Общее понятие об импровизации в сценическом искусстве




Импровизация (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus -- неожиданный, внезапный) - это создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. «Импровизировать» - исполнить художественное произведение, создавая его в момент исполнения. (Словарь С. И. Ожегова).

Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном и других видах искусства. Истоки импровизации в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические, музыкальные и хореографические импровизации Поэтические импровизации обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди русских поэтов искусством импровизации владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов («Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах». Музыкальная импровизация в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты. Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с импровизацией (например, «Фантазия», «Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация»). В современной музыкальной практике импровизация имеет существенное значение, особенно в джазовой музыке, которой органически присущи элементы импровизации, и в некоторых модернистских течениях, широко применяющих произвольную импровизацию. Импровизация в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии импровизация в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в профессиональном искусстве.

Сценическая импровизация - это игра исполнителя, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления.

Зародившись в народном театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его формах, импровизация была одним из существенных элементов сценического действия древнего театра Востока (традиции которого развиваются и в настоящее время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство импровизации достигло в народной итальянской комедии Дель Арте (16--18 вв.) и французском фарсе (15--16 вв.). Позднее импровизация сохранилась на сцене как стилистический приём (например, у К. Гоцци).

Импровизация варьируется от простых игровых форм до высокого профессионализма. Импровизация - это особый жанр, особое направление. Ее развитие в наши дни становится органичной частью развития современного театрального искусства. Сценическая импровизация - явление коллективное. Она основана на взаимном партнерстве и утрачивает свое значение вне целостности, вне ансамбля.

Импровизация (фр. improvisation, от лат. improvisus - неожиданный). В театре импровизацией называется сценическая игра, не обусловленная твердым драматургическим текстом и не подготовленная на репетициях. Это определение дано в театральной энциклопедии. В словаре театра Патриса Пави дано следующее определение: «Актерская техника, подразумевающая введение в игру элементов непредвиденного, не подготовленного заранее, а родившегося по ходу действия».

Существует множество уровней импровизации: придумывание текста на основе известной четкой канвы (commedia dell`arte), драматическая игра на заданную тему или ответ на указание, полная пластическая и разговорная импровизация при отсутствии модели, вопреки условности и правилам (Гротовский), отступление от текста и поиск нового «физического языка» (Арто).

Все направления в философии творчества отталкиваются от идеи импровизации. Мода на практику импровизации в настоящее время объясняется отказом от текста и пассивной имитации, верой в освободительную мощь тела и спонтанной творческой выдумки (упражнения Гротовского).

Творчество актера происходит «здесь и сейчас», в непосредственном общении со зрителем, поэтому импровизационность лежит в самой природе театрального искусства. Импровизация может стать принципом театрального творчества, дар импровизации или природную к ней склонность можно и необходимо воспитывать, поскольку она является одним из самых действенных средств, способных спасти современную сцену от «ремесленничества» и окостенения.

В истории русского театра были великие артисты, великолепные импровизаторы П.С. Мочалов, В.И. Живокини, М. Чехов. Все они владели искусством импровизации в самой высокой степени. Чеховские импровизации, основанные на глубоком знании предмета и подсказанные его сверхчувствительной интуицией и феноменальным творческим воображением, были уникальными по точности попадания в образ и в идею произведения. Михаил Чехов так писал: «Импровизирующий актер пользуется темой, текстом, характером действующего лица, данным ему автором, как предлогом для свободного проявления своей творческой индивидуальности. Его психология существенно отличается от психологии актера, неспособного к импровизации на сцене. В то время как последний педантически держится за найденные им однажды удачные приемы игры, за ремарки автора, стремится к точному повторению указанных ему мизансцен и полагает главной своей задачей произнесение текста, данного ему автором, импровизирующий актер чувствует себя гораздо независимее. Сколько бы раз он ни исполнял одну и ту же роль, он всегда находит новые нюансы для своей игры в каждый момент своего пребывания на сцене».

К профессиональным навыкам актеров-импровизаторов относят:

· Умение произвольно запускать необходимое эмоциональное состояние.

· Умение формировать и трансформировать модель складывающейся ситуации на неосознаваемом уровне.

· Умение вербализовывать и формулировать эмоции.

· Умение присваивать различные мотивы и установки.

· Умение разрабатывать и корректировать жизненные стратегии.

· Умение читать язык невербальной коммуникации.

Начинать развитие способностей в области сценической импровизации целесообразно в работе с достаточно зрелыми в плане исполнительских сценических способностей учащимися. Немаловажными здесь являются и достаточно высокий уровень интеллектуального развития, достаточный социальный и эмоционально-аффективный опыт. Поэтому в театральной педагогике сензитивным периодом развития способностей в области сценической импровизации считается подростковый возраст.

Рассмотренные аспекты изучаемого вопроса позволяют сделать вывод о том, что театр импровизации - это школа социальных навыков, необходимых как для зрителей, так и для участников сценического представления. Театр импровизации дает уникальную и единственную возможность в современном мире видеть и оценивать реальную, достоверную действительность, возвращает представление о действительности как о процессе мироощущений, доступных собственному восприятию.

ИМПРОВИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ (франц. improvisation, от лат. improvisus – неожиданный), создание художественного произведения (прозаического, музыкального, стихотворного и т.п.) в момент его исполнения.

В применении к театральному искусству термин, как правило, употребляется по отношению к актерской игре, не обусловленной твердым драматическим текстом. Иногда импровизацией называют и актерскую игру, не подготовленную на репетициях. Однако для профессионального театра подобное использование термина не вполне корректно. Свободная импровизация, не подкрепленная установленной на репетициях системой ориентиров, способна увести актера от намеченной концепции спектакля и роли, разрушить его сценический образ и привести к провалу. Удачную же импровизацию предваряет репетиционная работа.

Традиции импровизации в театре идут от ранних форм зрелищных искусств – обрядовых и ритуальных действ. В них скорее задавалась «тема» обряда: этап календарного цикла; предстоящее знаковое событие – война, большая охота и т.д.; природный катаклизм. В своеобразном театрализованном диалоге с божеством участники обряда старались услышать «ответную реплику» высших сил. В соответствии с полученным знамением, дальнейшее содержание обряда должно было варьироваться. Так возникала насущная необходимость импровизации.

Позже, в античных представлениях странствующих комедиантов актеры разыгрывали бытовые и сатирические сценки на злобу дня. Их содержание менялось в зависимости от происшедшего события, местной специфики поселения, реакции публики и т.д. Эти сценки были тоже импровизационными, – в отличие от постановочных спектаклей древнегреческого и древнеримского театров, в основе которых лежали фиксированные авторские драматургические произведения.

После падения Римской империи в 5 в., когда молодая христианская религия практически до основания разрушила профессиональный театр, в Европе оставались немногочисленные странствующие группы комедиантов – любителей и полупрофессионалов. Их представления оставались чисто импровизационными. Импровизация обусловливалась еще и тем, что большинство средневекового народа были неграмотными. Диалоги, лежащие в основе представлений гистрионов, скоморохов и др. не могли быть строго фиксированными. Даже наиболее популярные, «странствующие» архетипичные сюжеты передавались из уст в уста, по ходу украшаясь импровизационными вставками, рожденными индивидуальностью исполнителей. Некоторое исключение в отношении грамотности составляли ваганты. Однако их искусство преимущественно представляло собой пародии, а следовательно, было также по определению импровизационным.

Возрождение профессионального театрального искусства началось в лоне церкви – с литургических драм. Поначалу – в литургических драмах – не могло быть и речи об импровизации: строго регламентировались не только расписанные на диалоги евангельские сюжеты, но и вся стилистика их исполнения – костюмы, мизансцены, грим, жестикуляция. Импровизационная стихия проникла в религиозный театр позже, во времена мистерий, когда в ролях чертей и бытовых персонажей стали выступать миряне.

А вот эпоха Ренессанса принесла с собой осознание и разработку принципов актерской импровизации. Это произошло в театре масок, комедии дель арте. Здесь впервые было определено оптимальное соотношение между импровизацией и жесткой фиксацией разных аспектов актерской работы, способное привести к творческому и зрительскому успеху. В комедии дель арте был строго фиксирован характер каждого персонажа. В них отражены типические черты, персонаж определялся за актером; из спектакля в спектакль он сохранял свое имя, внешность, пластику, тип реакции, манеру речи и т.д. А сценарий постоянно менялся, задавалась лишь основная сюжетная схема. В итоге получился удивительный синтез импровизации с жестко разработанной схемой. Актер, действующий на площадке в одном и том же сценическом образе, наращивал профессионализм в изображении своей маски. Жесткая же фиксация образа-маски парадоксально, но закономерно давала свободу сюжетной импровизации: как бы ни разворачивались события, персонаж будет реагировать на них и действовать только так, как позволяет заданный образ. Этот же принцип работы лежит в основе цирковой, эстрадной и театральной клоунады, всегда построенной на импровизации.

В комедии дель арте выяснилось и еще одно качество, абсолютно необходимое в импровизационном театре: актерский ансамбль, углубленное внимание к действиям партнера. Только общая координация, согласованность действий всех персонажей способна сохранить цельность представления. Эти принципы использовались в дальнейшем развитии театрального искусства.

В театре нового времени (начиная примерно с 19 в.) возник новый тип актерской импровизации – условно говоря, психологической, когда при воспроизведении одного и того же фиксированного текста от спектакля к спектаклю меняется сам образ героя, побуждения и мотивировки его действий. И в этом случае недостаточная фиксация ключевых моментов общей трактовки образа могла привести к актерской неудаче. Один из самых ярких примеров – творчество П.Мочалова: его актерская работа отличалась высокой степенью нестабильности; в одной и той же роли на разных спектаклях – в зависимости от импровизации – Мочалов мог и потрясать зрителей, и оставлять их равнодушными.

Принципы импровизации используются в современной театральной педагогике. Это т.н. «этюдный метод», когда перед студентом ставится задача «я в предлагаемых обстоятельствах». При выполнении этюда студенту необходимо сымпровизировать действия и речь, логически вытекающие из его характера и заданной ситуации. Этюдный метод импровизации используется и в репетиционной работе (особенно в студийных спектаклях), когда режиссер и актер ищут такую логику поведения персонажа, которая вытекала бы не только из пьесы и концепции спектакля, но и соответствовала индивидуальности актера, была бы ему наиболее органичной.

Татьяна Шабалина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: