Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 25 мая 2014 года годом образования Северного флота определен 1733. Годовым праздником — 1 июня.




ДЕНЬ ОРДЕНА УШАКОВА КРАСНОЗНАМЁННОГО

СЕВЕРНОГО ФЛОТА

Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 25 мая 2014 года годом образования Северного флота определен 1733. Годовым праздником — 1 июня.

Приказу предшествовала кропотливая работа военных историков, инициированная командованием Военного учебно-научного центра Военно-Морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова». Экспертная комиссия Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в составе: председателя – заместителя начальника Института – начальника 1 управления кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника, капитана 1 ранга Д.Ю. Козлова и членов комиссии: ведущего научного сотрудника 11 отдела 1 управления, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника В.Д. Овчинникова, старшего научного сотрудника 12 отдела 1 управления, доктора исторических наук, профессора В.И. Жуматия провела экспертную оценку даты основания Северного флота.

В ходе исследования по данному вопросу комиссией было установлено.

Многовековое владение Россией побережьем Белого и Баренцева морей способствовало развитию русского кораблестроения и мореходства на Севере. Неслучайно первое морское плавание молодого царя Петра I, мечтавшего о создании регулярного военного флота, произошло именно там, во время его посещения Архангельска в 1693 г. В последующем Петр I рассматривал Архангельск и Двинские верфи как важнейший пункт кораблестроения северо-западного региона России, где всегда были опытные корабельные мастера и работные люди. В связи с этим в 1701 г. в Архангельске было образовано адмиралтейство для строительства военных судов. Главной задачей северного кораблестроения являлись постройка и поставка боевых кораблей для Балтийского флота. При этом собственных морских сил при Архангельском адмиралтействе и порте не было. Существовали лишь защитные береговые укрепления и крепость на реке Малая Двинка, основанная по указу Петра I от 17 (28) декабря 1700 года, с помощью которой 25 июня (6 июля) 1701 г. была сорвана попытка трех шведских фрегатов осуществить набег на Архангельский порт.

В дореволюционных энциклопедиях и словарях есть упоминания об Архангельских эскадрах периода 1707–1715 гг., которые формировались из строившихся в Архангельске судов для перехода на Балтику. Однако они не имели утвержденной оргштатной структуры и самостоятельных задач.

После смерти основателя Российского флота императора Петра I и вступления на престол Анны Иоанновны реформу флота возглавил граф Остерман А.И. По его представлению 24 января (4 февраля) 1732 г. был издан высочайший указ «О приведении флота в надлежащий добрый и надежный порядок» для «лучшей пользы и безопасности государства». На основании указа, по аналогии с Военной комиссией, была образована так называемая «Воинская морская комиссия о рассмотрении флотов», непосредственно занявшаяся ревизией всех флотских дел. Комиссию возглавил А.И. Остерман, а её членами стали: Н.Ф. Головин (сын первого генерал-адмирала русского флота Ф.А. Головина; с 25 марта 1733 г. Президент Адмиралтейств-коллегии), Н.А. Сенявин, М.М. Голицин (с 7 апреля 1750 г. Президент Адмиралтейств-коллегии), М.П. Гросселер, П.П. Бредаль, В.А. Дмитриев-Мамонов, А.М. Головин и князь В.А. Урусов. По результатам её работы в начале 1733 г. были составлены и утверждены новые штаты флоту, упорядочены дела в лесном хозяйстве и 15 (26) марта создан Архангельский военный порт. Первым командиром Архангельского военного порта был назначен вице-адмирал П.П. Бредаль.

Кроме того, Комиссия определила «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Эта эскадра явилась первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере.

В зону действия Архангельской эскадры входили Беломорье и побережье Кольского полуострова, где строились пункты базирования (в т.ч. в Екатерининской гавани), береговые батареи и устанавливалось навигационное оборудование («огненная сигнализация»). Для охраны Кольского залива и Двинского устья выделялись специальные отряды судов, в море учреждалось крейсерство.

Первая боевая задача перед Архангельской эскадрой была поставлена во время русско-шведской войны 1741–1743 гг. Весной 1742 г. главному командиру Архангельского порта вице-адмиралу П.П. Бредалю было поручено подготовить к 5-месячному плаванию 4 линейных корабля, 4 фрегата и гукор, находящихся в Архангельске, а также 3 линейных корабля и фрегат, зимовавших в Екатерининской гавани Кольского залива. Приняв командование над эскадрой, П.П. Бредаль должен был следовать в Балтийское море для соединения с Балтийским флотом. При этом ему предписывалось в случае необходимости вступать в бой со шведскими военными судами.

В период борьбы Северо-американских колоний за свою независимость, на основании указа Екатерины II от 26 января (6 февраля) 1779 г., для обеспечения свободы судоходства в Северном море из Архангельска туда был отправлен отряд русских военных судов в составе 2 линейных кораблей и 2 фрегатов. В указе, который, по существу, можно считать боевой инструкцией, по этому поводу говорилось: «Сим повелеваем... определяемому на них командиру: 1-е, чтоб он, по открытии весною навигации, вышел в Северное море и чрез все лето крейсировал там от Белого моря до Кап Норда и в окружности оного, составляя из эскадры своей такую цель, дабы без ведома его ни одно судно прокрасться не могло. 2-е, чтоб он, таким образом, стережа и карауля, доколе время дозволять будет, безопасность общей навигации, если встретит какой либо иностранный капер с патентом своего Правительства, пристойно объявя офицерам и экипажу оного, что пребывание их в тамошних водах ни дозволяемо, ни терпимо быть не может, чтоб они поэтому ехали назад, куда им угодно... В случае безрассудного их упорства, а наипаче действительного в ремесле своем покушения, не возможет он обойтиться без употребления противу их самой силы, оставляя уже на их собственный счет всё из того неприятные последствия».

Русская эскадра в Архангельске продолжала активно действовать до середины XIX в., когда в связи с внедрением на флоте судов с паровым двигателем и металлическим корпусом, 5 (17) марта 1862 г. Архангельский военный порт был закрыт.

19 июня (2 июля) 1916 г. приказом по Морскому ведомству было объявлено о создании флотилии Северного Ледовитого океана с базами в Александровске (Полярном), Романове-на-Мурмане (Мурманске), Йоканьге и Архангельске. Корабельный состав флотилии по списку включал: 1 линейный корабль, 2 крейсера, 6 миноносцев, 4 ПЛ, 1 минный заградитель, 44 ТЩ, 11 посыльных судов, 5 сторожевых катеров, 7 гидрографических судов, 2 ледокола и 13 др. судов. В ходе Гражданской войны в России основная часть боевого состава флотилии была утеряна.

1 июня 1933 г. циркуляром начальника штаба РККА из кораблей Балтийского флота, переведенных на Север, была сформирована Северная военная флотилия, преобразованная 11 мая 1937 г. в Северный флот.

ВЫВОД: На основании исследования документов и материалов по истории создания российских морских сил на Русском Севере экспертная комиссия пришла к заключению считать обоснованной дату образования Северного флота – 15 (26) марта 1733 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: