По возможности распечатать и вклеить новую тему в тетрадь




ВИЗАНТИЙСКАЯ ИКОНОПИСЬ

Станковая живопись Византии представлена иконописью. Икона (от греч.Eikon – образ) – это изображения Христа, Богоматери, событий из их жизни, а также изображения святых. Первые иконы были выполнены в технике энкаустики – живописи красками на основе воска. Энкаустические иконы написаны пастозно, экспрессивно, поскольку воск быстро застывал. Изображения наделены объёмом. Образ возникал подобно лепной статуе, и каутерий (инструмент для энкаустики) в руках мастера уподоблялся стеке скульптора, округляющей, сглаживающей рельефную поверхность изображения. Второе важное качество энкаустики – особый колорит. Красочный пигмент, обволакиваемый со всех сторон воском, делал цвет глубоким, живым, а изображение – жизнеподобным, «дышащим».

Большинство энкаустических икон были уничтожены во время событий иконоборчества. Немногие из них сохранились в монастыре Святой Екатерины на Синае, в местности труднодоступной. Это образы Иоанна Предтечи, Богоматери с младенцем, Святого Петра, Богоматери на престоле с предстоящими Феодором и Георгием, Спасителя. Все они написаны в период с конца V до начала VII века.

С Х века техникой иконописи стала темперная живопись. В качестве связующего вещества для приготовления красок из природных пигментов мастера использовали яичный желток, разбавленный водой или (в России) хлебным квасом.

Основой для иконы служила доска (для икон большого формата 2–3 доски, соединённых поперечными шпонками). На лицевой стороне доски делали углубление – ковчег. Ковчег предназначен для главной композиции или священного персонажа. Окружают ковчег поля. На них тоже могут располагаться образы или композиции небольшого размера.

На доску наклеивалась ткань – паволока, она покрывалась левкасом на основе мела или алебастра. Живопись иконы всегда многослойна. Сначала выполняют роскрышь – то есть прокладывают основные цветовые пятна. И только после, послойно, добиваются небольшой степени объёмности. Написание элементов пейзажа, зданий, драпировок, животных и т. д. называется доличным письмом (тем, что предшествует написанию ликов).

Самая ответственная часть иконы – писание лика и рук, или личное письмо. Во многих иконописных артелях существовали даже особые мастера – личники. Процесс работы над ликом завершался наложением движков – белых или светлых черт и точек. Их лишь частично можно сравнить с бликами, применяемыми при академическом рисовании и связанными с характером освещения и расположением источника света. Иконописные движки символизируют отблеск Божественного света, дающего жизнь и дыхание всякому живому существу.

Завершающим этапом работы над иконой было покрытие олифой – натуральным лаком. Оно должно было защитить изображение от влаги и пыли и укрепить живописный слой, а также придать цветам глубину и насыщенность.

Для иконописи чрезвычайно важна иконография: она должна быть традиционной и легко узнаваемой. В иконе используется особая система изображения пространства – обратная перспектива. Персонажи, находящиеся на переднем плане, могут быть меньших размеров, чем персонажи, расположенные дальше. Точка схода параллельных линий находится не на горизонте, а перед изображением. Это связано с тем, что пространство иконы – иерархическое, оно зависит не от физических особенностей человеческого зрения, а от умозрительного представления об устройстве созданного Богом мира.

В иконе могут соединяться события, происходившие в различное время в разных местах, а один и тот же персонаж может повторяться несколько раз. В иконе нет определённого источника освещения, нет падающих теней: всё изображение светоносно. Во многих иконах стилизуются или деформируются пропорции человеческого тела, а также используется символика цвета, света, жеста. Главным для иконы является композиционное решение, ритм, выразительность линии и цвета, чаще всего локального.

Особую роль в иконе играет золото. Это и золотые нимбы, и золотые фоны. Золото в иконе – символ божественного света.

Одной из самых известных и почитаемых в России византийских икон является «Богоматерь Владимирская». Икона эта была привезена в Киев из Константинополя. Имя «Владимирская» она получила уже на Руси.

В начале ХХ века икона была расчищена от вековых наслоений. Она считается произведением великого константинопольского художника начала XII века. Мастер строго соблюдает требования, которым в течение веков отвечали иконы Богоматери. В углах доски он поместил обозначение словом её личности – буквы МР ΘΥ (начальные буквы слов «Мать Бога»; не подписанная таким образом икона не могла считаться завершённой). Фон иконы покрыт золотом. А в центре доски, в углублении ковчега располагается изображение Богоматери с младенцем, нежно прижавшимся к её щеке. Изображение Марии и младенца– распространённая иконография (по-гречески называлась «Елеуса», а по-русски – «Умиление»).

Мария закутана в тёмно-вишнёвый плащ мафорий, на котором – звёзды, знаки её девства. Известно, что у Марии «лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци (руки) тонкостью источены». Этому описанию дословно следовал константинопольский мастер.

Но узнаваемые черты под кистью художника обрели одухотворённую красоту. И красота эта неотделима от выражения бездонной и чистой печали – печали Матери, у которой пронзённое сыновним страданием сердце навеки отозвалось на все людские беды и горести.

В лике Младенца, в его взгляде слились детская мягкость и глубокая мудрость. Золотым ассистом – знаком божественной силы и сиянием благодати – расчерчена его рубашечка, а через плечо по ней проходит клав – особая полоса, традиционный византийский символ царской власти, ставший и символом власти Небесного Царя...

 

Домашнее задание:

По возможности распечатать и вклеить новую тему в тетрадь



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: