Создание и основные этапы развития органов прокуратуры




27 июля 1990 г. Верховный Совет Белорусской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете. 26 августа 1991 г. сессия Верховного Совета приняла Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР», а 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон, в соответствии с которым бывшая БССР получила название «Республика Беларусь».

После объявления политической и экономической независимости Беларуси началась работа по формированию органов власти и управления суверенного государства. В условиях радикальных преобразований возникла задача пересмотра, кодификации и систематизации законодательства.

15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь была принята Конституция Республики Беларусь, в которую впоследствии были внесены изменения и дополнения, принятые на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

Новая редакция Конституции внесла некоторые изменения в порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Республики Беларусь. В сравнении с Конституцией от 15 марта 1994 г., по которой Генеральный прокурор избирался на должность и освобождался от нее Верховным Советом Республики Беларусь, новая редакция закрепляет, что Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики (п. 9 ст. 84, ст. 126) и освобождается от должности также Президентом, но уже с уведомлением Совета Республики (п. 11 ст. 84).

Кроме того, по Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 г., Генеральный прокурор обладал правом законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Беларусь (ст. 90). Новой же редакцией Основного Закона от 24 ноября 1996 г. Генеральный прокурор лишен такого права. Право законодательной инициативы принадлежит органам и лицам, указанным в ч. 1 ст. 99 Конституции.

В соответствии со ст. 126 Конституции прокуратура определена как единая централизованная система, возглавляемая Генеральным прокурором. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Согласно ст. 128 Конституции компетенция, организация и порядок деятельности определяются законодательством.

29 января 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», в который вносились изменения и дополнения законами от 6 октября 1994 г., от 3 марта 1995 г., от 3 мая 1996 г., от 20 июня 1996 г.

В этом Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура была названа как самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов, определены цели и направления деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, система и организация органов прокуратуры, полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства. Установлены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в органы прокуратуры, предусмотрено разрешение других вопросов, относящихся к кадрам органов прокуратуры, а также иных вопросов организации и деятельности прокуратуры.

8 мая 2007 г. принят новый Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», в связи с чем указанный выше Закон от 29 января 1993 г. утратил силу.

В новом Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Существенной новацией в этом Законе является то, что в нем изложена иная система принципов организации и деятельности прокуратуры по сравнению с системой принципов, которые были предусмотрены в прежнем Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь». Перечень направлений деятельности прокуратуры дополнен новым направлением — «Координация деятельности по борьбе с преступностью». Увеличено число отраслей прокурорского надзора с четырех до пяти в связи с разделением ранее одной отрасли «Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» на две самостоятельные отрасли: «Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» и «Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания». Новшеством в этом Законе является переименование «общего надзора» прокуратуры на «надзор за исполнением законодательства». Введена новая глава «Особенности организации и обеспечения деятельности военных прокуратур» (глава 16). Новый Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» имеет и другие отличия от прежнего Закона.

 

 

Координация прокуратурой деятельности гос. органов осуществляющих борьбу с преступностью с коррупцией гос. органов и иных организаций участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией

В настоящее время преступность оказывает дестабилизирующее воздействие на состояние жизнедеятельности государства, общества и личности. В связи с этим назрела необходимость выработать и реализовать скоординированные, эффективные меры по устранению причин и условий, способствующих совершению общественно опасных деяний, в первую очередь связанных с терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотиков, торговлей людьми, незаконной миграцией, которые приобретают транснациональный характер.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь. По природе это направление близко к ее надзорной деятельности, так как определяется необходимостью реализации стоящих перед прокуратурой целей и задач, в том числе точного и безусловного обеспечения действующих законов, в частности законов, направленных на борьбу с преступностью. Их исполнение реализуется специальными органами, к основным направлениям деятельности которых отнесены производство дознания или предварительного следствия, осуществление процессуального надзора (контроля) за соблюдением законов о борьбе с преступностью при их осуществлении. Сущность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, выполняемой Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами, заключается в разработке и осуществлении органами внутренних дел, органами государственной безопасности, Комитета государственного контроля, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, в том числе с коррупцией, и другими правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Следовательно, признаками, раскрывающими сущность данного направления прокурорской деятельности, являются:

–разработка и осуществление согласованных действий по предупреждению, пресечению преступлений, изобличение лиц, их совершивших, а также устранение причин и условий, способствующих совершению уголовно наказуемых деяний;

–согласование действий по борьбе с преступностью, осуществляемых правоохранительными органами, т.е. органами, занимающимися расследованием преступлений в форме проведения дознания или предварительного следствия, осуществления ОРД.

В организации координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью важным моментом является определение субъектов, которые организуют и обеспечивают согласованность действий этих органов.

В соответствии со ст. 12 Закона «О прокуратуре» и Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью, утвержденным на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 1998 г. № 185, приказом Генерального прокурора от 8 сентября 2005 г. № 16 деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координирует Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, районов, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.

Следует иметь в виду, что осуществление рассматриваемой функции органов прокуратуры является исключительной компетенцией прокуроров.

Существенной чертой, раскрывающей систему координационной деятельности, является ее построение по территориальному и предметному признакам. Это правоохранительные органы, осуществляющие полномочия в определенных административно-правовых образованиях: район, область, г. Минск.

Важный момент для определения сути координации деятельности правоохранительных органов – уяснение установленных законодательством организационных принципов, на основе которых осуществляется согласование деятельности этих органов. К ним прежде всего следует относить:

1) соблюдение законности;

2) равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

3) самостоятельность в деятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных законом полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;

4) соблюдение гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь о защите прав и свобод граждан, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

5) ответственность руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

1) проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

2) обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

3) совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучении и распространении положительного опыта;

4) создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

5) проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

6) взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

7) оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

8) издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

9) выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

10) разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Важной формой координации являются совместные выезды в области, районы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам по борьбе с преступностью, изучению и распространению положительного опыта. Выбор объекта проверки определяется состоянием работы по всем направлениям правоохранительной деятельности.

В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции, которые не наделены правоохранительными функциями.

Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:

– взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;

– использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;

– совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;

– проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

– направление совместных информационных писем, справок, обзоров;

– участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда.

Председатели судов, руководители органов юстиции, не наделенные правоохранительными функциями, могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов.

 

 

Участие прокуратуры в административном процессе и надзор за соответствии законных судебных постановлений, а также за соответствие законодательству судебных постановлений, и за соблюдением законодательства при их исполнении

.Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении - это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора, направленная на обеспечение законности и обоснованности судебных постановлений всех судебных инстанций по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях, а также за соблюдением законодательства при их исполнении.

Прокуроры осуществляют надзор за соответствием закону судебных постановлений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.

Правовую основу прокурорского надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении составляют:

1)Конституция Республики Беларусь;

2)Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»;

3)Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь;

4)Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;

5)Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;

6)Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

7)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 31 марта 2006 г. № 6 «О реализации прокурорами полномочий в хозяйственном судопроизводстве» (с изменениями, внесенными приказами от 13 июня 2008 г. № 18; от 15 декабря 2008 г. № 75);

8)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г. № 32 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса»;

9)приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 26 августа 2008 г, № 52 «Об организации поддержания государственного обвинения и повышения эффективности надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам» (с изменениями, внесенными приказом от 15 декабря 2008 г. № 75);

10)постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве»;

11)иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.

Сущность прокурорского надзора в указанной отрасли заключается в обеспечении законности при судебном разбирательстве дел, принятии мер к своевременной отмене в установленном порядке незаконных и необоснованных приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов, устранении нарушений законодательства при исполнении судебных постановлений.

Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.

Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли, руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на приговор, решение, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона. Конкретные задачи прокурорского надзора в этой отрасли обусловлены требованиями укрепления законности в области правосудия и особым положением суда в системе государственных органов.

Задачами прокурорского надзора в этой отрасли является обеспечение:

1)защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства;

2)защиты прав и законных интересов участников хозяйственной деятельности, укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере;

3)законности при осуществлении правосудия по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях;

4)соблюдения законодательства при исполнении приговоров, решений, определений, постановлений суда.

Объектом надзора является то, на что он направлен. Исходя из этого объектом прокурорского надзора в этой отрасли являются:

1)законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений суда;

2)исполнение законов участниками судебного заседания при рассмотрении судами уголовных, гражданских, хозяйственных дел, а также дел об административных правонарушениях;

3)соблюдение законодательства при исполнении судебных постановлений.

Таким образом, прокурорский надзор направлен не только на обеспечение законности и обоснованности вынесенных судами приговоров, решений, определений, постановлений, соблюдения законодательства при исполнении судебных постановлений, но и на обеспечение точного и единообразного исполнения норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного заседания.

Участники уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, защищающие свои интересы, либо их представители, защищающие эти интересы от их имени, могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого. Закон не обязывает их к этому. Реагируя на допускаемые в судебном заседании нарушения закона, они действуют в защиту собственных или представляемых интересов. Прокурор же действует в судебном заседании от имени государства. Поэтому он не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона, независимо от того, кем они допущены: судом, гражданским истцом, гражданским ответчиком, представителями, защитником, обвиняемым, потерпевшим, другими участниками гражданского, хозяйственного, уголовного судопроизводства. В частности, в соответствии со ст. 23 ГПК прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Согласно ч. 6 ст. 34 УПК прокурор, участвуя в судебном заседании в качестве государственного обвинителя, вправе протестовать против действий другой стороны, возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего, требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены. По смыслу закона, прокурор, также как и в гражданском судопроизводстве, на всех стадиях уголовного и хозяйственного судопроизводства обязан принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Своим участием в судебном заседании прокурор способствует обеспечению соблюдения прав и законных интересов участников процесса, точному исполнению процессуального законодательства.

Прокурор, действуя в судебном заседании в соответствии с требованиями закона, не может оставить без реагирования любые нарушения закона судом и другими участниками судебного заседания. Суд также наделен правом контролировать законность действий прокурора в судебном заседании и реагировать в установленном законом порядке на любые действия прокурора, которые признает незаконными и нарушающими правила правосудия. Это обусловливает процессуальное положение прокурора в судебном заседании и свидетельствует о том, что функция надзора отделена от функции правосудия, осуществляемой только судом.

Если нарушение закона не было устранено в процессе судебного заседания, прокурор обязан принести протест на незаконный или необоснованный судебный акт.

Прокурор не наделен правом отменять или изменять незаконные или необоснованные судебные акты. Заключение прокурора и высказанные им мнения по возникающим во время судебного заседания вопросам не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности. Прокурор не вправе также давать указания суду о выполнении каких-либо действий. Таким правом обладают вышестоящие судебные органы.

В ст. 32 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.

Вместе с тем следует отметить, что предметом надзора являются не законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений судов, соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению, а сами эти судебные акты, правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению, которые должны соответствовать закону, а также действия участников судебных заседаний и лиц, исполняющих судебные постановления. Поэтому предметом надзора в этой отрасли являются:

1) приговоры, решения, определения и постановления общих и хозяйственных судов;

2) акты, выносимые органами и должностными лицами при исполнении судебных постановлений;

3) действия участников судебного заседания.

4) действия должностных лиц при осуществлении исполнительного производства по уголовным, гражданским, хозяйственным делам и делам об административных правонарушениях.

Таким образом, полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении определены уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным и процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с указанным законодательством прокуpop в пределах своей компетенции вправе, а в случаях, предусмотренных законом, и обязан участвовать в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключения по гражданским делам; в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные» кассационные и надзорные протесты на приговоры, решения, определения и постановления суда; направлять в суд заключения по уголовным делам и представления по гражданским и хозяйственным делам о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений; истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому приговор, решение, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста; отзывать принесенный им протест на приговор, решение, определение или постановление суда до начала рассмотрения протеста судом; проверять законность исполнения приговоров, решений, определений и постановлений по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях.

Согласно Хозяйственному процессуальному кодексу прокурор вправе также приносить апелляционные протесты на решения хозяйственных судов.

Свои полномочия в уголовном, гражданском, хозяйственном и процессуально-исполнительном судопроизводстве об административных правонарушениях прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.

К числу правовых актов, способствующих устранению нарушений законодательства, допущенных при рассмотрении судами уголовных, гражданских, хозяйственных дел и дел об административных правонарушениях относятся: заявления, ходатайства, заключения, протесты и представления прокуроров. Указанные правовые средства прокурорского реагирования на установленные нарушения процессуального законодательства органически взаимосвязаны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: