Работа с родителями детей-мигрантов
Актуальность
1. Семейное воспитание должно помочь ребенку изначально усвоить нормы поведения в обществе, коллективе, во взаимоотношениях с людьми, то есть воспитание в современном обществе рассматривается не только как сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность родителей.
2. Успешность адаптации детей мигрантов в культурное пространство можно гарантировать только тогда, когда создано единое образовательное пространство «семья – образовательное учреждение»
Цель работы с родителями детей-мигрантов: педагогическое просвещение родителей детей мигрантов, педагогическая поддержка и помощь в решении проблем семейного воспитания.
Основные направления взаимодействия образовательного учреждения и семьи мигрантов и вынужденных переселенцев:
– изучение семьи, ее проблем и потребностей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т. д.);
– информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т. д.);
– психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная, консультационная служба, проведение и практикумов и тренингов с родителями);
– совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, рассказ о семейных традициях, увлечения, проведение совместных мероприятий, праздников и дел, творческие встречи с родителями, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т. д.).
Этапы работы с родителями детей-мигрантов
Первый этап: создание общей установки на совместное решение задачи социальной адаптации ребенка к детскому саду.
Второй этап: взаимное ознакомление педагогов и родителей с национальными особенностями воспитания детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации. Без знаний народной (этнической) природы воспитания не может быть взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной культурой.
Третий этап: реализация единого, согласованного индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка из семьи мигрантов для преодоления, прежде всего языковых трудностей в освоении нового социального опыта, а также ценностных ориентаций и культурных традиций, для вхождения в группу сверстников и гармонизации отношений, преодоления межличностного и межгруппового отчуждения. Данный этап можно рассматривать как основной, ориентированный на достижение социальной адаптации детей из семей мигрантов к школе.
Четвертый этап: организация взаимодействия родителей со всеми специалистами в школе и за его пределам; организация взаимодействия школы и социальных структур, общественных организаций и национальных диаспор.
Формы и способы взаимодействия с семьями детей-мигрантов, направленные на просвещение родителей и педагогов по вопросам сохранения и укрепления позитивного психоэмоционального состояния школьников, повышение этнокультурной осведомлённости, обучение приёмам эффективного межкультурного диалога:
− консультации, семинары;
− разработка и реализация совместных проектов;
− деловые игры, брифинги, конференции;
− фестивали;
− игры-тренинги, клубы-тренинги;
− круглые столы;
− родительские клубы по интересам с элементами тренинги;
− использование ИКТ;
− элементы сказкотерапии;
− создание сайтов;
− кросс-культурные семейные гостиные;
− родительские академии и др.
Тренинг родительской компетентности – наиболее современная и интенсивная форма работы с семьями. Программы некоторых видов тренингов родительской компетентности разработаны специалистами психолого-педагогического сопровождения. На каждом занятии участники исследуют свои функции как воспитателей, находят ресурсы их развития и реализуют их в домашних заданиях по следующим основным направлениям: «Я – как психотерапевт своему ребенку»; «Я – эффективно развивающий хобби и внеучебные деятельности ребенка»; «Я – специалист по развитию творческих способностей ребенка»; «Я – специалист по развитию учебной деятельности ребенка»; «Я – специалист по досугу ребенка и его общению с друзьями» и др. Тренинг родительской компетентности призван обеспечить эволюцию методов воспитания адекватно взрослению ребенка, следовательно, его эффективно проводить в 1-м, в середине 3-го, в 5-м, в середине 7-го, в начале 9-го и 10-го классов.
Проведение совместной работы образовательного учреждения с семьями мигрантов и вынужденных переселенцев можно условно разделить на два направления:
– объединяющие мероприятия, способствующие сближению учащихся и становлению активной гражданской позиции (родительские клубы, школьные советы, семейные соревнования, проведение общегражданских праздников);
– мероприятия с этнокультурным компонентом, способствующие становлению и сохранению позитивной этнической идентичности и развивающие межкультурные контакты: многонациональные фестивали, выставки, презентации национальных костюмов, кухни, ремесел, фольклорные и театральные мероприятия, фестивали семейных театров и фольклорных групп.