КРУГОВОРОТ ВЕЛОСИПЕДОВ В ПРИРОДЕ ГОЛЛАНДИИ




(заметки натуралиста-любителя)

 

Согласно многочисленным свидетельствам путешественников и личным наблюдениям автора, велосипеды распространены на территории Королевства Нидерланды практически повсеместно. Они необычайно многочисленны, чему, помимо благоприятных климатических условий, способствует развитая инфраструктура (сеть специальных велодорог, велосипедные светофоры и т.д.), созданная заботливыми руками аборигенов в свободное от выращивания тюльпанов и посещения матчей команды "АЯКС" время. Следует заметить, что в абсолютном большинстве своем эти велосипеды относятся к виду velocipedes domesticus, т.е. "велосипеда домашнего". Иными словами, практически у каждого велосипеда в Голландии имеется хозяин. Неволю велосипеды переносят хорошо и, судя по всему, неплохо в ней размножаются. Впрочем, старожилы помнят, что в конце буйных шестидесятых в среде революционно настроенной молодежи циркулировал проект обобществления личных велосипедов – в этом случае всякий, выйдя на улицу, смог бы использовать для передвижения первый же попавшийся ему на глаза велосипед, однако в конце пути обязан был оставить его в доступном для других пользователей месте. Однако даже и в этом случае велосипеды не становились бы дикими – они лишь переходили из индивидуальной собственности в коллективную. Вопрос о наличии в Голландии изначально диких велосипедов, таким образом, остается открытым.

Обычный житель Голландии держит в своем доме несколько велосипедов. Так, один из обывателей, чьим гостеприимством довелось воспользоваться автору, единовременно владел девятью двухколесными особями. При этом семейство данного голландца состояло из четырех персон, включая хомяка. Разумеется, один из велосипедов был торжественно предоставлен в пользование автору – собственно, без этого передвижение в провинциальном Флиссингене практически невозможно: кварталы небольшого, в общем-то, городка довольно сильно отнесены друг от друга и прорежены парковыми зонами как сэндвич – салатным листом. Велосипед попался весьма покладистый, немолодой, без выраженной тяги к велосипедам противоположного пола, тем не менее, в первый же день отправившийся в магазин автор получил довольно ощутимый ушиб плеча. Разумеется, виноват был сам автор. Точнее говоря, виноваты были его застарелые стереотипы: лет пятнадцать не имевший дела с велосипедами, он забыл, что, в отличие от автомобиля и лошади, велосипед тем сложнее управляем, чем медленнее едет. Иными словами, столкнувшись с необходимостью втиснуться в узкий промежуток между движущимся рейсовым автобусом и припаркованным мерседесом, автор принялся тормозить, и тормозил до тех пор, пока не потерял окончательно контроль над своим двухколесным партнером. Он смог лишь выбрать объект столкновения – причем, в соответствии с другим своим стереотипом, столь обычным для российской реальности, из стоящего мерседеса и движущегося автобуса, он выбрал второе…

Нельзя не сказать о том, что велосипеды в Голландии воруют. Процесс это рутинный и массовый. За три недели, что автор гостил у своего хозяина, тот лишился пары своих двухколесных особей. Каждый раз, обнаружив пропажу, голландец являлся в полицию, где составлялся протокол с подробным описанием примет пропавшего велосипеда. Протокол заверялся и выдавался на руки потерпевшему. Как объяснили автору, кражи велосипедов настолько обычны для этой страны и настолько многочисленны, что полиция устраивает регулярные (раз в две недели) смотрины того, что ей все-таки удается найти. Находит полиция, конечно же, малую часть, но и эта малая часть весьма велика: задача пришедших на полицейские смотрины – доказать, что приметы велосипеда, описанного в протоколе совпадают с чем-либо, имеющимся в наличии. Тогда можно уйти с добычей.

Следует отметить, что к пропаже велосипеда голландцы относятся философски. Другой местный знакомый автора, говоря о связанных с этим неудобствах, высказался в том духе, что да, у него пропадает, в среднем, по велосипеду в месяц. Однако он знает место, где продают эти ворованные велосипеды – он идет туда и покупает другой (а то и свой собственный) за $15-$20. По голландским меркам – это не убыток.

Примерно год спустя после своей поездки в Голландию, судьба свела автора с человеком, знакомым с круговоротом голландских велосипедов, так сказать, с другой стороны. Некогда, Виталий Н. провел десять месяцев в специальной колонии для лиц, претендовавших (почти всегда – без малейших на то оснований) на эмигрантский статус. В ожидании официального отказа от неспешной и человеколюбивой голландской фемиды, обитатели колонии вели довольно приятный образ жизни: полная свобода передвижения, столь же полный пансион, библиотека, курсы голландского языка и т.д. Впрочем, карманных денег, как водится, не хватало, и в какой-то момент наиболее отчаянные решили заняться велосипедами. Дело пошло на удивление легко и безнаказанно. Когда полиция все же накрыла этот промысел, общежитие колонии напоминало средних размеров велосипедный заводик: украденные велосипеды проходили там "предпродажную подготовку": смазывались, ремонтировались, подкрашивались. Момент облавы был выбран довольно удачно, однако несколько десятков велосипедов, спрятанных над подвесными потолками, полиция так и не нашла – куда им, сытым, до изворотливого ума нелегалов! Собственно, все могло продолжаться еще довольно долго: причиной краха стала страсть, а не ошибка в расчетах. Дело в том, что главный, так сказать, велосипедный добытчик однажды влюбился в велосипед какой-то дорогой английской марки, единственный в округе. Неделю он не расставался с увесистым велокаталогом, самозабвенно глядя на четырехзначную цифру в соответствующем месте, затем отправился в Роттердам, откуда привез механические ножницы, с легкостью перекусывавшие чуть ли не полуторадюймовый в сечении провод. (Хозяин защищал свой велосипед мощным стояночным замком.) Вся колония, затаив дыхание, следила за операцией, прошедшей, казалось, без сучка – без задоринки. Более того, на угнанный велосипед легко нашелся покупатель. Однако Голландия – маленькая страна, и владельцы эксклюзивных вещей всегда на виду. В конце концов, велосипед кто-то опознал к вящему удивлению его нового хозяина…

После этого искавшим приработка нелегалам приходилось подрабатывать в супермаркетах. Но голландские супермаркеты – это уже другая тема.

 

Лев Усыскин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: