Попутный развивающий и терапевтический эффект




Проективная методика «Моя вселенная»

Информация для учащихся

Коротко отметим здесь, что первые концепции строения Вселенной были мифологическими и религиозными (теологическими). Задача мифа — дать концептуальное объяснение изменениям, происходящим в мире. Здесь в центре внимания находится рождение и судьба мира, а также сам человек, его роль и предназначение в судьбе мира. Формой мифа (в том числе и религиозного) является драматический сказ о судьбе мира и человека, его жизни и смерти, обретении им рая или падении в ад.
Развитие цивилизации диктует необходимость решения практических задач земледелия и мореплавания, что приводит к появлению эмпирических данных и развитию частных наук, на основании которых формируются общенаучные представления о строении Вселенной.
Первый этап, который условно именуется геоцентрическим, связывается с идеей неподвижной Земли, расположенной в центре мироздания, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и небесный свод. Все решающие события для судеб мира и каждого отдельного человека происходят именно здесь, на Земле. Небеса и Вселенная являются лишь элементами декорума этого единственного театра событий.
Второй этап развития научных представлений, гелиоцентрический, радикальным образом превращает Землю в одну из планет Солнечной системы, вращающуюся как вокруг Солнца, так и вокруг собственной оси.
В результате этого перехода человек ощутил себя бесконечно малой пылинкой на одной из малых планет в бесконечной Вселенной. Замечательный французский ученый и философ Б. Паскаль в «Мыслях» писал по этому поводу: «Вечное молчание этих бесконечных пространств пугает меня».
И геоцентрический и гелиоцентрический этапы развития естественнонаучной картины мира опирались на идеи атомизма и механики и не давали достаточного материала для философских обобщений, могущих составить серьезную конкуренцию теоцентрической картине мира. Механистическое мировоззрение пытается объяснить все происходящее с человеком и миром исходя из количественных характеристик и параметров материальных объектов. Но оказывается, что при этом совершенно невозможно объяснить, как мы различаем материальные и ментальные феномены, и каковы, к примеру, материальные характеристики и пространственная локализация боли или радости.
На третьем этапе современные естественнонаучные концепции превращают Солнце в одну из временно существующих заурядных звезд, находящуюся на периферии одной из многочисленных галактик в нестабильной Вселенной. Философские обобщения достижений науки в последнее столетие привели к созданию модели расширяющейся Вселенной, основные законы которой носят информационно-вероятностный характер.
Выясняется, что ни одна из предшествовавших систем мировоззрения не является ни единственно правильной, ни неправильной, а квантовая физика, к примеру, отнюдь не опровергает, не отменяет и не заменяет механику Ньютона. Становится очевидным, что каждое мировоззрение в определенной степени есть функция той «выделенной точки», с которой наблюдатель видит те или иные события.
Выбор же в качестве «выделенной точки» Земли, Солнца, самого себя или, например, Альфы Центавра, именование этой точки субъектом, абсолютным наблюдателем или Богом — это только вопрос личной веры и выбора системы отсчета, зависящий от развития мышления индивида и его научного вкуса.
Определенная параллель наблюдается между развитием представлений о строении Вселенной и развитием мировоззрения, сознания и самосознания человека в онтогенезе. Младенец преимущественно созерцает мир, ребенок познает его в игровой форме: его мышление мифологично. До определенной поры он считает себя центром маленькой вселенной, вокруг которого вращаются и родители, и близкие, и весь остальной мир. Только проходя через глубокие кризисы, овладевая понятийным уровнем мышления, он постепенно приходит сначала к пониманию того, что он отнюдь не центр мира, а сам является своего рода спутником своих родителей, которые, в свою очередь, «вращаются» вокруг центров притяжения в виде бизнеса, работы, хобби и т.п.
В то же время сам ребенок по мере взросления постепенно вовлекается в социальные группы, объединенные вокруг различных видов деятельности, и оказывается под воздействием все новых и новых «центров притяжения».
Каждый акт подобного осознания или приводит к изменению «выделенной точки» и пересмотру системы мировоззрения, или же к появлению новых психологических проблем вследствие отказа от изменения в мировоззрении. Изменение системы мировоззрения индивида подобно смене научной парадигмы по Т. Куну: некоторые базовые постулаты и аксиомы, определявшие старую систему мировоззрения, отбрасываются и заменяются новыми. После чего происходит изменение во всей системе концептуализации прошлого индивида и в его системе критериев и методов принятия решений.
Эта последовательность развития и смены мировоззрения детерминируется как культурной средой, так и степенью зрелости психики человека и отражается не только в его способности соответствующим образом систематически размышлять, высказываться и действовать, но и в продуктах творчества, рисунках.

После предоставления подобной информации психолог предлагает каждому школьнику создать «свою вселенную», используя стандартный лист бумаги и цветные карандаши и ручки. Здесь возможно несколько вариантов задания: от свободного до достаточно жестко структурированного. В последнем случае всем раздаются заготовки, которые необходимо использовать при работе над рисунком.
Свободный вариант позволяет во многих случаях определить по рисунку тот тип (уровень) мировоззрения, который характерен сегодня для данного школьника. Жестко структурированные варианты задавались автором для исследования психологической дистанции между школьником и референтными для него лицами в социальной ситуации и типа взаимоотношений с этими лицами. Автор использовал в качестве заготовки стандартный лист, на котором кружками разного диаметра и цвета были представлены такие «обязательные» (с учетом интересов последующей интерпретации) элементы, как звезда, планеты, спутники и т.п.
Для более детального исследования социальной ситуации школьника работу можно продолжить следующим образом: когда «вселенная» создана, предлагается ее заселить, выбрав «место жительства» для себя и своих знакомых.
Здесь возможны как варианты заселения уже созданной вселенной, так и корректировка созданного ранее рисунка с учетом нового задания.
Возможен вариант, когда дети разбиваются на пары и, меняясь рисунками, населяют вселенную, созданную другим. Возникающие при выполнении этого задания диалоги между детьми несут очень много интересной для психолога информации.
Кроме того, автор использовал пять типов различных заготовок (листов для раскрашивания), на которых были представлены разные картины мира:

— мифологическая;
— религиозная (теоцентрическая);
— геоцентрическая;
— гелиоцентрическая;
— децентрированная.

Ребенок мог выбрать любую заготовку и так или иначе трансформировать ее по ходу работы.

Обоснование методики

В отечественной психологии Л.С. Выготский («Развитие личности и мировоззрение ребенка») и С.Л. Рубинштейн («Основы общей психологии») рассматривают феномен самосознания как определенный этап в развитии сознания, подготовленный (1) развитием речи и произвольных движений, (2) ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, (3) результирующим изменением взаимоотношений ребенка с окружающими. В.Н. Мясищев («Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека») возникновение самосознания связывает с появлением выраженного в ясной и отчетливой форме эмоционального отношения ребенка к окружающему миру и людям.
Из идей И.М. Сеченова и А. Потебни развивается концепция параллельного и взаимосвязанного развития сознания и самосознания. И.М. Сеченов считал, что к ощущениям, вызванным у ребенка внешними предметами, всегда «примешаны» ощущения, вызванные его собственной физиологической активностью. Отсюда возникает проблема разделения, дифференциации ребенком ощущений объективных, отражающих внешний мир, и ощущений субъективных, самоощущений, отражающих на первом этапе жизни состояние собственного тела. Это разделение путем осознания возможно лишь за счет накопления опыта собственной активности во внешнем мире.
Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают особое значение подросткового и юношеского возраста для развития самосознания. Именно в это время, на основе овладения понятийным мышлением, у подростка появляется сознательное Я, возникает рефлексия не только по отношению к действию, но и к мышлению, происходит осознание своих мотивов, проявляется в полноте проблема нравственного выбора и самооценки.
Некоторые авторы считают целостное самосознание главным психическим новообразованием этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Э. Шпрангер). И.С. Кон пишет: «Периодом возникновения сознательного Я, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст». В.В. Столин считает, что «большую роль в выделении и учете собственной активности играет и более общий фактор: формирование имплицитного представления, своего рода неосознаваемой уверенности в существовании и стабильности окружающего предметного мира и субъективное «вписывание» себя в этот мир» (1983).
Использование проективных техник для исследования сознания и самосознания личности связывается с представлением о пристрастности как наиболее общем свойстве нашего восприятия действительности (А.Н. Леонтьев, 1975, С.Л. Рубинштейн, 1959). Е.Т. Соколова (1980) пишет, что как структура личности в целом, так и отдельные ее элементы, в том числе представление о себе и самоотношение, могут «проецироваться в недостаточно структурированной ситуации». Как правило, элементы проективных методов используются для анализа тех аспектов «Я-концепции», которые «ускользают» от прямого самоотчета.
Это «ускользание» имеет место в связи с действием следующих факторов:

— наличие личностных защит, которые не допускают до сознания те или иные элементы самоотношения;
— возможность «незамеченного, непреднамеренного самоотношения», связанного с трудностями вербализации и осмысления тех или иных компонентов;
— существование «нежелательной» самооценки, связанной с противоречием между самооценкой и социально приемлемыми моделями, «образцами» личности (А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2000).

Попутный развивающий и терапевтический эффект

Многие авторы отмечают, что использование проективных методик и тестов приводит к определенной психологической разгрузке. Удовольствие, получаемое школьником при работе по созданию и заселению собственной вселенной, стимулирует развитие рефлексивного мышления, облегчая ту тяжелую внутреннюю работу, без которой невозможно развитие сознания и самосознания личности. Определенный терапевтический эффект связан с возможностью поведать о себе и своей жизненной ситуации, взаимоотношениях с другими людьми иносказательно, с сохранением иллюзии того, что полученные результаты не имеют непосредственного отношения к респонденту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: