Экспериментально-психологическое исследование




Клинико-психологическое исследование

Дополнение к анамнезу (беседа с матерью). Рос неусидчивым, требующим постоянного контроля ребенком. В начальных классах школы учеба не вызывала затруднений, хотя всегда легко утомлялся, становился капризным, неуправляемым. С 5 класса успеваемость резко снизилась, прогуливал школу, время проводил с асоциальными подростками. В 7 классе в связи с неуспеваемостью был переведен в УПК, учебу в котором не закончил. Оставил учебу в 1994 году, с тех пор не работает, занимается ловлей рыбы, имеет случайные заработки. По характеру вспыльчивый, невыдержанный, нервный, упрямый, малообщительный. В семье всегда была напряженная психотравмирующая обстановка. Дед имел деспотический характер, алкоголизировался, третировал семью. Отец – нервный, возбудимый, агрессивный по отношению к сыну. Из-за конфликтных отношений с отцом в 13 лет – побег из дома. С матерью отношения хорошие.

Перенес неоднократные травмы головы,. невроз навязчивых движений в связи с ЧМ и психической травмой (был избит), язвенная болезнь желудка.

С 27 декабря находился на службе в вооруженных силах (войска ГО). При поступлении в в/часть отмечалось плохое самочувствие, головокружение, головная боль на фоне высокой температуры, боли в желудке. Неоднократно обращался за помощью к офицерам. Помощи не получил. 6 января 1997 года совершил побег из воинской части. После побега лечился дома. Фон настроения был раздражительный, часто плакал. Неоднократно высказывал суицидные угрозы.

Испытуемый инструкции понимает верно; ответы спонтанные, поверхностные, склонен к браваде, самопереоценке. Неудачи в ходе исследования не снижают самооценку. В связи с психотравмирующей ситуацией сообщил о приступах уныния, тоскливости, подавленности. Склонен к раздражительным реакциям, агрессивным вспышкам, любит одиночество. Сформированного отношения к правонарушению, жизненной ситуации, планов на будущее не имеет. Легковесен, некритичен.

 

Экспериментально-психологическое исследование

Интеллектуальная деятельность характеризуется крайней неравномерностью темпа и продуктивности, выраженной диспропорциональностью в развитии отдельных функций. При выполнении корректурных проб отмечается значительное ослабление способности к концентрации и переключаемости активного внимания. Самые низкие результаты получены в заданиях, требующих повышенной мобилизации психической активности в течение длительного времени (патопсихологические функциональные пробы). В этих заданиях отчетливо выявляется ослабление мотивационно-волевой, регулирующей функции интеллекта.

Мотивационно-волевое ослабление оказывает влияние на результаты исследования отдельных видов и процессов памяти. Так, динамика запоминания 10 слов отражает выраженные затруднения процессов запоминания, сохранения, воспроизведения. Оперативная память (воспроизведение цифр в обратном порядке) также значительно ослаблена в связи с неспособностью к длительной напряженной умственной деятельности. В то же время, логическая память (воспроизведение смыслового материала – рассказа), зрительно-пространственная память, гнозис и праксис (методики Бентона, «Кубики Коса») сохранны (результаты соответствуют уровню «средней» и «хорошей нормы»). Успешно справляется также с заданиями на арифметический счет.

Понятийные (вербальные) формы интеллекта, логическое мышление значительно снижены по сравнению с отдельными механическими, комбинаторными и пространственно-гностическими функциями. Затруднено выделение существенных признаков, установление логических связей и отношений. Ответы на вопросы, касающиеся области «социального интеллекта», примитивны, поверхностны, излишне категоричны. Не понимает условного характера вопросов. Запас общекультурных знаний, общая эрудиция крайне низкие (пример ответа: «Египет находится в Риме»), не соответствуют способностям испытуемого и определяются, преимущественно, социо-культуральными причинами.

Личностно-эмоциональная сфера.. Эмоциональный фон в момент исследования – неустойчивый (возможно, смешанный): проявления гипертимности, беспечности сочетаются с ситуативным снижением настроения, беспокойством, напряженностью. По данным анамнеза и исследования, испытуемый характеризуется повышенной возбудимостью аффекта, склонностью к гневливым реакциям и накапливанию отрицательных эмоций (аффективная ригидность).

Самооценка завышена, склонен акцентировать социально желательные качества (отзывчивый, добросовестный, справедливый, дружелюбный), волевые черты (решительный, смелый); одновременно выделяет шизоидные особенности – любовь к одиночеству, отсутствие близких друзей.

По данным «Патохарактерологического диагностического опросника для подростков» (ПДО), отчетливо диагностируется шизоидный тип акцентуации характера. В структуре личности представлены также эпилептоидные и гипертимные особенности. Выявляется ослабление мотивационно-волевых функций, что в сочетании с конформностью и склонностью к делинквентности (данные ПДО) определяет характер поведения по неустойчивому типу. Согласно ПДО, в настоящее время существует риск социальной дезадаптации и высокий риск депрессии.

Заключение. Интеллектуальная деятельность характеризуется отчетливой диспропорциональностью в развитии отдельных функций. В наибольшей степени страдают функции, требующие мобилизации психической активности, длительного удержания волевого усилия, концентрации активного внимания. Крайне низкими (на уровне «плохой нормы» и «пограничной нормы») являются показатели общекультурного уровня, социального интеллекта, критичности мышления. Другие результаты (зрительная и логическая память, комбинаторика) соответствуют «средней норме».

Выраженная диспропорциональность интеллекта обусловлена, по-видимому, как органической недостаточностью головного мозга (преимущественно, в глубоких структурах), так и факторами социально-педагогического характера.

Выявляется шизоидный с чертами эпилептоидности и гипертимности тип акцентуации характера; признаки нарастающей социальной дезадаптации.

Аффективная сфера характеризуется повышенной возбудимостью, ригидностью, снижением контроля над эмоциональными реакциями. Фон настроения – неустойчивый (смешанный). Учитывая данные ПДО (высокий риск депрессии) и данные анамнеза (суицидные угрозы), нуждается в наблюдении, консультации психиатра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: