Ученые прогнозируют следующие возможные изменения в ближайшем будущем1.
Стремление к объединению прежде несовместимых технологий, например, в сфере мобильных устройств, объединение цифрового телевидения и Интернета — один из ключевых шагов в создании единой стационарной и мобильной точки доступа к цифровой информации.
Изменение технологий стремится к тому, чтобы захватить потребителя информации в максимальном количестве социальных сфер.
Возможно появление индивидуального информационного профиля, сопровождающего потребителя во всех его перемещениях.
По прогнозам аналитиков MorganStanleyв 2012 - 2013 гг. доступ в глобальную сеть Интернет через мобильные технологии (3G, WiFi, 3G+ и 4G-WiMax, LTE) начнут доминировать над доступом через фиксированные каналы связи2.
Таким образом, мобильность становится решающим фактором, который будет сильно влиять на принципы потребления контента. Прогнозируется, что потребление «тяжелого» видеоконтента на мобильных устройствах будет продолжать расти, а повышение пропускной способности мобильных сетей передачи данных уже к 2020 г., появление сетей пятого поколения приведет к созданию новых стандартов цифрового телерадиовещания.
Важные изменения коснутся в будущем содержания цифровой информации — контента.
Контент (англ, content— содержание) — это любое содержательное наполнение информационного ресурса.
В качестве контента могут выступать тексты, мультимедиа, графика и другие виды. Как одну из разновидностей контента выделяют мобильный контент.
Под мобильным контентом подразумевают цифровой контент, который адресован владельцам мобильных устройств. В качестве мобильного контента чаще всего можно найти:
• текстовые файлы;
• цифровые картинки (допустим, в формате-gifили-jpgи проч.);
• звуковые файлы (.midi, mp3 и проч.);
• видеофайлы (.avi,.mp4,.mpegи проч.);
• другие цифровые файлы, которые можно загружать в мобильные устройства при помощи беспроводной связи.
В настоящее время каждую минуту на YouTube загружается 35 часов видеоконтента или более 50 000 часов в месяц. В месяц на YouTubeзагружается пользовательского видео больше, чем произведено всеми телевизионными каналами и студиями США с момента начала их работы.
Для сравнения: в начале 2008 г. в YouTube загружалось 10 часов в минуту. Объем рынка цифрового контента в мире в 2008 г. превышал 700 млрд долл. США. в России - 2,5 млрд долл.
В 2011 г. объем мирового рынка оценивается более, чем в 1 трлн долл. США, в России — 5 млрд долл. США. Растет объем контента, передаваемого через сети мобильной связи: объем передаваемого трафика в российских сотовых сетях с введением формата 3Gудвоился.
Ниже описываются некоторые тенденции, наблюдаемые в области производства контента.
Число создателей контента возрастет 4 несколько раз, так называемый UGC (User generated content, созданный самими потребителями медиа) будет пользоваться возрастающим спросом. Социальные сети, отдельные блоггеры станут устойчивым элементом и создания, и потребления контента. Однако приоритет в создании информации останется за профессиональными медиа.
Основным способом доставки всевозможных новостей будут беспроводные и проводные Интернет- и иные сетевые технологии, способные передавать значительные объемы информации в режиме реального времени.
Интерактивность станет нормой — прямая коммуникация с аудиторией будет только возрастать. Актуальным становится вопрос о том, какие массивы информации могут находиться в общественном доступе — например, библиотеки, архивы.
Контент становится все более мультимедийным и предоставляется на различных технологических платформах с целью «захвата» потребителя 24 часа в сутки во всех социальных пространствах — дома, на работе, в транспорте и т.д.
В связи с информационной перегрузкой и ростом конкуренции между идеями и информацией, будет расти спрос на визуальный контент и падать спрос «а текстовую информацию.
Такие тенденции увеличивают во много раз потребность в эффективном поиске нужной информации, который осуществляется поисковыми системами.
Поисковая система — программный комплекс, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете по запросу пользователя.
В будущем поисковые системы окажутся ключевым элементом управления в процессах потребления информации.
Прогнозируются следующие направления будущего развития поисковых систем.
Развитие поисковых систем новой конфигурации, ход мышления которых приближен к человеческому.
Будет разворачиваться борьба за качество поисковых систем.
Актуальной проблемой становится контроль добросовестности поисковых систем в определении ранжирования информации. ^
Сейчас технологически, юридически и экономически не проработан вопрос отношений поиска и баз данных, архивов информации, в дальнейшем эти вопросы будут решаться.
Ожидается разработка новой математической модели поиска нужной информации.
Важнейшая проблема экономики новой среды заключается в том, каким образом сохранить производство качественного и высококлассного контента в условиях резкого роста количества источников информации. Это неизбежно приводит к сокращению средних расходов потребителя контента в расчете на «единицу» потребляемой информации и угрожает снижением качества контента.
Ведутся активные разговоры о необходимости своего рода «информационного налога» для финансирования общественных информационных ресурсов, библиотек и т.д.
Одной из узловых точек являются отношения между производителями контента и его распространителями, поскольку формирование стоимости во многом зависит не только от цены производства, но и от цены доставки, а также доступа к определенному ресурсу.