Гибкость как физическое качество человека




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Высокий уровень результатов в современном спорте, повышение интенсивности тренировочного процесса, возросшая конкуренция -все это позволяет прогнозировать преобразования в технологиях спортивной подготовки, в направлении усиления их опоры на использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих принципов физического воспитания и спортивной тренировки. Сущность здоровьесбережения состоит, прежде всего, в выборе и реализации таких объемов, интенсивности и направленности тренирующих воздействий, которые являются адекватными оперативному и текущему состоянию спортсмена и учитывают перспективные задачи спортивной подготовки [].

Развитие физических качеств, в том числе и гибкости, должно осуществляться с учетом естественного возрастного развития организма. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. Больший эффект достигается в том случае, если целенаправленное воздействие начинают осуществлять в возрасте 10-14 лет. В этом возрасте подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей [].

Одним из качеств, необходимых пловцам является гибкость. Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений; не позволяет сформировать эффективную технику плавания; ограничивает проявление силы, скоростных возможностей, координации; приводит к снижению экономичности работы и часто является причиной повреждения мышц и связок [].

Рекомендации по развитию гибкости в плавании носят, в основном, общеметодический характер. Научные исследования проводились только на высококвалифицированных спортсменах [].

Отсутствуют научно обоснованные рекомендации по развитию гибкости в юном возрасте, а использование тренировочных средств и методов, применяемых в работе с высококвалифицированными спортсменами, на спортсменах более юного возраста противоречит требованиям здоровьесберегающей педагогики в спортивной тренировке [].

В последнее время в теории и практике физической культуры и спорта возрос интерес к статическим упражнениям, как средству развития гибкости. Благодаря их выполнению улучшается подвижность в суставах, приобретается навык глубокого расслабления, улучшается самочувствие и появляются положительные эмоции у занимающихся []. Применение данных упражнений отмечено, в основном, в оздоровительной физической культуре. По исследованию эффективности применения статических упражнений в спортивной практике имеются лишь единичные исследования, проведенные на высококвалифицированных легкоатлетах.

Во многих видах спорта, и в плавании в том числе, для развития гибкости чаще применяются динамические упражнения. Однако практика показывает, что их выполнение нередко приводит к появлению отрицательных эмоций, острым болевым ощущениям, а также травмам.

Исходя из вышесказанного, проблема исследования заключается в том, что в современной теории и практике спортивной тренировки отмечается недостаток методик, направленных на совершенствование физических качеств, отвечающих при этом требованиям здоровьесбережения при работе со спортсменами. В частности, в теории и практике спортивной подготовки стоит проблема разработки научно-обоснованной методики развития гибкости юных пловцов с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов и требований здоровьесбережения.

Объект исследования - процесс развития гибкости юных пловцов.

Предмет исследования - методика развития гибкости у пловцов 10 - 11 лет с применением статических упражнений.

Цель исследования - обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10 - 11 лет.

Задачи исследования:

1. Проанализировать специализированную литературу и раскрыть значение развития гибкости у пловцов 10-11 лет.

2. Разработать комплекс упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием.

3. Выявить эффективность разработанного комплекса.

Научная новизна - разработана и экспериментально обоснована поэтапная методика развития гибкости юных пловцов с использованием статических упражнений. Выявлено, что выполнение статических упражнений положительно влияет на эмоциональное состояние юных пловцов.

Практическое значение - разработанная методика развития гибкости может использоваться тренерами при работе с пловцами 10-11 лет, и ее применение позволяет эффективно развивать гибкость, оптимально используя тренировочное время и решая задачи физической и технической подготовки в годичном цикле тренировки.

Рабочая гипотеза - мы предполагаем, что применение методики развития гибкости пловцов 10-11 лет с использованием статических упражнений на основе оптимальных режимов их выполнения будет способствовать эффективному развитию подвижности в суставах и совершенствованию техники плавания.

РАЗДЕЛ I.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

Гибкость как физическое качество человека

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Также под гибкостью подразумеваются морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений. Это качество определяется подвижностью в суставах.

Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс условия двигательных навыков, а некоторые из них, часто являющиеся узловыми компонентами эффективной техники, не могут быть основаны вообще. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшает внутримышечную и межмышечную координацию, приводит к снижению экономичности работы и часто является причиной повреждения мышц и связок (Ю.В.Верхошанский, 1987).

Гибкость может быть общей и специальной. Общая гибкость определяется подвижностью во всех суставах, позволяющей выполнять с большой амплитудой различные движения. Специальная гибкость зависит от уровня подвижности в отдельных суставах, что определяется спецификой вида спорта.

Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных групп, проходящие через соответствующий сустав. Пассивная гибкость - способность к достижению наивысшей подвижности в суставах в результате действия внешних сил. Показатели пассивной гибкости всегда выше показателей активной гибкости. Однако активная гибкость имеет наибольшее практическое значение, так как она не в незначительной степени реализуется при выполнении физических упражнений. Пассивная же подвижность является резервом для увеличения показателей активной подвижности в суставах, и именно величины пассивной подвижности являются особенно показательными. Так же выделяют анатомическую, или скелетную, подвижность. Ограничителями является строения соответствующих суставов. Анатомическая подвижность относительно постоянно и дает приблизительную картину возможной величины движения в том или ином суставе (Холодов Ж.К., 2003).

По мнению М. Дж. Алтера (2001) следует различать три вида гибкости:

1. Статическая гибкость характеризует диапазон движения в суставе без акцента на скорость. Примером статической гибкости может быть медленный наклон вниз до касания пола.

2. Баллистическая гибкость обычно связана с подпрыгивающими, прыгающими ритмичными движениями.

3. Динамическая гибкость - способность использовать диапазон движения сустава при занятиях двигательной активностью либо с нормальной, либо с высокой скоростью. Данная М. Дж. Алтером классификация видов гибкости может служить дополнением к общепринятой.

Проявления гибкости зависит от ряда факторов, которые необходимо учитывать при разработке программ по развитию гибкости:

1. Строение суставов. Виды суставов определяют их подвижность. Наибольшая суммарная подвижность отмечается в шаровидных (запястно-пястные суставы). Средний подвижности обладают эллипсовидные и цилиндрические суставы (лучезапястные, коленные).

2. Эластичность мышц, связок, суставных сумок. Мышца при растягивание может значительно увеличивать свою длину, связки и суставные сумки менее подвержены воздействию и требуют большого времени для увеличения своей длины.

3. Психическое состояние. При эмоциональном подъеме, на соревнованиях, гибкость может быть выше.

4. Разминка. После интенсивной, хорошей разминки, разогретые мышцы и связки лучше поддаются растягиванию.

5. Массаж. Предварительный массаж также положительно влияет на увеличение кровообращение, повышение эластичности мышц и связок.

6. Пол. Считается, что у женщин гибкость выше, чем у мужчин.

7. Возраст. В детско-юношеском возрасте гибкость проявляется лучше, чем в среднем и пожилом, за счет большей эластичности мышц и связок.

8. Уровень силовой подготовленности. Так, уровень проявления активной гибкости напрямую зависит от силы мышц, участвующих в движении, однако, слишком большая мышечная масса может препятствовать увеличению гибкости.

9. Исходное положение тела и его частей.

10. Ритм движений. При выполнении маховых, рывковых движений с большой скоростью, зачастую сложно контролировать амплитуду движений.

11. Предварительное напряжение мышц.

Гибкость важна для различных видов спорта, не только для таких, как спортивная, художественная гимнастика, фигурное катание, но и для видов спорта, в которых на первый взгляд кажется, что это качество не играет большой роли. Так, например, развитие гибкости создает основу для повышения эффективности техники стрельбы при занятиях стрелковым спортом, и является важным элементом в подготовке стрелков. В игровых видах спорта (волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, хоккей) развитие гибкости необходимо для более качественного освоения технических элементов выполнения их во время игры, а также для профилактики травм.

Следовательно, представляется интересным выяснить: каким образом влияет пол и уровень тренированности на проявление гибкости у юных спортсменов с небольшой разницей в стаже спортивной деятельности.

Так же гибкость необходима представителям таких видов спорта как гребля, конькобежный спорт, легкая атлетика, достаточный уровень развития который, позволяет выполнять движения с оптимальной амплитудой. Степень развития гибкости является одним из факторов, обеспечивающих уровень спортивного мастерства в борьбе, так как эффективность некоторых приемов находится в прямой зависимости от подвижности в определенных суставах. Уровень развития гибкости тяжелоатлетов существенно влияет на проявления силовых и скоростно-силовых способностей, на эффективность техники выполнения специальных и соревновательных упражнений. Пловцам так же необходимо работать над развитием гибкости, так как движения в водной среде предъявляют особые требования к развитию данного качества. При езде на велосипеде (велоспорт) спортсмен находится в относительно однообразной позе, а углы сгибания ног при педалировании далеко не предельны для человека. Поэтому как специальное качество гибкость для велосипедистов не имеет большего значения, но в подростковом и юношеском возрасте велосипедистом необходимо развивать подвижность в суставах для гармоничного развития спортсмена.

Следует отметить, что различные виды спорта предъявляют специфические требования к уровню развития подвижности в отдельных суставах, что объясняется спецификой вида спорта, и здесь мы можем говорить о специальной гибкости. Специальная гибкость - значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах, участвующих в данном виде спорта.

Таким образом, развитие гибкости (подбор и применения упражнений на увеличение подвижности в суставах) должно строиться с учетом спортивной специализации (уровня проявления подвижности в отдельных суставах в каждом данном виде спорта), лишь в этом случае они будут положительно влиять на процесс спортивного совершенствования, что создает предпосылки для достижения высоких спортивных результатов.

Научные исследования так же подтверждают, что развитие гибкости необходимое условия для успешной спортивной деятельности. Однако, небольшое их количество, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций по развитию гибкости юных спортсменов (научные исследования проведены в основном на высококвалифицированных спортсменах), не дает полного представления о методике развития гибкости и вызывает затруднения при работе с юными спортсменами.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: