Особенности темперамента и умственные способности




Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнем умственных способностей? На этот вопрос есть определенный ответ: такая однозначная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект. Но какую же роль все-таки здесь играют умственные способности субъекта? Их важная роль состоит в выработке таких путей и способов работы, которые бы компенсировали недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего, речь идет о формировании индивидуального стиля деятельности (В. С. Мерлин, Е. А. Климов), который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффективнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов. Наблюдая за учащимися, можно выделить среди них наиболее характерных представителей того или иного свойства. Так, сразу бросается в глаза ребенок со слабой нервной системой — чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Он отличается повышенной впечатлительностью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление — все это может для такого ребенка стать сверхсильным раздражителем. В таких случаях ребенок может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб. Из-за своей повышенной чувствительности «слабые» дети отличаются особой уязвимостью. Часто они болезненно реагируют на окружающее, относя все происходящее на свой счет. Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых

. Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой. Чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Заметно, что он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, его практически нельзя увидеть уставшим, вялым, расслабленным. Он способен в течение длительного времени сосредоточенно заниматься уроками или какой-либо интересной для себя деятельностью. Включаясь в работу, почти не испытывает трудностей. Ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой, новой деятельности. Чаще всего обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Поглощенный своими занятиями ученик с сильной нервной системой может спокойно отрешиться от посторонних моментов. Ему не мешают шум, разговоры, присутствие людей. Он способен готовить уроки на перемене, в транспорте — везде. Его отличают большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же промежуток времени больше, чем другие учащиеся, за счет своей выносливости, отсутствия остановок и перебоев в работе

Заключение

Учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам, но стоит дать рекомендации для повышения успеваемости с учетом темперамента. Рекомендации флегматику: поднимать на уроках руку, когда знаешь ответ, отвечать четко и быстро, попытаться сменит свои привычки, побороть робость и застенчивость, записаться в спортивную секцию.

Совет меланхолику: при выполнении домашней работы отдыхать после выполнения каждого задания, на уроках больше уверенности в своем ответе.

Рекомендация холерику6 при выполнение домашних заданий следует менять вид деятельности; на уроке необходимо контролировать себя, не выкрикивать с места.

Рекомендация сангвинику: не начинать все дела сразу, а закончив одно, приступать к другому, это позволит более конкретно подойти к выполнению задуманного

Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны.

 

 

Список использованной литературы

1.Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. «МОДЭК» 1998 г.

2.Дубровина И.В. Практическая психология образования. Москва 1998

3.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. «Питер Пресс» 2009 г.

4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г.

5. Немов Р.С. Общие основы психологии т.1 Москва Просвещение Владос 1995

6. Рогов Е.И. Психология человека. «Владос» 2001 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: