ТЕМА ЗАНЯТИЯ 3: ЯЗЫК ЖЕСТОВ И ЧУВСТ.
Добрый день. Сегодняшнее занятие я предлагаю начать с одной легенды.
Просмотр видеоролика «Эзоп. Легенда о языке»
(Видео прилагается к занятию)
(Описание видеоролика: В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды царь пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп пошёл на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось царю Ксанфу и его гостям. В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил…(как вы думаете, что?) языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел искать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?)
Уважаемые студенты, как вы думаете, в чём смысл этой легенды?
Язык может служить для хорошего и для плохого. Это зависит от человека, от того, чего он хочет. Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Наше настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно обронённое, злое слово больно ранит нас. Сейчас, даже трудно представить то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Как же они общались?
Они общались с помощью жестов и мимики.
- А где в наше время мы встречаемся с языком жестов и мимики?
- В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; в школе, на уроках — подсказки; в театральном искусстве — в игре актёров.
Еще один пример, вспомните, как чаще всего начинаются ваши занятия в техникуме. Педагог просит тишины, поднося указательный палец к губам. Затем он рукой показывает знак «садитесь». Потом, обращаясь к одному, жестами просит его подняться и вновь сесть на место. И вы обычно делаете все верно, о чем вас просит преподаватель. Но как вы его поняли, ведь он не произнес ни слова? Движения, которые он показал вам, называются жестами.
-Как вы уже поняли, сегодня наше занятие будет посвящено одним из важнейших выразительных средств актёра, артиста – жестам, мимике, эмоциям.
Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?
Большинство из вас бессознательно сконцентрировали внимание на белых фигурах неправильной формы. И только некоторые различили слово ФЛАЙ.
То же самое происходит и в общении. Люди зачастую обращают внимание лишь на слова и игнорируют невербальные сигналы, которые также очевидны, как и слово ФЛАЙ на нашем рисунке.
«Жест – движение души, а не тела» - говорил Шаляпин. Цицерон в своё время сказал: «Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике». Что хотел сказать известный римский оратор?
Итак, жесты и мимика тесно связаны со словом, они могут дополнять или даже предупреждают слово, а могут заменить и целую фразу.
Как вы думаете, какое количество (сколько процентов) информации несут несловесные сигналы общения? (мимика, жесты, поза, интонация, голос)
Невербальные (несловесные) сигналы в личном общении несут от 60 до 80 процентов передаваемой информации. Это означает, что большая часть общения, условно говоря, осуществляется с закрытым ртом. Когда вы узнаете, как расшифровать увиденное, вы обретете мощное средство для правильного понимания окружающих.
Давайте вспомним жесты, которыми мы пользуемся ежедневно:
· кивок головой – да
· покачивание головой – нет
· погрозить пальцем – не шали
· палец к губам – тихо
· рукой помахать – до свидания
· ладонь немного согнута - иди ко мне.
Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Жесты в разных странах неодинаковы. Палец у виска в России - "ты сумасшедший", во Франции - "ты говоришь умные вещи", в США - "я знаю, что я делаю". Фига в России и в Украине - "ты ничего не получишь", в Португалии и Бразилии - жест защиты, в Турции и арабских странах - жесточайшее сексуальное оскорбление. Кружок, образуемый пальцами руки в России и во Франции, - "у меня ничего нет", в США - "о'кей, все в порядке", в Японии – деньги и т. д.
Поэтому, прежде чем отправиться в какою-либо страну, надо изучить ее национальные и культурные особенности. А иначе можно оказаться в глупом положении.
Но наряду с общепринятыми жестами, у каждого человека есть свои, индивидуальные жесты.
Вы, конечно, обращали внимание на жесты телеведущих или других известных людей. Кто-то из них уместно использует жесты, кто-то чрезмерно жестикулирует. Какие задачи выполняют их жесты?
Например, В.Пельш – очень своеобразный актер, он много жестикулирует, его жесты очень своеобразны и индивидуальны. Он очень подвижен, динамичен, каждую фразу он сопровождает жестом, плавным, или наоборот, резким. Он то дирижирует, то делает вращательные движения пальцем или рукой, то наклоняется, то выпрямляется. Пельш с помощью жестов и голоса (усиления, повышения) создает атмосферу конкурса, оперативно реагирует на каждый ответ. Но иногда Пельш использует абсолютно неоправданные жесты и телодвижения (вращательные движения корпусом, приседания). Однако ему нельзя отказать в умении свободно держаться, общаться с аудиторией, используя невербальные средства.
Андрей Малахов «Прямой эфир». Достаточно много жестикулирует. У ведущего несколько коммуникативных задач: поддержать, подбодрить присутствующих, заинтересовать телезрителей. Многие его жесты согласуются с этими задачами. Темы, обсуждаемые в передаче весьма злободневны. Его жесты и мимика всегда в неразрывной связи с эмоциональным состоянием героев передачи. Малахов в том числе и с помощью невербальных средств обеспечивают моральную поддержку приглашенным гостям.
А сейчас давайте вместе посмотрим фрагмент из фильма «Приходите завтра». На сегодняшний день эта кинолента стала классикой отечественного кинематографа. Сюжет: девушка из сибирской деревни Фрося Бурлакова (Екатерина Савинова) обладает удивительным голосом и мечтает учиться в консерватории. Приехав в Москву, она настойчиво добивается, чтобы ее прослушали специалисты. Хотя экзамены закончены, профессор Соколов после долгих уговоров соглашается прослушать Фросю. Ее коронный номер – русская народная песня «Вдоль по Питерской».
Просмотр фрагмента фильма.
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10815564805349935837&text=Приходите+завтра+вдоль+по+Питерской&where=all
Какие жесты использует девушка, исполняя песню?
Почему профессор улыбается, глядя на Фросю?
Делаем вывод о том, что жесты Фроси гипертрофированные, неестественные, заученные, рассчитанные на внешний эффект.
Какой вывод можно сделать о взаимосвязи жестов и отдельно взятой личности?
Очень важно при использовании жестов помнить о том, что они должны быть уместными, согласованными с конкретной речевой ситуацией. А вот по частоте использования тех или иных жестов, мы даже можем определить характер человека, его психологическое состояние.
А сейчас мы с вами будем играть и проводить упражнения для того, чтобы потренировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут нам создать внутренние копилки интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необходимых лидеру в процессе его воздействия на людей.
У пражнение 1
· Улыбнитесь так, как улыбается очень вежливый японец;
· Улыбнитесь, как собака своему хозяину;
· Улыбнитесь, как кот на солнышке;
· Улыбнитесь, как влюбленный юноша своей девушке или наоборот;
· Улыбнитесь как, волк зайцу.
У пражнение 2
- Представьте, что вы получила за полугодие пятерки по всем предметам. Попробуйте изобразить восторг с помощью жестов, но при этом сохранить беспристрастное выражение лица.
- Тяжело, не правда ли? Только что вы убедились в неразрывной связи жестов с мимикой.
Вспоминаем материал предыдущих занятий… Так что же такое мимика? Мимика – это выражение лица – доброе, удивленное, злое. Младенец, ещё не умеющий говорить, знает «азбуку лица». Мама улыбается – и малыш широко улыбается в ответ, она нахмурила брови – у ребёнка кривится ротик, готовый заплакать.
«Мимика правдивее слов. Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» - так говорил Эмерсон, американский философ.
Скажите, для чего актёру нужно уметь пользоваться мимикой и жестами?
- Чтобы игра на сцене была более убедительной и понятной, яркой и успешной, чтобы наиболее точно раскрыть образ. При помощи этих выразительных средств актер может передать характер персонажа.
У пражнение 3
Давайте представим, что вы сидите одни дома, учите уроки. Какое при этом у вас будет лицо? Задумчивое или отрешенное, сердитое или умное, веселое или грустное? Все по-разному выполняют домашние задания. А сейчас…:
· Улыбнулись.
· Задумались.
· Пришла в голову идея!
· Начинаете размышлять, как вы ее воплотите.
· Понимаете, что одному не справиться.
· Огорчаетесь.
· Слышите звонок в дверь, от неожиданности напугались.
· Открываете дверь – это пришла подруга!
· Вы понимаете, что вместе у вас получится воплотить идею в реальность!
Я думаю, у вас все получилось, ребята! Сейчас вы попробовали передать свое настроение при помощи мимики и жестов.