Диалектика души и тела у Платона




Оглавление

Оглавление. 2

Введение. 3

Диалектика души и тела у Платона. 6

Федон. 7

Этика Платона. 8

Пир. 11

Понимание любви у Платона. 11

Федр. 13

Образ колесницы.. 13

Любовь как путь восхождения души. 14

Тимей. 15

Космос: душа и тело. 15

Библиографический список. 16

Аналитическая работа по первоисточнику Платона "Государство". 17

Онтологический аспект. 17

Гносеологический аспект. 18

Аксиологический аспект. 19

 


 

Введение

С античных времен проблемы души и тела как основных аспектов бытия человека волнует умы философов. Философская мысль каждой эпохи отражает этот предмет по-разному, в соответствии с общим принципом, характеризующим тот или иной этап ее развития.

Как известно, основной принцип античной философии – космоцентризм. Античные мыслители видели мир как эстетически совершенное, законченное целое, где человек -"микрокосм" – был подобен миру –"макрокосму", связан с ним узами "предустановленной гармонии". Эта эпоха подобна золотому детству человечества, когда ребёнок ещё не отделяет себя от окружающего мира: "... Если для ребенка мир сначала ограничивается одной комнатой, или одним домом, или одной улицей, то нет ничего удивительного и неестественного в том, что для древнего грека мир ограничивался только видимым, слышимым и вообще чувственно воспринимаемым небом."(в. 33)

История античной философии неоднородна, в ней обычно выделяют досократический (натурфилософский) период, период классики и эллинизм. А.Ф.Лосев, рассматривая античную философию от Фалеса до Аристотеля под общим названием «классики», предлагает свою периодизацию этого этапа: ранняя классика (досократики), средняя классика (Сократ и софисты) и зрелая классика (Платон и Аристотель). Эта периодизация связана с "диалектикой материи и идеи"(в.19), которая, согласно Лосеву, пронизывает всю античную философскую мысль.

"Ранняя классика" – это досократики, которых нередко называют натурфилософами. "Нетрудно заметить, - пишет Лосев в своей работе "История античной философии в конспективном изложении" - что с философской точки зрения самым важным достижением в ранней классике была попытка охватить становящуюся материю и устойчивые формы этого становления в одно целое…".(в.56).Основной предмет рефлексии досократической мысли - природа, космос, т.е. "материя". Поскольку все в космосе телесно и в то же время одушевлено, "все полно богов", душа и тело человека не представляет для досократиков какой-то особенной реальности, требующей отдельного, детального рассмотрения. Поэтому проблема человека не занимает в творчестве этих мыслителей значительного места. Понятие души у досократиков носит космологический характер, то есть это душа мира вообще, она имманентна космосу. В целом досократики мыслят душукаквоплощениетогоилииногокосмическогоначала-архэ.Тем неменее,иудосократиковмывстречаемрассужденияоприродеипроисхождениичеловека,о его познавательных способностях. Некоторые из этих представлений мы в измененном виде обнаруживаем у Платона в его учении о душе и теле; другие, напротив, вызывают критику со стороны философа.

"Средней классикой" Лосев называетэтап, связанный с так называемым "сократическим переворотом": «…Если раннюю классику мы должны назватьинтуитивной философией, то ту {среднюю} классику, которая трактовала идею вотрыве от материи, мы, очевидно, должны назвать философией рассудочногохарактера или философией {дискурсивной} »(в.59). Мыслители этого периода – Сократ и софисты – обращают свой взгляд на самый важный, по их мнению, предмет – человека. Основной принцип предустановленной гармонии между "макрокосмом" и "микрокосмом" сохраняется, но в центре вниманияфилософской мысли теперь находится второй член этого отношения – "микрокосм". Субъект вдруг становится важнее объекта, гносеология – важнее онтологии.Это и есть то, что Лосев называет разработкой "идеи" в отрыве от "материи". 5И, наконец, "высокая классика" связана с именами таких великих философов, как Платон и Аристотель.По мнению Лосева, именно на этом этапе происходит своеобразный "синтез" материи и идеи. Этот синтез начинается у Платона в его учении об"эйдосах", где умопостигаемая идея диалектически связана с чувственно воспринимаемых содержанием. Высшее выражение этого синтез, по мнению Лосева, мы находим у Аристотеля.«…Ранняя классика базируется на непосредственно данной и потому{интуитивной материи},..в то время как принципом зрелой классики явилась отнюдь неинтуитивно данная материя, но систематически организующая эту интуитивнуюматерию {формообразующая идея} …При этом, если диалектика была в античнойфилософии повсюду, как и во всей классике, то в зрелой классике она получилапреимущественное и даже главенствующее положение»(в.64)

Согласно Лосеву, учение Платона о душе и теле непосредственно связано с этой диалектикой материи и идеи. Если Сократ в первую очередь занимается проблемами человеческой души, тоПлатон ставит задачу, отталкиваясь от идеи души, вернуться к онтологии, но уже на новом уровне. Таким образом, именно учение о душе и теле становится ядромплатоновскогообъективного идеализма.

Диалектика души и тела у Платона

Платон родился в аристократической семье в Афинах. Период его жизни относится к 427-347 гг. до н. э. Он был учеником Кратила, а позже Сократа. Сократ становится главным действующим лицом в диалогах Платона. Все произведения Платона написаны в виде художественного произведения, где главный герой беседует с оппонентами и при помощи майевтики приходит с ними к истине. Однако нельзя полностью утверждать, что только под влиянием Сократа сформировались философские идеи Платона. По мнению Аристотеля, на формирование мировоззрения Платона повлияли три личности: Гераклит (посредством своего ученика Картеля), пифагорейцы и Сократ. Но, конечно, этими именами не исчерпывается связь платоновской философии с предшествующими мыслителями. Здесь можно согласиться с Лосевым, который говорит о непрерывности античной философии,преемственности всех её этапов. Читая платоновскиедиалоги, нетрудно заметить, что автор нередко используетидеи и образы, заимствованные у досократиков.Также на мировоззрение Платона оказывают влияние драматурги и софисты (хотя влияние последних он и не желает признавать).

Проблемы души и тела Платон рассматривает в таких произведениях, как"Федон", "Пир", "Федр", Государство" и "Тимей". Далее можно более подробно изучить эти проблемы в каждом диалоге.

1.Федон

Как и все диалоги Платона, "Федон" – не только философское, но и литературно-драматическое произведение.Чисто логические построения у Платона переплетаются с мифологией и поэтическимиметафорами.

Краткое содержание диалога: Сократ перед казнью спокойно и с достоинством обосновывает, почему философ не должен бояться смерти. В своей предсмертной речи Сократ, выражая точку зрения автора, противопоставляет душу как вечную и неизменную сущность телу, котороетленно и состоит из множества элементов. Здесь же приводится четыре доказательства бессмертия души.

1.2. Доказательства бессмертия души.

Первое доказательство бессмертия души основано на утверждении, что происходит взаимопереход противоположностей: жизнь противоположна смерти,"как бодрствованию противоположен сон"[1]. Но противоположности должны обязательно переходить друг в друга в обоих направлениях, иначе нарушится равновесие; мертвое берётся из живого, а живое - из мертвого.

Второе доказательство бессмертия души основывается на учении о знании как припоминании. Вот что в качестве доказательства пишет философ: "...Не должны ли мы согласиться и в том, что если человек приобретает знания известным образом, то это есть припоминание?.."[2] Идея припоминания также упоминается в "Государстве" и др. произведениях. В диалоге"Менон" философ доказывает свою теорию о припоминании (с помощью хорошо поставленных вопросов главный герой – Сократ – подвел юношу к самостоятельному доказательству теоремы Пифагора). Но, если знание есть не что иное как припоминание, душа должна существовать и до рождения тела.

На основе утверждения, что душа – это простая и неизменная сущность, что она не может исчезнуть в отличие от тела, строится третье доказательство бессмертия души. "...Предметы, которые остаются всегда одни и те же перемене не подлежат, суть именно – предметы не сложные...". Здесь же он доказывает, что тело тленное, так как сложное и состоит из множества частей: "...Те же [предметы], которые составлены из разных частей, подвержены постоянным изменениям, и никогда не остаются в одном и том положении..."[3] В этом доказательстве мы можем заметить влияние идей Парменида на творчество Платона.

Четвертое и последнее доказательство нетленности души: душа источник жизни и не может сама быть причастна смерти: "...Душа, каков бы ни был предмет, в который она вселяется, всегда ли приносит с собою ему жизнь? – Всегда, без сомнения... -...Но душа может ли принять в себя противоположное тому, что она всегда носит с собою? Каков в этом отношении вывод наших рассуждений? – Без сомнения, не может..."[4]

В ходе диалога Сократ опровергает два возражения. Пифагореец Симиасвыдвигает теорию души как гармонии, рождённой из совокупности телесных начал. Все возражения Платона сводятся к следующему:

1. Душа не может быть гармонией, так как гармония есть результат действия материальных причин,а душа, согласно второму доказательству, существовала и до рождения.

2. Душа имеет власть над телесными побуждениями, что было бы невозможно, если бы она была только гармонией, т.е.сочетанием этих начал.

3. Теория души как гармонии не может объяснить существование, наряду с добродетельными, и порочных (не гармоничных) душ.

Второе возражение – Цебеса. Если признать душу как нечто первичное и имеющее власть над телом, то нет гарантии, что душа не может рано или поздно умереть, пережив несколько материальных воплощений. На это возражение Платон отвечает, развивая четвёртый аргумент – причастность души к эйдосу жизни.

1.2. Этика и космология: круговращение души

Из своего учения одуше Платон делает как этические, так и космологические выводы.

Душа по своей природе причастна вечным и совершенным идеям.Однако она, вынужденно используя органы теладля познания и деятельности, нередко проникается желаниями и потребностями тела, становится "тяжелее". Посмертная судьба души зависит от степени ее добродетели, т.е. от степени причастности к миру идей. Злые, порочные души отправляются в Тартар; души, чьи прегрешения не столь велики и доступны искуплению, после очищения возвращаются на землю;и только чистые души,души философов, при жизни избегающиепривязанности к телесному, удостоены остаться на небесной земле в вечном созерцании божественных идей. Здесь Платон обращается к мифологической концепции переселения душ, восходящей еще к пифагорейцам, а от них – к орфическим, а, возможно, и восточным учениям.

Космологическая картинаПлатона вполнесоответствует учению о душе. Платон красочно описывает две Земли – Землю материальную, представляющую собой огромный шар,висящий в равновесии в центре мира, и Землю истинную, небесную – разноцветный сияющий многогранник, где чистые души пребывают вечном блаженстве. (Здесь можно вспомнитьпоявившееся спустя несколько веков учение Блаженного Августина о "Граде земном" и "Граде небесном").

2. Пир

В диалоге "Пир" Платон исследует природу любви, Рассмотреть этот диалог необходимо, так как теория любви у Платона непосредственно связано с учением о душе и теле.

Действие диалога происходит на пиру у Агафона, куда приглашён и Сократ. Все присутствующие по очереди произносят речи в честь бога любви Эрота. Один из ораторов рассказывает миф об андрогинах – двуполых существах, разделённых волею богов и постоянно ищущих свою половинку.За этой смешной, на первый взгляд, легендой мы видим философское понимание любви как восполнение целостности бытия.Однако для Платона такое понимание любви кажетсянедостаточным. Своё учение о природе Эрота Платон, как обычно,вкладывает в уста Сократа, который, всвою очередь, ссылается на некую мудрую женщину Диотиму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: