Оптовая ярмарка – не вправе торговать от своего имени. Их задача – создание условий для совершения торговых сделок с покупателями.




Достоинством ярмарок является заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. Они служат пунктами, узлами, где концентрируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в краткие сроки, обычно не более 20-30 дней. Сроки заключения договоров на оптовых ярмарках в 4-5 раз быстрее, чем в обычных условиях.

Значительные организационные достоинства ярмарок обусловили широкое их распространение. В дооктябрьской России ежегодно проводилось до 18 тыс. ярмарок. Наши крупнейшие ярмарки Нижегородская (Макарьевская), Ильинская, Ирбитская и др. по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияли на определение цен на соответствующие товары во всей Европе. В советский период ярмарки стали возрождаться в 70-е годы. Однако ярмарочная торговля была подчинена системе планового распределения товаров и ее организационные функции не могли проявляться.

В настоящее время в стране ежегодно проводится 1500-1600 ярмарок на различном уровне - от районных до всероссийских. Ярмарочно-выставочную деятельность организуют около 100 фирм, объединенных в Союз выставок и ярмарок СНГ. Вместе с тем полностью отсутствует законодательная база деятельности оптовых ярмарок, что сдерживает их развитие. Но пока выставочная активность в России существенно отстает от мировой практики. Имея 1% в мировом ВНП, Россия по выставочной площади и другим общепринятым критериям в этой сфере едва достигает 0,5%.

 

Мировой опыт свидетельствует о жизненности оптовых ярмарок. Так, в ФРГ ежегодно проводится более 100 международных и общегосударственных ярмарок, не считая ярмарок в отдельных землях. В России также требуется регулярное проведение ярмарок, которые эффективно позволяют сводить отечественных производителей и потребителей.

3 – торгово-промышленные выставки – они служат для организации продажи изготавливаемых или впервые осваиваемых в производстве товаров по выставочным образцам. Они функционируют за счет взносов ее участников, входной платы посетителей и сдачи в аренду экспозиционной площади.

На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами для организации сбыта. Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.

Регулирование выставочно-ярмарочной деятельности осуществляют Торгово-промышленные палаты

С 2003 г. Торгово-промышленная палата РФ осуществляет патронирование выставочных мероприятий с целью оказания им организационной и информационной поддержки.

Другой координирующей структурой является Международный Союз выставок и ярмарок - добровольное объединение выставочных операторов СНГ и Балтии, существующий с 1992 г. Штаб-квартира Союза находится в Нижнем Новгороде. На сегодня в его состав входят 79 членов, представляющих широкий спектр регионов России, а также Беларуси, Украины, Молдовы, Кыргызстана, стран Балтии.

На международном уровне координацией выставочной деятельности занимается Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI/УФИ). УФИ создана в 1925 г. в целях содействия международной торговле, координации проведения выставок во избежание их совпадения, унификации методов сбора статистических данных и др. Штаб-квартира Ассоциации находится в Париже.

 

В процессе осуществления выставочной деятельности особую значимость приобретает вопрос о государственной поддержке. Существуют два направления потребностей выставочного сообщества в государственной поддержке: государственная помощь в финансировании материально-технической базы выставочного комплекса (в частности, в строительстве новых выставочных площадей) и предоставление бюджетных средств экспонентам для участия их в тех или иных выставочных мероприятиях.

Нормативно – правовое регулирование выставочной деятельности осуществляется законодательными актами, актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. В их числе Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 1484, 1519), Налоговый кодекс РФ (ст. 264), Таможенный кодекс РФ, а также Федеральные законы от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности" и др.

К международным договорам, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Россия, относятся Парижская конвенция о международных выставках 1928 г., Соглашение с государствами - участниками СНГ от 26 мая 1995 г. "О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ" <36>, Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Брюссель, 1990 г.) <37>, Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 1990 г.), а также двусторонние соглашения Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, касающиеся выставочно-ярмарочной деятельности.

Ежегодно распоряжением Правительства РФ утверждается Перечень проводимых за рубежом выставок и ярмарок, на которых планируется организация российских экспозиций, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Для обеспечения развития и координации ярмарочно-выставочной деятельности в АПК России создана постоянно действующая Комиссия, входящая в состав Минсельхоза России. Права, обязанности, задачи Комиссии определены Положением о Комиссии по развитию и координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России, утв. Приказом Минсельхоза России от 5 февраля 2001 г. N 94 (с изм. от 26 марта 2001 г.).

Это постоянно действующая структура, создаваемая для координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК. В этих целях Комиссия взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами управления АПК субъектов Федерации, организациями и предприятиями, акционерными обществами, общественными организациями, отраслевыми ассоциациями.

Самым первым международным нормативным актом, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, была Парижская конвенция 1928 г., регулирующая проведение всемирных выставок. Конвенция рассматривает лишь принципиальные вопросы, касающиеся всемирных выставок: права и обязанности страны-организатора и стран-участниц, классификация, периодичность и продолжительность выставок. Рассмотрение же вопросов практического порядка возложено Конвенцией на Международное бюро выставок (МБВ), куда входят правительства стран, подписавших Конвенцию. МБВ выработало типовые общие правила всемирных выставок. По признанию некоторых юристов-международников, они приобрели даже большее значение, чем сама Конвенция.

Конвенция разделяет всемирные выставки на общие и специальные. Выставка считается общей, когда посвящена изделиям человеческого труда нескольких отраслей промышленности. Общие выставки могут быть I категории, на которых страны-участницы обязаны строить национальные павильоны, и II категории, когда странам-участницам не разрешается строить национальные павильоны.

Выставка является специальной, если посвящена одной какой-либо области прикладной науки (электричеству, оптике, химии), одной отрасли промышленности (текстильной, металлургической) или одному из основных видов потребностей человека (питанию, отоплению, транспорту). На специальных выставках национальные павильоны не строятся и участникам предоставляются помещения на условиях аренды.

Субъекты, обеспечивающие проведение мероприятий. Организация выставки возлагается на выставочную организацию - юридическое лицо, в Уставе которого выставочно-ярмарочная деятельность определена как основной или один из основных видов деятельности. Тем самым определяется (закрепляется) специальная (целевая) правоспособность такой организации.

Наряду с категорией "выставочная организация" может быть использовано понятие "организатор выставок (ярмарок)". Оно несколько шире за счет включения в его разряд индивидуального предпринимателя. В их функции входит организация и (или) руководство выставочно-ярмарочным мероприятием.

Выставочные мероприятия организатор вправе проводить как на собственных, так и на арендуемых площадях, что само по себе не предполагает категоричные требования к обладанию выставочными площадями на праве собственности.

Важная роль в проведении выставок (ярмарок) отведена соорганизатору выставок (ярмарок), который по статусу также может быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Соорганизатор формирует партнерство с организатором на проведение и (или) руководство мероприятием.

В зависимости от статуса и количества демонстрируемой продукции выставка может обеспечивать коллективную экспозицию. В этом случае организатор получает статус организатора коллективной экспозиции - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, арендующий выставочные площади для размещения на выставке (ярмарке) коллективной экспозиции, формируемой из ряда экспонентов.

Непосредственное общение с экспонентами проводит выставочный оператор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), по договору с организатором выставки оказывающий им весь комплекс или отдельные виды услуг по их участию в выставке.

Основными выставочными площадками России являются Всероссийский выставочный центр - ВВЦ (Москва) (площадь 108500 кв. м, "Экспоцентр" (Москва) (81000 кв. м), "КрокусЭкспо" (43900 кв. м), "Ленэкспо" (Санкт-Петербург) (25000 кв. м), "Нижегородская ярмарка" (Н. Новгород) (7500 кв. м), "Казанская ярмарка" (Казань) (6700 кв. м), "Пермская ярмарка" (Пермь) (5000 кв. м), "Сибэкспоцентр" (Иркутск) (4500 кв. м) и некоторые другие <39>.

Кроме выставочных операторов, непосредственно занимающихся организацией и проведением выставок, существуют и другие субъекты, содействующие выставочному процессу. Центральное место, как указывалось выше, занимают торгово-промышленные палаты.

Субъекты, проводящие мероприятие по продвижению продукции. Непосредственно демонстрацию товаров и (или) услуг по теме выставки (ярмарки) осуществляет экспонент, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Для реализации выставочно-ярмарочного мероприятия экспонент вправе привлекать собственный или нанятый им персонал.

В рамках экспонирования продукции помимо экспонентов выделяются со-экспоненты. Они равноправны, поскольку, являясь изначально экспонентами, получают статус со-экспонентов, объединив свои товары в рамках единого торгового стенда.

В целях определения лица, ответственного перед организатором выставочно-ярмарочного мероприятия, определяются основные экспоненты, заключившие договор непосредственно с организатором выставок.

Со-экспонент получает разрешение организатора выставок на демонстрацию своих товаров и (или) услуг на стенде основного экспонента, привлекая для этого собственный или нанятый им персонал. Иногда вместо термина "со-экспонент" применяют термин "долевой экспонент". Нередко вместо термина "экспонент" применяют термин "прямой экспонент".

Обычно правовой статус экспонента определяется в совокупности двумя документами: договором на участие в выставке и общими условиями участия в выставке. Причем общие условия, как правило, являются неотъемлемой частью договора.

В соответствии с пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и ее осуществлении определяют форму торговли. Торговля может осуществляться в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках.

Ярмарочно-выставочные мероприятия проводятся, как правило, в выставочных комплексах (выставочных центрах) - на специальной территории с расположенными на ней зданиями и (или) сооружениями, используемыми для проведения выставок (ярмарок).

Выставочные комплексы можно подразделить в зависимости от организации работы на два вида. В первом случае комплексы функционируют независимо от организаторов выставок. Выставочные площади сдаются организаторам в аренду для проведения выставочно-ярмарочных мероприятий. Под арендой выставочной недвижимости понимается сделка с ней, оформленная в виде договора или контракта, совершаемая между собственником выставочной недвижимости и организатором выставок на определенный период времени для проведения выставочно-ярмарочного мероприятия.

Вторая ситуация предусматривает право собственности организаторов на выставочные комплексы. Площади комплекса могут использоваться организатором для проведения собственных выставочно-ярмарочных мероприятий и сдачи в аренду под выставки другим организаторам.

Для реализации целей, сопутствующих выставочной деятельности, и оказания некоторых услуг вставочные комплексы могут предусматривать помещения или площади для проведения разного рода заседаний или собраний.

Еще одним важным вопросом, требующим решения, является форма участия компании в выставочных мероприятиях. Существуют три формы участия в выставках: индивидуальное участие, участие через коллективных организаторов и участие на стенде фирмы-партнера.

Индивидуальное участие в выставке со своим собственным стендом дает самые большие шансы для успешной презентации.

Участие в качестве субэкспонента (второго участника на стенде дружественного предприятия) тоже может быть для начала полезно, так как дает возможность ознакомиться с выставочной практикой. При этом представляемые субэкспонентом товары тоже должны соответствовать выставочной номенклатуре.

Процесс подготовки к выставке можно разбить на несколько этапов:

- составляется план деятельности до выставки и на период ее проведения;

- назначаются ответственные лица;

- учитываются все возможные расходы, связанные с проведением выставки;

- после окончания выставки делаются выводы для дальнейшего использования

За определенный фиксированный срок (не позднее чем за месяц до начала выставки) заполняется и посылается в адрес оргкомитета заявка на участие в ней.

Если общие условия одинаковы для всех экспонентов и после утверждения их руководителем выставочного мероприятия изменению не подлежат, договоры на участие заключаются в индивидуальном порядке с каждым экспонентом. Несмотря на то, что они составлены на определенной форме, их можно в случае необходимости изменять.

По своей правовой природе договор на участие в выставке является смешанным, сочетающим элементы договора аренды и договора оказания услуг. Это обусловлено тем, что экспоненту на выставке предоставляется в аренду (субаренду) стенд для размещения своей экспозиции и, кроме того, предлагаются различные сопутствующие услуги.

Под арендой в рамках такого договора понимается прежде всего аренда выставочной площади - выставочного стенда, а также выставочного оборудования для демонстрации экспонентом товаров и (или) услуг, презентаций.

Сопутствующие услуги подразумевают под собой определенные виды и направления выставочного предпринимательства, предназначенные для решения конкретных задач, возникающих у экспонентов и (или) посетителей в период подготовки, проведения и завершения выставочно-ярмарочного мероприятия. Выделяют две категории выставочных услуг: услуги, предоставляемые экспонентам, и услуги, предоставляемые посетителям выставочно-ярмарочных мероприятий.

К сопутствующим услугам, в частности, могут быть отнесены монтажно-демонтажные, транспортно-экспедиторские, маркетинговые, информационные складские, электротехнические, сантехнические, охранные, по вывозу мусора, рекламные, питания, услуги переводчика, дизайнерские и т.п. Наиболее распространенные дополнительные услуги информационного характера - аккредитация, публикация в каталогах, услуги переводчиков, изготовление вывески и фирменной рекламы.

4 - торгово-промышленные палаты – НКО, образуемые на основе членства КО, НКО и ИП.

Систему ТПП составляют Торгово-промышленная палата РФ и территориальные ТПП. Данные объединения создаются в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах". В настоящее время в России существуют более 179 торгово-промышленных палат, членами которых состоят около 25 тыс. предприятий, свыше 170 союзов и объединений предпринимателей.

Согласно названному Закону ТПП могут образовываться на территории одного или нескольких субъектов Федерации, но на одной территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Целями деятельности ТПП являются содействие развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, всемерному развитию предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей с предпринимателями других стран. Торгово-промышленная палата РФ и ТПП в регионах страны выполняют значительную разнообразную работу, содействуя формированию национального товарного рынка.

оказывают помощь российским организациям и индивидуальным предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики, организаций и индивидуальных предпринимателей;

организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также с социальными партнерами;

содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским организациям и индивидуальным предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: