Методическая разработка по ФГОС ООО. Продуктивные задания.




Иркутская область, город Иркутск,

Чагирева Татьяна Васильевна, учитель математики. МБОУ СОШ №22

Методическая разработка по ФГОС ООО. Продуктивные задания.

Математика 6 класс Тема: «Делимость чисел»

Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД.

Продуктивное мышление играет значимую роль в жизни современного человека. После школы люди забывают многие из полученных знаний, но способность выдавать новые идеи, делать выводы, усовершенствовать механизмы сейчас наиболее ценится работодателями. Креативность, построенная на продуктивном мышлении, сейчас является залогом успеха в любой деятельности. ФГОС ориентирован на создание условий для развития продуктивного мышления, и на математики в том числе.

Особенность продуктивного задания в том, что они не указывают путь «подсказки», ориентиры, направления. Традиционная репродукция - это задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. Продуктивные задания учат школьника самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.

Можно выделить этапы формирования продуктивного мышления: осмысление; преобразование; решение и проверка. На каждом из перечисленных этапов формируются определенные УУД. На этапе осмысления – регулятивные – через организацию своей деятельности, постановку цели, представление плана работы. Познавательные универсальные учебные действия вырабатываются на этапе поиска информации через его организацию, соотнесение результатов условиям задания. На этапе преобразования информации – познавательные и личностные – через выделение главного, преобразование найденной информации в соответствии с заданием. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются на этапе представления полученного продукта через трансляцию своей позиции, совместную работу в команде.

Чтобы составить продуктивные задания, необходимо придерживаться некоторых принципов. Эти задания должны соответствовать целям урока, метапредметному действию или личностному результату, который мы хотим формировать на данном уроке.

При составлении целесообразно проанализировать содержания учебного материала, с которыми учащиеся будут работать на данном уроке. В основе любого такого задания – действие учеников, в соответствии с этим надо задать четкую форму устного или письменного исполнения задания.

Примеры задании. Математика 6 класс.Тема: «Делимость чисел»

 

Вид задания Задание Формируемые УУД
Задания, связанные с жизненными ситуациями. Цель:обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания. В нашей школе состоится мероприятие по правилам дорожного движения. Для участия в эстафете нужно разделить 36 девочек и 24 мальчика (нашей параллели) на команды с одинаковым числом участников. А какое наибольшее число команд можно составить? А кто из нашего класса примет участие в этом мероприятии? Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

 

Решение продуктивной задачи с учетом предложенных заданий Код и название основных метапредметных УУД, формируемых в ходе решения задачи, по кодификатору
Решение: НОД(36,24)=12-команд. 36:12=3 девочки, 24:12=2 мальчика. 1. Регулятивные УУД МП 1.1. Умения самостоятельно определять цели учебной деятельности. МР 1.3. Умение определять последовательность действий. МР 2.2. Умение определять способы и средства решения учебных и познавательных задач. 2. Познавательные МП 6.1. Овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, аналогии. МП 6.3. Умения устанавливать причинно-следственные связи, использовать их для объяснения действительности. 3. Коммуникативные МК 10.4. Владение письменной речью в соответствии с нормами родного языка. 4. Личностные. Л 11.3. Умение осознанно, произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

 

Вид задания Задание Формируемые УУД
Поиск закономерностей. Цель:развитие логического мышления, способность увидеть общее, сделать вывод и применить его Выполняя умножение натуральных различных чисел на 25, тебе нужно сформулировать еще один признак делимости? А как ты его определил?   Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

 

Решение продуктивной задачи с учетом предложенных заданий Код и название основных метапредметных УУД, формируемых в ходе решения задачи, по кодификатору
1. Выполняя умножение натуральных различных чисел на 25, я увидел такую закономерность: произведения оканчиваются на 00, 25, 50, 75, … 2. Значит, натуральное число делится на 25, если оканчивается цифрами 00 или составляют число кратное 25. 1. Регулятивные УУД МР 1.2. Умение самостоятельно формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности. МР 5.1. Умения оценивать результат собственной деятельности, осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели МР 5.1. Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки. 2. Познавательные МП 6.1. Овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, аналогии. МП 6.3. Умения устанавливать причинно-следственные связи, использовать их для объяснения действительности. МП 6.6. Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнений, типологии, классификации. 3. Коммуникативные МК 10.4. Владение письменной речью в соответствии с нормами родного языка. 4. Личностные. Л 11.3. Умение осознанно, произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

 

 

Вид задания Задание Формируемые УУД
Нестандартные и исследовательские задачи. Цель:развитие логического мышления, способность увидеть общее, сделать вывод и применить его Как вы думаете, сколько делителей имеет пятая степень простого числа? шестая степень? А десятая степень? Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

 

Решение продуктивной задачи с учетом предложенных заданий Код и название основных метапредметных УУД, формируемых в ходе решения задачи, по кодификатору
3: 1, 3 – 2 делителя; 32: 1, 3, 9 – 3 делителя 33: 1, 3, 9, 27 – 4 делителя 34: 1, 3, 9, 27, 81 – 5 делителей Пятая степень – 6 делителей; Шестая степень – 7 делителей; Десятая степень – 11 делителей. 1. Регулятивные УУД МП 1.1. Умения самостоятельно определять цели учебной деятельности. МР 1.3. Умение определять последовательность действий. МР 2.2. Умение определять способы и средства решения учебных и познавательных задач. МР 2.3. Способность видеть альтернативные пути решения поставленных задач, выбирать наиболее эффективные средства их решения. МР 4.4. Умение конструктивно действовать в ситуации неопределенности или неуспеха. 2. Познавательные МП 6.1. Овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, аналогии. МП 6.3. Умения устанавливать причинно-следственные связи, использовать их для объяснения действительности. МП 6.6. Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнений, типологии, классификации. 3. Коммуникативные МК 10.4. Владение письменной речью в соответствии с нормами родного языка. 4. Личностные. Л 11.3. Умение осознанно, произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: