III. Основная часть урока.




Попкова Т.В.,

Преподаватель по классу народное пение

МБУ ДО ДШИ Тамалинского района

Пензенской области

Класс 2 (народное пение)

Возраст 10 лет

Тема урока. Работа над художественным содержанием в шуточной народной песне «Вот задумал комарик жениться».

Цель урока: выработать навыки выразительного исполнения в раскрытии художественного содержания песни.

Задачи урока.

1. Образовательные:

а) Обучение вокально-техническим приёмам;

б) Отработать правильное произношение текста, влияющее на раскрытие художественного содержания песни;

в) Овладение навыками художественной выразительности исполнения песни.

2. Воспитательные:

а) Воспитывать чувство естественного состояния голоса при пении;

б) Воспитывать уважение и любовь к истокам русской культуры;

в) Воспитание любви к пению.

3. Развивающие:

а) Развить навыки анализа словесного текста и его содержания;

б) Развить образное мышление исполнительницы в песне «Вот задумал комарик жениться»;

в) Развитие слуха, музыкальной памяти.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: пение песни под аккомпанемент, беседа, наблюдение, демонстрация аудиоматериала, показ исполнения песни учителем.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: баян, компьютер, диски с записями, фортепиано, деревянные, шумовые инструменты.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы, цели, эмоциональный настрой.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания, данного на предыдущем уроке. Ученица пропевает песню, повторяя материал, над которым работала дома.

Учитель поправляет и показывает правильное исполнение песни.

III. Основная часть урока.

1. Теоретическая часть. Учитель даёт понятие художественного образа и характеристику художественного содержания песни «Вот задумал комарик жениться».

Художественный образ – это форма отражения или воспроизведения объективной действительности в искусстве. Художественный образ осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника, как в живописи, литературе, так и в музыке. В ходе творческого процесса исполнитель получает возможность достигнуть яркого, эмоционально-насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворённого воспроизведения песни. У правильно изложенного художественного содержания песни появляется своя специфическая функция – доставлять слушателю глубокое эстетическое наслаждение, пробуждение собственного творческого сознания и собственной фантазии.

Даётся подробная характеристика каждого куплета песни по содержанию. Определяется тональность песни.

- А какой характер нашей песни «Вот задумал комарик жениться»? Весёлый, игривый, шутливый.

Верно, характер исполнения весёлый и шутливый, ведь песня написана в мажорной тональности. Ученику предлагается выразительно рассказать текст песни, чтобы более осознанно воспринять содержание песни, создать художественный образ и воплотить отработанное в пении.

Вся работа над песней «Вот задумал комарик жениться» должна строиться с учётом правильного определения характера, художественного содержания и образа.

2. Работа над шуточной народной песней «Вот задумал комарик жениться».

Учитель предлагает ученику начать урок с подготовки голосового аппарата к певческой деятельности. Даются учебно-тренировочные упражнения и распевания:

а) Упражнения на расслабление голосовых связок – («Зевок», «Баюканье», «Мама»);

б) Упражнения на развитие диафрагмального дыхания – («Кошечки», «Дуть на огонь», «Цветок»);

в) Упражнения на развитие дикции – (проговаривание скороговорок, речевое проговаривание с звуковысотным интонированием на одном звуке, в терцовом сочетании, например, «От топота копыт пыль по полю летит», «Андрей-воробей не гоняй голубей»);

г) Упражнения на расслабление и подвижность артикуляционного аппарата – (распевки: «Плыла лебедь», «Уж, ты, вёснушка-весна», «Травушка-муравушка», «Ой, дороженька моя», «Зеленые луга», «Долинушка-долина»).

После подготовки голосового аппарата к пению, ученик исполняет песню «Вот задумал комарик жениться».

Прослушав исполнение песни полностью, учитель ставит запись шуточной народной песни «Вот задумал комарик жениться» на компьютере, комментируя услышанное, и даёт характеристику песни. Песня по жанру шуточная, исполняется в любое время, строение куплетное. Перед ученицей ставится задача проанализировать и отработать каждый куплет отдельно.

ü В ходе анализа мы выявляем общую идею песни и идейно-эмоциональные задачи отдельных фраз. Каждый куплет по содержанию различен, отрабатывается переход от куплета к куплету, не теряя при этом художественного образа и идеи песни.

- А какая главная идея песни по содержанию? Насмехание над комаром, который хотел жениться на мухе.

Верно, в исполнение и передаче образа песни должна прослеживаться нить усмешки.

Следует обратить внимание на скачок в мелодии в самом начале песни, для этого несколько раз пропевать мелодический скачок в разных темпах.

- А с какой интонацией будут исполнены все куплеты песни, с разной или одинаковой? С разной.

Правильно, структурно схожие мелодические попевки каждого куплета воспринимаются совершенно по-разному, из-за различного комплекса выразительных средств в тексте.

ü Отдельно отрабатывается припев песни, на протяжении всей песни он неизменен, одинаковый, трудность возникает в пропевании сложного текста. Ученице предлагается чётко с правильной дикцией проговаривать текст в медленном темпе, постепенно увеличивая темп. После чётко отработанной дикции, припев пропевается полностью.

ü Работа над песней ведётся путём показа учителем правильного исполнения каждого куплета отдельно с последующим повторением ученика за ним.

ü Корректируются все трудные моменты.

ü Песня «Вот задумал комарик жениться» исполняется целиком с учётом всех замечаний и исправлений.

IV. Заключение

1. Подведение итогов

В ходе работы над шуточной народной песней «Вот задумал комарик жениться» было отработано правильное дыхание, дикция, вокальные и интонационные приёмы исполнения, раскрыто художественное содержание и художественный образ песни. Ученица познакомилась с истоками народной культуры, прослушала записи исполнения народных песен, что способствует более полному развитию духовно-нравственного мира ученицы и умению воплощать прочувствованное в собственном исполнении.

2. Оценка.

Выставляется оценка, исходя из выполнения поставленных целей и задач, умения анализировать и эмоционально претворять намеченное (задуманное), но на более высоком, качественном уровне.

 

3. Домашнее задание.

Домашнее задание строится на основе сделанного в классе, на более качественном уровне: уверенного, эмоционального, выразительного исполнения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: