Тема I.1. Понятие роста и развития




Детскому организму в процессе жизни присущи две основные закономерности: рост и развитие.

Рост – это увеличение размеров развивающегося организма в результате размножения клеток, увеличения их объема и разрастания массы живого вещества. В процессе роста увеличивается число клеток, их размеры, иными словами – длина, вес, площадь и объем тела и его частей. Рост характеризует происходящие количественные изменения в организме ребенка и является одним из главнейших показателей его здоровья и физического развития.

Рост, как и всякие процессы, имеет свой предел во времени и пространстве. Время окончания роста у каждого человека индивидуально, но в основном у мужчин увеличение длины тела заканчивается в 20-22 года, а у женщин в 18-20 лет. Масса увеличивается до 20-25-и лет.

Развитие характеризует физиологическое состояние тканей, органов, систем и организма в целом, их функциональное совершенствование за определенный период времени. Развитие является основным показателем качественных изменений. Развитие, в отличие от роста, процесс непрерывный и продолжается на протяжении детства, юношества и зрелого возраста.

Под развитием следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей и формообразование, то есть приобретение организмом характерных, присущих ему форм. Эти три фактора находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивной дифференцировки. Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. Нарастание массы головного и спинного мозга в основном заканчивается к 8-10-и годам, почти достигая массы взрослого, функциональное же совершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени.

Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток. Итак, развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны.

Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность, или гетерохронность, то есть периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Гетерохрония развития позволяет обеспечить ускоренный и избирательный рост и дифференциацию тем структурам и их функциям, которые необходимы организму на данном этапе развития.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, в 11-15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50-и см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80-и см, то есть увеличивается более чем на 50 %. Масса тела за год утраивается. Если при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, то к концу года она уже составляет – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается, и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см.

С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, высота головы – в 2 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка двух лет – 1/5, шести лет – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8 (рис. 1.1).

 

Рис 1.1. Пропорции тела:

пунктирные линии делят длину тела на 8 равных частей, а короткие линии с цифрами справа от фигур – на части, равные длине головы.

 

Возрастные периоды, когда темпы роста преобладают над развитием, называются периодами вытягивания тела в длину. Значит, периоды вытягивания охватывают возраст детей до одного года, с 3-х до 7-и и с11-12-и до 15-и лет. Периоды замедления роста и ускорения развития называются периодами округления форм. Они охватывают возраст детей от 1-го до 3-х и с 7-и до 10-11-и лет.

Как и рост, масса мальчиков и девочек до 10-и лет приблизительно одинакова, хотя у девочек наблюдается небольшое ее отставание. Начиная с 11-12-и лет, масса девочек больше и это связано с развитием и формированием женского организма. Это преобладание сохраняется у них примерно до 15-и лет. А уже с 15-и лет и далее, в связи с преобладанием роста и развития скелета и мышц, масса мальчиков выше, чем у девушек. Некоторые различия между полами наблюдаются и в окружности грудной клетки, ширине плеч. Окружность грудной клетки с 7-и лет больше у мальчиков, а с 12-и лет – у девочек. К 13-и годам она почти одинакова у обоих полов, а с 14-и лет окружность грудной клетки больше у мальчиков, и эта разница в дальнейшем сохраняется и увеличивается. До начала периода полового созревания (препубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют.

Препубертатный период охватывает возраст с 7-и до 13-и лет и характеризуется формированием стереотипа полоролевого поведения.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается от 7-8-и до 10-и см. Причем с 11-12-и лет девочки несколько опережают в росте мальчиков, в 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15-и лет юноши обгоняют в росте девушек. Это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Период полового созреванияпубертатный период у юношей колеблется между 12-ю и 16-ю годами, у девушек – между 11-ю и 15-ю. В пубертатный период у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, а таз уже, чем у девушек. Пубертатный период или пубертат – процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому в росте и развитии детей наблюдаются не только возрастные, но и половые различия.

В период полового созревания происходит не только интенсивный рост, но и формирование вторичных половых признаков. Гетерохрония в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только при сопоставлении темпов их роста. Отдельные части физиологических систем также созревают неравномерно.

Умственное развитие школьников разных возрастов протекает также неравномерно. Ход психологического развития в огромной степени зависит от окружающей среды, в частности, от учебно-воспитательных воздействий. Однако у детей, находящихся в течение ряда лет в относительно одинаковых условиях, обнаруживаются индивидуальные различия в темпах умственного развития. В связи с этим, представляют большой интерес случаи проявления больших способностей у детей в младшем школьном возрасте. В отношении так называемых вундеркиндов существуют противоречивые суждения. Одни считают, что ранние достижения ребенка нередко не соответствуют проявлению способностей в дальнейшем. Однако многие выдающиеся люди уже в детстве обнаруживали большие способности. Из великих людей прошлого вундеркиндами можно назвать Грибоедова, Мечникова, Моцарта, Листа.

Вундеркиндов особенно много в наши дни. Например, Женя Левиче в 12 лет был зачислен студентом факультета теоретической физики; одаренная художница Надя Рушева, стала широко известной в 12-летнем возрасте. За пять лет прошло 15 выставок ее рисунков, в России и за рубежом. Одаренный математик Павел Коноплев в 3 года научился читать и считать. Когда восьмилетнего Павла представили известному академику, тот отказал Павлу в приеме в свою математическую школу для одаренных школьников. Поэтому Павлу пришлось учиться в обычной школе, но он из 1-го класса сразу перешел в 4-ый. В 15 лет вундеркинд поступил в университет, а в 18 – в аспирантуру. В 28 лет он был избран депутатом районного Совета. Все эти примеры показывают раннее развитие умственных способностей, как одно из проявлений неравномерности возрастного развития.

За последние 100-150 лет наблюдается нарастающее ускорение морфофункционального развития и созревания организма у детей и подростков, в экономически развитых странах. Масса тела новорожденных за последние 30-40 лет увеличилась примерно на 200 г. В настоящее время годовалые дети на 1,5-2 кг тяжелее, чем 50 лет назад. Масса 13-летних детей за последние 40 лет увеличилась примерно на 7-10 кг, а средняя масса 19-летних юношей увеличилась на 7 кг.

Особенно значительные изменения в физическом развитии произошли у подростков. За 80 лет 15-летние дети стали выше почти на 20 см, а их масса увеличилась на 16 кг по сравнению с подростками конца XIX-го века.

Акселерация коснулась и многих анатомо-физиологических систем организма: опорно-двигательной, половой, эндокринной. На 1-2 года раньше происходит смена молочных зубов на постоянные, быстрее происходит окостенение скелета. Например, окостенение костей кисти происходит на 1-2 года раньше, чем это было в 19360ом году. Быстрее идет психическое развитие детей.

Одновременно с увеличением роста и массы изменились и сроки полового созревания. Теперь половое созревание наступает у детей на 2-4 года раньше, чем в начале XX-го века. Все эти явления называют акселерацией.

Акселерация – ускоренное развитие живого организма, а дети, соответственно, стали называться акселератами. Имеют место и другие уровни развития. Обычное, среднее развитие детей, при котором детей называют медиантами. Если развитие замедленное, то его называют ретардацией, а детей, соответственно – ретардантами.

Сегодня ускорение роста можно заметить уже на стадии внутриутробного развития. Дети в настоящее время рождаются более длинными, чем несколько десятилетий назад. Длина тела новорожденного за последние 30-40 лет увеличилась примерно на 1 см. Имеющиеся данные по физическому развитию детей, живущих в различных странах, свидетельствуют, что процесс акселерации протекает везде примерно одинаково.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: