План
1 Раздробленность Германии.
2. Экономическое развитие германских земель.
3 Бранденбургско-Прусское государство.
4 Два аграрных мира.
5 Фридрих II. Австро-прусский дуализм и реформы.
Ход урока:
Посмотрите видеоурок по теме
https://yandex.ua/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8%20%D0%B2%2018%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5%208%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1643947374340
1. Прочитайте п.1 §
Внимательно рассмотрите карту Германии.
1. Какова особенность этой карты?
2 В каком виде на этот момент находились земли?
Правильные ответы:
1. На карте нет единого государства Германия.
2. В состоянии раздробленности.
Продолжите предложения –
1.Германские земли в н. XVIII в. были……….. и как такового единого ……………не было
2.Такое положение было закреплено результатми ………………мира, после ……………войны. (запишите их в тетрадь)
Прочитайте информацию
2. Политическая раздробленность Германии сказывалась и на развитии ее хозяйства. Перемещение основных торговых путей в Атлантический океан привело к упадку немецких городов, ранее процветали, ремесел т.д. Опустошительная Тридцатилетняя война отбросила немецкие земли по уровню экономического развития далеко назад. Страна была разграблена и лежала в руинах. Обезлюдели целые районы. Морское побережье и устья важнейших рек (Рейна, Эльбы и др.) контролировала Швеция.
При таких условиях основным источником дохода для германских государств была земля, на которой выращивался единственный экспортный товар - хлеб. Князья в условиях господства феодальных отношений с целью увеличения производства товарного хлеба сгоняли крестьян с земель, расширяли площадь пахотных земель, увеличивали барщину. Таким образом в большинстве немецких княжеств произошло прикрепленныминия крестьян к земле. Упадок торговли, ремесла, а соответственно - городов привел к сохранению цеховой системы с ее строгой регламентацией.
В первой половине XVIII в. хозяйственная жизнь в немецких землях несколько оживилось. Однако центр экономического подъема находился не в городах, а в сельской местности. Здесь появились первые мануфактуры - рассеянное типа. Крестьяне, которые зарабатывали на пропитание кустарным промыслом, были соединены с рынком через предпринимателя-скупщика.
Появились и большие государственные мануфактуры, производившие в основном военную продукцию (пушки, ружья, солдатские униформу, амуницию и др.).
Задание:
1. Выберите и запишите КОРОТКО причины упадка экономического развития Германии.
Прочитать материал.
Подъем Бранденбург-Прусского государства
После Вестфальского мира основные владения Бранденбургских курфюрстов состояли из четырех частей:
1.Бранденбург;
2.Пруссия (до 1657 находилась в вассальной зависимости от Польши);
3.Восточная Померания;
4.Герцогство Клеве, расположен на Рейне.
Главной причиной подъем Бранденбурга-Пруссии был хозяйственный упадок юго-западной части Германии в результате перемещения основных торговых путей в Атлантический океан и разорения после Тридцатилетней войны. Через земли Бранденбурга-Пруссии пролегли основные торговые пути (Преимущественно рекам) из Германии до Балтийского и Северного морей. Итак, почти вся хлебная и посредническая торговля с Англией и Голландией оказалась в руках бранденбургского курфюрста.
Особенно быстро процесс усиления Бранденбурга-Пруссии происходило в правление курфюрста Фридриха Вильгельма (1640-1688 гг.) Он был способным полководцем и политиком, разбирался и в хозяйственных делах. Провозгласив в своих владениях веротерпимость и льготы для переселенцев, курфюрст добился переселение большого количества квалифицированной рабочей силы: французских гугенотов, голландцев, евреев, немцев с юго-запада. Развернул работы по строительству каналов, осушение болот, что увеличило количество пригодных для земледелия земель и улучшило торговые отношения с Англией и Голландией. В сфере торговли и промышленности проводилась политика меркантилизма (защиты внутреннего рынка).
Учреждались государственные мануфактуры. Даже тюрьмы было превращено в мастерские. Запрещался вывоз монет (серебряных, золотых). Натуральный налог заменили денежным. Систему сбора налогов было упорядочено. На государственной службе устанавливалась строгая дисциплина. Все эти меры способствовали созданию прочной финансовой системы и сильного войска (30 тыс. воинов).
Задание. Найдите и выпишите причины подъема Бранденбург-Прусского государства.
4. Рассмотрите схему. Выясните, в чем раличия в агарном развитии двух частей германских земель (устно)
Тема: Германия в XVII-XVIII вв.
Цель: рассмотреть основные события происходящие на территории Германии; развивать
навыки самостоятельной работы, поиска информации; продолжать формировать
стремление к познанию
Оборудование:
Тип урока: традиционный
Ход урока:
Организационный момент
Опрос домашнего задания:
В Италии; D) В Испании; Е) Во Франции.
9. Лидером якобинской диктатуры был: А) Дантон; В) Марат; С) Шометт; D) Робеспьер;
Е) Варье.
10. Якобинская диктатура прекратила свое существование: А) В июле 1789 году; В) В
июле 1791 году; С) В июле 1793 году; D) В июле 1792 году; Е) В июле 1794 году.
Изучение нового материала:
Рассмотрите таблицу.
1. Выпишите всю информацию по деятельности короля.
2.Найдите, что означает выражение «австро-прусский дуализм».
Вестфальский мир 1648 г. привёл к значительному расширению владений
курфюршества Бранденбург, которое ещё ранее (в 1618 г.) присоединило герцогство
Пруссию. В 1701 г. Брандербургско-Прусское государство получило название
«королевство Пруссия». Оно отличалось жёсткой бюрократической системой и
милитаризмом. В Пруссии и других восточногерманских государствах наблюдалось
второе издание крепостничества.
Наибольшую известность получил Фридрих II (король Пруссии). Он считался
сторонником просвещённой монархии, отменил пытки, реорганизовал армию на основе
муштры. При нём Пруссия участвовала в войне за австрийское наследство, в Семилетней
войне, в разделе Речи Посполитой. Хотя императорами Священной Римской империи
оставались австрийские Габсбурги, их влияние ослабло, а Пруссия отняла у Австрии
Силезию. Восточная Пруссия даже не считалась составной частью империи. В
раздробленном и ослабленном виде Священная Римская империя существовала до 1806
года.
К 1804 г., когда Наполеон I стал французским императором, Германия оставалась
политически отсталой страной. В ней сохранялась феодальная раздробленность,
существовало крепостное право, везде действовало средневековое законодательство. Ряд
германских государств ранее воевали с революционной Францией с переменным успехом.
Осенью 1805 г. началась война Наполеона с коалицией, в которую входила Австрия.
Австрия была разбита. Германский император Франц II, который как раз перед этим в
1804 г. стал также императором австрийского многонационального государства, покинул
германский престол под давлением Наполеона. В июле 1806 г. Священная Римская
империя была упразднена, а вместо неё был провозглашён Рейнский союз. При
Наполеоне количество немецких княжеств значительно сократилось за счёт их
объединения. Потеряли свою независимость и многие города, количество которых во
время их расцвета было свыше восьмидесяти. К 1808 г. в Рейнский союз входили все
государства Германии, кроме Австрии, Пруссии, шведской Померании и датской
Голштинии. Половина территории Пруссии была отнята у неё и частично вошла в
Рейнский союз.
Почти во всём Рейнском союзе было ликвидировано крепостное право. В большинстве
государств Рейнского союза был введен наполеоновский Гражданский кодекс,
уничтоживший феодальные привилегии и открывший дорогу для развития капитализма.
Рейнский союз участвовал в наполеоновских войнах на стороне Франции. После разгрома
Наполеона в 1813 г. он фактически прекратил существование.
На Венском конгрессе (октябрь 1814 г. – 9 июня 1815 г.) 8 июня 1815 г. был образован
Германский союз из 38 германских государств под главенством Австрии.
Закрепление:
Учащиеся читают раздаточный материал, отвечают на вопросы
Оценка знаний учащихся
Домашнее задание: прочитать конспект в тетради, подготовить вопросы после параграф
Домашнее задание:
1. Прочитать материал. Повторить, все что выписали.
2.подготовиться к пров. работе по темам предыдущим + Германские земли.