных со словами мой, моя, моё. Укажи род имён существительных. Даны слова: свеча, озеро, друг <…>. (Бунеев и др., 3 кл., ч. 2.)

· Составь и запиши предложения. Сверху над словами укажи часть речи.

Даны группы слов: 1) Гости, весну, пернатые, встречают. 2) Весть, грачи, весна, ранней, приносят, о. (Желтовская, Калинина, 2 кл., ч. 2.)

· Спиши, обозначь суффиксы. Даны слова: голосок, волосок, башмачок, столик и др. (Иванов и др., 2 кл., ч. 1.)

2. При полном разборе требуется указать все известные признаки в определенном порядке. Этот порядок дан в специальных памятках.

Задания на сравнение языковых единиц (нахождение общего, различного и того и другого)

· Сравни первые звуки в словах. Как они называются? Даны слова: бумага – портфель, варежки – фуражка, газон – клумба и др. (Полякова, 1 кл.).

· Сравни число букв и число слогов в словах каждого столбика. Есть ли разница? От чего она зависит? (Полякова, 1 кл.)

ум Сон корм Страх
ау Ухо утро Лапка

 

Классификационные задания формируют комплекс учебно-языковых умений, поскольку при выполнении классификации ребенок опознаёт языковое явление, сравнивает факты языка между собой, анализирует их.

Разновидности заданий на классификацию.

1. Распределить единицы языка на группы по заданным основаниям. (По своей сути данное упражнение опирается на умение опознавать явления языка, подводить их под понятие.)

· Прочитай. Запиши в одну группу одушевлённые имена существительные, в другую – неодушевлённые. Как будешь их различать?

Даны слова: поэт, поэзия, машина, машинист, чтение, чтец, учитель, учебник <…>. (Бунев и др. 3 кл., ч. 2.)

· Выпиши родственные слова с корнями –гор-, -нос-, -ран-. Даны слова: рана, гора, нос, горка, ранить, носик и др. (Иванов и др., 2 кл., ч.1.)

2. Придумать примеры к заданным основаниям классификации или заполнить таблицу с заданными основаниями классификации своими примерами.

· Напиши по два слова, которые обозначают

одушевлённые предметы (кто?)

неодушевлённые предметы (что?) (Полякова, 1 кл.)

3. Определить основы группировки языковых явлений, дай название каждой группе.

· В какие группы распределены слова. Дай название каждой группе. Даны слова:

дом, стол, портрет, виноград и др.

ведро, окно, село, поле и др.

работа, одежда, парта, улыбка и др.

· Найди лишнее слово в каждой строке

Гладиолус, морковь, фиалка, роза.

Гладиолус, фиалка, красная, морковь.

Ходит, прыгает, плавает, бег.

Прямой, весёлый, читает, интересный. (Желтовская, Калинина, 2 кл, ч. 2.)

4. Сгруппировать языковые единицы, данные вперемежку.

· Выпиши существительные в два столбика. Даны слова: тополь, лошадь, голубь, тень, пень, печь, календарь, ель и др. (Полякова, 3 кл., ч. 2).

· Распределите данные словосочетания в две группы, запишите. Даны словосочетания: честь по работе, капельки влаги, бежал по дороге, по краям дороги, плыл по речке, пошли к подруге и др. (Полякова, 3 кл., ч. 2).

· Догадайся, на какие четыре группы можно распределить слова: собака, большая звезда, бежит, три, дом, лает, яркая, двадцать.

В чём сходство слов каждой группы? Запиши четыре столбика слов, дай им названия (Соловейчик, Кузьменко, 3 кл., ч. 1).

Работа над сложными, многооперационными учебными действиями, которые входят в число базовых, наиболее часто опирается на усвоение алгоритма действия.

В методике алгоритмом называют инструкцию, в которой представлена определенная последовательность действий (шагов), направленных на решение учебной задачи (=учебного задания) [Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. – С. 28.].

В начальной школе слово алгоритм не употребляется, вместо него используют слова порядок, план.

Как и определение понятий, алгоритм является ориентировочной основой в выполнении действий. Однако между алгоритмом и определением понятия есть различия.

Для сравнения приведем пример определения понятия и разработанного на его основе алгоритма учебного действия.

Например, изучая имена прилагательные, дети узнают об их свойствах: прилагательные изменяются по родам числам, падежам и связаны с именами существительными. На основе этих сведений дети составляют план определения указанных значений у имени прилагательного.

Примерный план, который должны составить ребята:

1) нахожу имя существительное, от которого зависит имя прилагательное;

2) устанавливаю род, число, падеж данного существительного.

3) указываю формы имени прилагательного.

Рассмотрим ещё один пример (Соловейчик и др., 2 кл., ч.2.)

Пример определения родственных слов Пример алгоритма действия по определению родственных слов
Родственные – это такие слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех родственных словах. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение. 1. Есть в словах общая часть? 2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слов а с помощью одного и того же сл о ва?

 

Не все учебно-языковые действия поддаются четкой алгоритмизации, однако в ряде случаев алгоритм эффективен и даже необходим. Алгоритм применяется при овладении следующими умениями:

– находить некоторые языковые явлений (например, части слова, главные члены предложения и др.);

– определять ряд признаков языковых явлений (форму времени, лица у глагола и др. – например, как это делается при изучении названных категорий в учебнике М. С. Соловейчик, Н. С, Кузьменко «К тайнам нашего языка»);

– выполнять полный языковой разбор. Алгоритмы полного разбора изучаемых единиц языка даются во всех учебниках в форме памяток. Например, памятки о том, как выполнить звуко-буквенный разбор, как узнать строение слова, как проанализировать слова как часть речи, как характеризовать предложение и др.

Знакомство с алгоритмом может протекать по-разному.

Чаще всего план действий даётся в готовом виде. Задача детей – осмыслить данный алгоритм.

Так, авторы учебника «К тайнам нашего языка» предлагают детям прочитать важный совет и сказать, как нужно действовать.

Как узнать падеж имени существительного?

1. Найди то слово, от которого имя существительное зависит (+).

2. От главного слова (+) к зависимому поставь падежный вопрос.

3. По вопросу определи падеж.

Далее дается задание на применение данного алгоритма.

Алгоритм может быть достроен или составлен и самими детьми.

Детям может быть дана только часть алгоритма, а ребята должны его достроить сами (частично-поисковый путь освоения алгоритма).

И наконец, алгоритм может быть выведен и самими детьми при выполнении соответствующих заданий (здесь проявляется большая поисковая активность детей).

Как отрабатывается умение на основе алгоритма? В начале работы следует добиваться от учащихся полных рассуждений в громкой речи по всем «шагам» алгоритма. Но в дальнейшем рассуждения должны свертываться.

На завершающем этапе действия выполняются в уме коллективно и индивидуально с включением контрольно-оценочных функций.

Рассмотрим задания, формирующие названные функции.

Задания на контроль:

- как ты будешь действовать, чтобы выполнить задание правильно

- проверь, как будет выполнять это задание ученик, персонаж (далее излагается способ, чаще всего ошибочный);

- задание на проверку дидактического материала, содержащего ошибки (например, ученик указал время глаголов. Правильно ли? Мы сегодня увидали (наст. вр.) городок среди рояля…);

- проверь по образцу;

- проверьте друг у друга выполненное задание. Но сначала обсудим, как его нужно было выполнять.

- «самоконтроль по собственной инициативе»: ученики выполняют задания на листах, затем листы собираются (якобы для оценивания) и копируются. После этого непроверенные листы вновь раздаются «для их самоанализа» и возможной правки и вновь собираются. Учитель по двум работам учащегося устанавливает, делает ли учащийся по собственной инициативе поправки в своей работе;

Для формирования действия контроля необходимо, чтобы дети осознавали, как правильно выполнять действия, но и возможные ошибочные шаги, умели находить языковой материал, который провоцирует на ошибку, видели «сигнал ошибки».

Выработке внимания к этим ситуациям помогут специальные задания-«ловушки».

«Ловушкой» называют задачу, заранее рассчитанную на неправильный ответ решателя.

К заданиям, провоцирующим ребенка на ошибку, относят:

1) ложное утверждение, произнесенное учителем;

2) ошибочное решение вопроса, навязанное ребёнку;

3) языковой материал, не позволяющий успешно справиться с заданием без осознанного выполнения всех необходимых действий (например, омонимичные явления языка, смешиваемые, похожие слова и формы).

Приведём примеры названных разновидностей заданий-«ловушек».

· В данном тексте есть имена существительные без окончания. Найдите их.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль. (С. Есенин) (Таких слов нет. В задании содержится ложное утверждение учителя.)

· В словах водой и водокачка корень водо, так как это общая часть. Кто со мной согласен? (Ложное утверждение учителя.)

· Толик Торопилкин определял время глаголов в следующем отрывке:

Мы сегодня увидали (н.вр.), городок среди рояля…

Он рассуждал так: «Увидали сегодня – значит, этот глагол стоит в настоящем времени». Правильно ли выполнил задание Толик? (Навязывание неправильного, но вполне убедительного способа решения задачи.)

· Найдите однокоренные слова: вода, жидкость, водяной, водитель, водоросли. е. (Дидактический материал задания содержит слово с омонимичным корнем и слово, близкое по значению, что может провоцировать ошибки детей.)

· В учебнике М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко используется следующая ситуация, провоцирующая ребенка на ошибки. Антон (один из персонажей учебника) предлагает ребятам свой, по его мнению, более удобный способ разора слова по составу, без рассуждений: – А разве нельзя просто посмотреть на слово и сразу увидеть в нём части?

Ребятам даются задания на проверку этого способа.

Предположи, например, какая приставка в первой паре слов? А какой суффикс в последней? Пары слов даются такие: 1) побежал – победил, <…> 8) листик – ластик.

В чём тебя убедил этот опыт? Сделай вывод: можно ли выделять части слова, как предложил Антон, не рассуждая? (навязывание лёгкого, но ненадёжного способа, а также использование языкового материала, не позволяющего выполнять действие механически,)

Задания, формирующие умение самому оценивать освоенное умение (способ действия).

Упражнения на оценку/самооценку способа действия. (Не путать с отметкой!)

Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя.

Какие же упражнения будут способствовать выполнению ребенком этого действия?

- лесенка, на ступеньках которой ученики отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

- волшебная линеечка: на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

- светофор – оценка выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

- выбор задач любой трудности, но доступных для решения: ученикам предлагается выбрать задание в соответствии со своими возможностями, решить их и после этого еще раз оценить свои возможности;

Предлагаемая учащемуся работа должна включать задания разной сложности: а) на выбор правильного ответа; б) задание, которое учащийся должен выполнить сам; в) задание «придумай подобное»; г) задание с «ловушкой»; д) придумай задание с «ловушкой».

- выбор способа выполнения задания: после предъявления задания ребенку предлагается выбрать, как он будет выполнять задание: «на отметку» или «на пробу»;

- контрольная работа с заданием, которое решается неизвестным ребенку способом (ребенок должен уметь отказаться, мотивируя свой отказ; худший вариант – будет решать известным способом, т.к. не владеет оценкой ситуации).

Контроль и оценка учителем освоенности ребенком способа:

- традиционные контрольные задания;

- тестовые задания (см. Базарова, Шиц 2003; Сычёва 2010);

 

Задания на взаимооценку: +/- (освоенного умения!)

Начиная с первого класса, с этой целью могут быть использованы так называемые оценочные шкалы или «линеечки». [1]

Для их разработки необходимо определить критерии, по которым ученик будет оценить свою работу. Как правило, критерии для оценки разрабатываются учителем в совместной деятельности с учащимися.

Например, детям дается задание подобрать родственные слова к слову ёлка.

Для оценки действия в нахождении родственных слов могут быть выработаны следующие критерии: 1) правильность подбора родственных слов; 2) количество подобранных слов.

После выполнения задания выполняется самопроверка с комментариями, а затем по выработанным критериям проводится само- или взаимооценка. Каждый критерий ученик оценивает знаками «+» или «–», а может показать крестиком на линеечке.

Одним из приемов критериального оценивания уровня сформированных умений самим учащимися является проверочная работа.

Учитель по прохождении той или иной учебной темы разрабатывает оценочный лист, пример которого помещен ниже

1. Ф.И. ________________________ класс______

2. Задания тестового характера, проверяющие наиболее важные умения, которые были сформированы у учащихся при изучении той или иной темы.

Например:

А. Выдели в словах основу и окончание:

ученик, девочка, пальто, говорит, красивый.

Б. Обведи изменения одного и того же слова:

ученик – школьник

ученик – учеников

ученик – ученица

Г. Найди в каждой группе лишнее слово, зачеркни его:

укол, колоть, коляска

хор, хорёк, хоровой

угол, уголь, угольник

  Мои достижения Ученик
1. Умею определять части слова: основу и окончание  
2. Умею находить изменения одного и того же слова  
3. Умею определять родственные слова  

Дети выполняют работу и сдают её учителю.

Учитель проверяет, но не вносит никаких исправлений.

На следующем уроке учитель возвращает детям выполненные работы без каких-либо помет. А на уроке организует работу над подобными заданиями.

На следующем уроке учитель возвращает детям выполненные работы без каких-либо помет.

Организуется оценивание детьми выполненных заданий.

В ходе совместной работы над каждым заданием, дети уточняют, что нужно было знать и уметь, чтобы правильно его выполнить.

Так, при работе над первым заданием детям предлагается воспроизвести алгоритм нахождения окончания и основы. Дети вместе с учителем обсуждают, как должны быть найдены указанные части слова в соответствии с данным алгоритмом. После того как будут проанализированы все слова, детям предлагается оценить первое умение в табличке значками: «+», «–»,«+/–».

Аналогично проводится работа над следующими заданиями.

В конце ребятам предлагается сравнить свою оценку с оценкой учителя. Для этого нужно отогнуть правый край листа. (Этот вид контроля важен для учителя, поскольку дает представление об учениках с заниженной или завышенной самооценкой для дальней работы по ее корректировке.)

Все приведенные выше виды заданий/упражнений могут быть конкретизированы в зависимости от характера языкового материала, на основе которого выполняются умственные действия. Таким материалом могут быть единицы разных уровней: звуки, слоги, части слов, слова, части речи и их формы, предложения. В зависимости от характера языковых единиц различают звуко-буквенные, словообразовательные, морфологические и синтаксические задания или упражнения.

 


[1] Предельно подробно способ введения линеечек как инструмента формирования самооценки описан в в книге Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» (Томск, Пеленг, 1992 и др. издания)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: