Скворцов П.М.
П784 Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Эколо-гия» для профессиональных образовательных организаций / П.М.Скворцов, Е.В.Титов, Е.В.Колесова, Я.В.Скворцова. — М.: Издательский центр «Акаде-
мия», 2015. — 13 с.
ISBN 978-5-4468-2606-3
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образова-ния.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образо-вания.
УДК 372.8:574(075.32) ББК 74.262.01я723я722
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия », и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
© Скворцов П.М., Титов Е.В., Колесова Е.В., Скворцова Я.В., 2015
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2015
ISBN 978-5-4468-2606-3 ©Оформление.Издательский центр«Академия», 2015
Содержание
Пояснительная записка........................................................................................................... 4
Общая характеристика учебной дисциплины «Экология»............................................... 5
Место учебной дисциплины в учебном плане.................................................................. 5
Результаты освоения учебной дисциплины...................................................................... 6
Содержание учебной дисциплины.................................................................................... 6
Тематическое планирование.................................................................................................. 9
Примерный тематический план......................................................................................... 9
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов............................... 10
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Экология»........................................................................................ 11
Рекомендуемая литература.................................................................................................. 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных ор-ганизациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифициро-ванных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли-ны «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес-сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисци-плины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль эколо-гических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и ис-кусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ-ностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоох-ранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собствен-ному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других лю-дей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.
Программа учебной дисциплины «Экология» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфи-ку программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образо-вания в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — про-граммы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ЭКОЛОГИЯ»
Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы, в частности человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественно-научной дисциплины и превращает ее в комплексную социальную дисциплину.
Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Эколо-гия, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.
Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устой-чивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно-научные и гуманитарные аспекты.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь-ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучаю-щихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. Вместе с тем изучение экологии имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим ком-понентом являются научные знания и научные методы познания, не только позво-ляет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего об-разования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обяза-тельной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образова-тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается
в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обяза-тельных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов :
• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологи-ческие знания;
−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-ку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше-нию общих задач в области экологии;
• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятель-ности для изучения разных сторон окружающей среды;
−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимен-та) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с ко-торыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их до-стижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения сведений эко-логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуаци-ях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обя-занностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориен-тированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасно-стью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях 1. Роль экологии вформировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
1 Здесь и далее курсивом выделен дополнительный учебный материал, изучаемый при освоении профессий СПО естественно-научного и социально-экономического профилей профессионального об-разования.
Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессиональ-ного образования.
1. Экология как научная дисциплина
Общая экология. Среда обитания и факторы среды.Общие закономерности дей-ствия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.Среда,окружаю-щая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. При-
родные ресурсы, используемые человеком. Понятие«загрязнение среды».
Прикладная экология. Экологические проблемы:региональные и глобальные.Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Практическое занятие
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах мест-ности, окружающей обучающегося.
2. Среда обитания человека и экологическая безопасность
Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты.Есте-ственная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасно-сти. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к орга-низации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к до-рожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской мест-ности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологи-
ческих проблем сельского хозяйства.
Демонстрация
Схема агроэкосистемы.
Практическое занятие
Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
3. Концепция устойчивого развития
Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические про-
блемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий«устойчивость»и «устойчивое развитие ». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамкахконцепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Эко-
логические след и индекс человеческого развития.
Демонстрации
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты». Экологический след.
Практическое занятие
Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
4. Охрана природы
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы орга-
низаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законо-дательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологиче-
ских проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.Возмож-ности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и
водных биоценозов).
Демонстрации
Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России.
Практическое занятие
Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.
Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающе-гося.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
• Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
• Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устой-чивого развития.
• Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы ис-черпаемости.
• Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
• История и развитие концепции устойчивого развития.
• Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
• Основные экологические приоритеты современного мира.
• Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз-можные способы решения проблем.
• Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
• Популяция как экологическая единица.
• Причины возникновения экологических проблем в городе.
• Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
• Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
• Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
• Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
• Система контроля за экологической безопасностью в России.
• Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
• Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
• Структура экологической системы.
• Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
• Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
• Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Эко-логия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
• по профессиям СПО и специальностям СПО технического профиля профессио-нального образования — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 36 часов, внеауди-торная самостоятельная работа студентов — 18 часов;
• по профессиям СПО естественно-научного и социально-экономического профилей профессионального образования — 108 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 72 часа, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 36 часов;
• по специальностям СПО естественно-научного, социально-экономического и гума-нитарного профилей профессионального образования — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 36 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов.
Примерный тематический план
Количество часов | |||||
Вид учебной работы | Профили профессионального образования | ||||
технический | естественно-научный, | гуманитар- | |||
социально-экономический | ный | ||||
Аудиторные занятия. | Профессии СПО, | Профессии | Специально- | Специально- | |
Содержание обучения | специальности СПО | СПО | сти СПО | сти СПО | |
Введение | |||||
Экология как научная | |||||
дисциплина | |||||
Среда обитания человека | |||||
и экологическая безопасность | |||||
Концепция устойчивого | |||||
развития | |||||
Охрана природы | |||||
Итого | |||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | |||||
Подготовка докладов, рефера- | |||||
тов, индивидуального проекта | |||||
с использованием информаци- | |||||
онных технологий, экскурсии | |||||
и др. | |||||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |||||
Всего | |||||
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов | |
(на уровне учебных действий) | ||
Введение | Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли | |
экологии в формировании современной картины мира | ||
и в практической деятельности людей. | ||
Демонстрация значения экологии при освоении профессий |
и специальностей среднего профессионального образования
ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Общая экология | Умение выявлять общие закономерности действия факторов |
среды на организм. Получение представлений о популяции, | |
экосистеме, биосфере | |
Социальная экология | Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Уме- |
ние выделять основные черты среды, окружающей человека | |
Прикладная экология | Умение выявлять региональные экологические проблемы |
и указывать причины их возникновения, а также возможные | |
пути снижения последствий на окружающую среду | |