Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.)




Направление Основные представители и их труды Их философские взгляды
1. Гумани- стическое Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время     комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:   • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;   • восхваляет человека;   • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;   • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;   • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.   Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).   Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.   Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:   • человеческая жизнь дается один раз и уникальна;   • человек должен жить не для Бога, а для самого себя;   • человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;   • человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;   • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;   • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;   • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждать ся жизнью и любить; • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
  Лоренцо Валла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":   • ниспровергал церковные авторитеты;   • критиковал схоластику за искусственность, надуманность и   неистинность;   • в центр мироздания ставил человека;   • верил в возможности человека и его разум;   • отвергал аскетизм и самоотрешение;   • призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;   • был сторонником равенства мужчины и женщины;   • высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
   
   
2. Неопла- тоническое Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:   • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);   • "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;   • исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);   • едины идея и материя;   • реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;   • Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;   • Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);   • бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);   • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;   • невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" —термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом   идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
  Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:   • возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);   • признать за человеком полную свободу выбора;   • объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
3. Натурфи- лософское и Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в философии и медицине.   Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.   Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
  Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:   • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);   • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;   • все космические тела движутся по собственной траектории;   • космос бесконечен;   • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла
  • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.   Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:   • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;   • Вселенная не имеет центра и бесконечна;   • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);   • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;   • число миров во Вселенной бесконечно;   • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения;   • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.   Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.   Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно • изобрел телескоп;   • с помощью телескопа исследовал небесные тела;   • доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;     • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;   • открыл спутники вокруг других планет;   • исследовал динамику падения тел;   • доказал множественность миров во Вселенной.   Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:   • наблюдении;   • выдвижении гипотезы;   • расчетах воплощения гипотезы на практике;   • экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
4. Полити- ческое Николо Макиавелл Свои политические воззрения Никколо Макиавелли изложил в труде «Государь». Политика, по мнению мыслителя, основа на практике – действия определяют реальный исход дела, а теоретические предпосылки и пустая болтовня, имевшие место ранее, лишь создают иллюзии на пустом месте. Именно в философии Н. Макиавелли политика навсегда расстается с нравственной подоплекой, тем самым переходя к конкретике и действиям, рассмотрению реальных поступков людей взамен извечного размышления, как им следует поступать.   Политика основывается на:   Исследованиях качества человека и его природы; Изучение соотношения общественных интересов, сил и страстей; Объяснении реального положения вещей в обществе; Уходе от утопических мечтаний, догматизма;
5 Социально- утопическое Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.   Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.   Согласно Т. Мору в Утопии:   • не существует частной собственности;   • все граждане участвуют в производительном труде;   • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;   • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:   • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;     • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;   • самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;   • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);   • все должностные лица избираются — прямо или косвенно;   • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);   • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:   • отсутствует частная собственность;   • все граждане участвуют в производительном труде;   • результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;   • труд совмещается с одновременным обучением;   • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;   • солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;   • большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;   • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.   Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
   
6. Реформа- ционное -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:   • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;   • между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;   • необходимо упрощение обрядов;   • церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;   • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;   • должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;   • дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;   • необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;   • необходимо запретить индульгенции.
  Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.   Согласно Кальвину:   • ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;   • смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;     • все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;   • выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;   • профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;   • добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;   • успех в работе — признак богоизбранности;   • вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:   • возглавил реформационное движение в Женеве;   • добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");   • подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;   • провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.   Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.   Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:   • необходимо реформировать не только Церковь, но общество   в целом;   • цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;   • главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;   • частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);     • жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;   • власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".   В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.    
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: