Средства передачи световоздушной среды в пейзаже




Каждый вид изобразительного искусства имеет свои средства и приемы для создания художественного образа, в том числе и пейзажная живопись. В природе все взаимосвязано и все зависит одно от другого. И не существует отдельно синее небо, отдельно зеленая трава. Если в ясный солнечный день мы внимательно присмотримся к окружающим предметам, то откроем для себя неисчислимое богатство отражений, названных в живописи рефлексами.

Благодаря рефлексам возникает светоцветовая взаимосвязь между небом, землёй и световоздушной средой в целом, и предметами их наполняющими.

Основа материальной жизни – свет. Свет обнаруживает внешние черты предмета. Благодаря свету можно уловить его очертания, трехмерную рельефность, его собственный цвет, осязаемую фактуру. На свету можно подробно и обстоятельно изучать предмет в целом и деталях.

Всё создано посредством света и находится в свете, в световоздушной среде. Поэтому, художнику-пейзажисту, чтобы добиться жизненной правды в своих произведениях, очень важно знать и понимать законы световоздушной среды, и их влияние на принципы, методы и приёмы изобразительного искусства.

Световоздушная среда – это заполнение пространства живописного полотна изображением различных атмосферных состояний природы (туман, дождь, снег, солнечный свет).

В природе свет распространяется, погружается, видоизменяется, преломляется, отражается -проявляется в видимых и невидимых процессах всегда и везде, творя жизнь в различных её составах, свойствах, процессах, состояниях и образованиях. Прозрачная воздушная среда является той видимой частью природы, в пределах которой, даже глазу, видны пути движения света. Прозрачная среда видоизменяет проходящий свет. Окружающие нас предметы мы видим, благодаря свету и потому что они поглощают, преломляют и отражают свет. Цвет предмета мы чувствуем в силу того, что до нашего зрения доходят рассеянные, отраженные и просвечивающие лучи источника света. Свет, благодаря тому, что глаз человека способен его воспринимать, является важнейшим средством познания природы.

 

Коротковолновые лучи (фиолетовые, синие и голубые) рассеиваются сильнее, чем длинноволновые (оранжевые, красные). В результате в рассеянном свете преобладают коротковолновые лучи, которые и сообщают воздуху синюю и голубую окраску. Поэтому и небо кажется нам голубым, а по мере приближения к горизонту оно становится светлее.

На открытом воздухе предметы, расположенные вдали от нас, просматриваясь сквозь воздушную дымку, имеют менее резкие очертания и кажутся более светлыми, чем предметы, находящиеся ближе к нам. Особенно это заметно при тумане, измороси, в дыму и т. д. Если предметы изображены в дымке и имеют нечеткие очертания, у нас создается впечатление, что они расположены дальше тех предметов, которые видны более ясно. Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь мощную толщу воздуха, рассеивается во все стороны. Образуется светлая завеса, которая прикрывает собой темные предметы и тени, делая их светлее.

Краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредственной близости. При отдалении же синева воздуха накладывает на них свой голубоватый отпечаток и значительно стушевывает их.

Под влиянием воздушной перспективы разноокрашенные предметы по-разному изменяют свой цвет: желтые предметы кажутся зеленоватыми, оранжевые — грязно-красными и так до фиолетового включительно; синий цвет не меняет окраски и при удалении остается также синим, только тон его постепенно сгущается; зеленая окраска при удалении показывает все переходы к синему цвету. То же самое происходит и с фиолетовой окраской, которая при удалении исчезает быстрее других. Белая окраска менее всего стушевывается. Поэтому белые предметы, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном удалении белая окраска кажется не синеватой, а желтоватой, часто с оранжевым оттенком...

Восприятие человеком пространства неизбежно связано с ощущением световоздушной среды, никогда не бывающей полностью прозрачной, чистота которой величина переменная и зависящая от множества факторов, прозрачность которой уменьшается с увеличением толщины воздушного слоя. Я всегда думал, почему мне нравится пейзажная живопись. Оказывается, из- за ощущения большого пространства в пейзажах.

Для передачи состояния световоздушной среды служат линейная, воздушная и цветовая перспективы.

По мере удаления от нас предметы теряют резкость своих очертаний и изменяют свою светлоту. При этом темные предметы по мере удаления становятся светлее, а светлые, наоборот, темнее. Учитывая законы воздушной перспективы, художник создает иллюзию глубины пространства и передает световоздушную среду.

Существует несколько правил воздушной перспективы, придерживаясь которых, можно достоверно отобразить световоздушную среду в пейзаже:

Предметы, которые имеют одинаковые контурную и объемную формы и одинаковые цвета, кажутся тем более удаленными, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщены их цвета. В пейзаже, где хорошо выявлено пространство с помощью закономерностей воздушной перспективы, изображение выглядит многоплановым. Прозрачность среды, чистый воздух, солнечный свет передается в каждом плане по-разному. На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Сделать картину воздушной, глубокой, передать объем и световоздушное пространство можно умело пользуясь постепенным уменьшением насыщенности цвета, деталировки и резкости предметов от переднего плана к дальним. В случаях, когда воздух чист и нет естественной природной дымки, глубину резкости изображаемого пространства изображают таким образом, чтобы на картине четкими получились предметы первого, иногда второго плана, а все остальное должно постепенно расплываться.

Большое значение для передачи световоздушной среды, имеет характер освещения. В живописи освещением называют распределение света на картине.

При фронтальном освещении (источник света расположен спереди картины) все предметы будут ярко и равномерно освещены, воздушная дымка также вся пронизана светом, она легка и прозрачна.

Контражурное (контражур - против света). В этом случае световоздушная дымка хорошо видна на неосвещенных участках, освещенные частицы отражают свет, и от этого вся дымка становится светлее, ярче.

Боковое освещение, солнце невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой.

Оттенки световоздушной среды будут иметь окраску в зависимости от состояния погоды, времени дня и года, местности, которую изображает художник.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: