Музыкальный импрессионизм.




Творчество двух крупнейших французских композиторов Дебюсси и Равеля – самое значительное явление во французской музыке на рубеже XIX и XX столетий, яркая вспышка глубоко человечного и поэтичного искусства в один из самых сложных и противоречивых периодов в развитии французской культуры. Это представители одного из самых интересных, ярких направлений во французском искусстве второй половины XIX века – импрессионизма, возникшего сначала в живописи, затем в поэзии и музыке.

В изобразительном искусстве это новое направление объединило художников весьма своеобразного и индивидуального таланта – Э.Мане, К. Моне, О.Ренуара, Э.Дега, К.Писсаро и других. Само происхождение термина «импрессионизм» довольно случайно и не определяет полностью всей сущности и сложности этого явления в искусстве. «Impression. Soleil levant» («Впечатление. Восход солнца») – так называлась картина К.Моне, экспонировавшаяся на первой выставке названных выше художников в Париже в 1874 году. Это дало повод одному из критиков назвать всю группу живописцев, представленных там, «импрессионистами».

Относить безоговорочно всех перечисленных художников к импрессионизму было бы неверно, ибо у каждого из них была своя излюбленная сюжетная сфера, самобытная манера письма. Но объединяла их на первых порах ненависть к официальному «академическому» искусству, чуждому жизни современной Франции, лишённому настоящей человечности и непосредственного восприятия окружающего. «Академисты» отличались исключительным пристрастием к эстетическим нормам античного искусства, к мифологическим и библейским сюжетам, а импрессионистам в значительно большей мере оказались близки тематика и образная сфера творчества таких художников предшествующей эпохи, как Камиль Коро и особенно Гюстав Курбе.

Основное, что наследовали импрессионисты у этих художников, заключалось в том, что они вышли из мастерских на открытый воздух и стали писать непосредственно с натуры. Это открыло им новые пути к постижению и отображению окружающего мира. Наиболее характерной чертой их творческого метода стала передача самых непосредственных впечатлений от того или иного явления. Это дало повод некоторым критикам либо причислять их к модному тогда натурализму с его поверхностным «фотографическим» восприятием мира, либо обвинять в том, что они подменяют отображение реальных явлений действительности своими сугубо субъективными ощущениями. Если упрёк в субъективизме имел под собой почву в отношении ряда художников, то обвинение в натурализме было мало основательным, ибо у большинства из них целый ряд картин хотя и кажутся моментальными зарисовками, как бы выхваченными «из жизни», на самом деле появились в результате долгих поисков и отбора характерного, типичного и глубокого обобщения жизненных наблюдений.

Основной темой их творчества стала Франция – её природа, быт и люди: рыбацкие посёлки и шумные парижские улицы, мост в Морэ и знаменитый собор в Руане, крестьяне и балерины, прачки и рыбаки.

Настоящим откровением в полотнах художников-импрессионистов явился пейзаж. Новаторские устремления их раскрылись здесь во всём своём разнообразии и богатстве оттенков и нюансов. На полотнах импрессионистов появились подлинные живые краски природы, ощущение прозрачности воздуха, тончайшая игра светотеней.

Новые сюжеты, постоянный огромный интерес к натуре потребовали от импрессионистов особого живописного языка, открытия стилевых закономерностей живописи, основанных на единстве формы и цвета. Им удалось установить, что цвет на картине может образовываться не обязательно путём смешивания «чистых» тонов, которые образуют более естественное оптическое смешение; что тени не только являются следствием малой освещённости предмета, но могут сами рождать новый цвет; что цвет, так же как и линия, может «слепить» предмет, придать ему чёткую определённую форму и т.д.

Новизна тематики и особенно метода художников-импрессионистов вызвала резко отрицательное отношение со стороны официальных кругов Парижа. Первую же выставку импрессионистов официальная пресса назвала «покушением на добрые художественные нравы», на уважение к мастерам классического французского искусства.

В обстановке непрекращающейся борьбы между традиционными и новыми направлениями в живописи и поэзии складывался музыкальный импрессионизм. Он возник также как прямая оппозиция по отношению к устаревшим, но цепко удерживающимся «академическим» традициям в музыкальном искусстве прошлого столетия. Первым и наиболее выдающимся представителем этого направления был Клод Дебюсси. Композитором, во многом продолжавшим творческие устремления Дебюсси, но в то же время нашедший свой оригинальный самобытный путь развития, стал Морис Равель. Их первые творческие опыты встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства официальных учреждений – Парижской консерватории, Академии изящных искусств, как и картины художников-импрессионистов. Им пришлось пробивать себе дорогу в искусстве в одиночестве, ибо у них почти не было единомышленников и соратников. Весь жизненный и творческий путь Дебюсси и Равеля - путь мучительных поисков и счастливых находок новых тем и сюжетов, смелых экспериментов в области музыкальных жанров и средств музыкального языка.

При общности истоков их творчества, художественного окружения оба художника глубоко индивидуальны по своему творческому облику. Это проявилось и в выборе каждым из них определённых тем и сюжетов, и в их отношении к национальному фольклору, и в характере эволюции творческого пути каждого, и во многих важных особенностях стиля.

Музыкальный импрессионизм (как и живописный) вырос на почве национальных традиций французского искусства. Это проявилось у Дебюсси и Равеля в прочных, хотя и не всегда внешне заметных связях с народным французским искусством, в тесном общении с современной им литературой и живописью, в исключительной роли в их творчестве программной инструментальной музыки. Но самыми близкими и непосредственно подготовившими музыкальный импрессионизм явлениями всё же остаются современная французская поэзия и, особенно, живописный импрессионизм.

В творчестве художников и композиторов – импрессионистов обнаруживается родственная тематика: колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, но исключительное место занимает пейзаж.

Есть общие черты и в художественном методе живописного и музыкального импрессионизма – стремление к передаче первого непосредственного впечатления от явления. Отсюда тяготение импрессионистов не к монументальным, а к миниатюрным формам (в живописи – не к фреске или крупной композиции. а к портрету, этюду; в музыке – не к симфонии, оратории, а к романсу, фортепианной или оркестровой миниатюре со свободно-импровизационной манерой изложения.

Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств выразительности. Так же как и в живописи, поиски Дебюсси и Равеля были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада и гармонии, мелодии и метроритма, фактуры и инструментовки. Значение мелодии как основного выразительного элемента музыки ослабляется; в то же время необычайно возрастает роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористического начал.

На творчестве Дебюсси и Равеля (как и художников-импрессионистов) сказалась и определённая ограниченность импрессионисткой эстетики. Она нашла выражение в сужении круга тем, художественно-образной сферы их творчества, в равнодушии к героико-исторической и социальной теме. Наоборот, явное предпочтение отдаётся музыкальному пейзажу, жанровой сценке, характерному портрету, реже мифу или сказке. Но в то же время Дебюсси и особенно Равель в ряде крупных сочинений преодолевает ограниченность импрессионисткой эстетики и создают психологически углублённые сочинения, грандиозные по масштабам симфонического развития, а также яркие колоритные картины народной жизни.

В отличие от многочисленных направлений модернистского искусства, распустившихся пышным цветом в начале XXвека (экспрессионизм, конструктивизм, урбанизм и другие), творчество двух французских художников отличает полное отсутствие болезненной утончённости, смакования ужасного и уродливого, подмены эмоционального восприятия окружающего «конструированием» музыки. Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, воспевает мир естественных человеческих переживаний, иногда глубоко драматичных, но чаще передаёт радостное ощущение жизни. Оно по-настоящему оптимистично. Большинство их произведений как бы заново открывает перед слушателями прекрасный поэтичный мир природы, нарисованный тонкими, чарующими и пленительными красками богатой и оригинальной звуковой палитры.

Раскрыть содержание вопросов.

Импрессионизм в живописи:

1. Происхождение термина «импрессионизм».

2. Представители импрессионизма в живописи.

3. Основной метод создания картин.

4. Характерная черта творческого метода.

5. Основная тема творчества.

6. Основной жанр.

7. Стилистические особенности.

Импрессионизм в музыке:

1. Представители импрессионизма в музыке.

2.Национальные традиции французского искусства в творчестве импрессионистов.

3. Общее в эстетике импрессионистов: художников и музыкантов.

4. Определённая ограниченность импрессионисткой эстетики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: