ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Примерная образовательная программа дополнительного образования
___________________________________________
(Наименование профессии)
в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ»
Код профессии (при наличии), Наименование профессии
Профессиональный стандарт (при наличии)
Срок обучение (час., мес.)
Уровень квалификации/разряд
Предприятие-партнер (привлекаемое к проведению квалификационного экзамена)
Форма обучения
Программа рассмотрена на педагогическом совете или предметно-цикловой комиссии (с указанием № протокола)
Разработчики программы:
ФИО
ФИО
Москва, 2022
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………….9
2. Результаты освоения образовательной программы профессионального обучения
3. Учебный план
4. Календарный учебный график
5. Учебная программа
6. Формы аттестации и контрольно-оценочные средства
7. Требования к условиям реализации образовательной программы профессионального обучения
8. Список рекомендованной литературы
Пояснительная записка
Ø Наименование программы.
Ø Нормативно-правовые основания разработки программы профессионального обучения.
Ø Термины, определения и используемые сокращения.
Ø Цели и задачи программы.
В формулировке цели должен быть указан вид профессиональной деятельности, в рамках которой проводится обучение. При наличии профессионального стандарта для формулировки цели программы рекомендуется использовать информацию подраздела «Основная цель вида профессиональной деятельности» первого раздела стандарта «Общие сведения».
Ø Профессиональный стандарт (стандарты, при наличии), или квалификационные требования (в соответствии с ЕТКС), с учетом которых программа разработана.
Ø Категория обучающихся.
Обозначаются категории обучающихся, кто может обучаться по программе. В случае, если программа реализуется по профессиям рабочих, должностям служащих, обучение по которым запрещено или ограничено для женщин и лиц в возрасте до восемнадцати лет в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, это указывается в данном разделе.
Ø Режим занятий.
Указывается количество учебных дней в неделю, количество часов в учебный день, а также максимальная учебная нагрузка в часах в неделю при используемой форме обучения.
Результаты освоения образовательной программы
Профессионального обучения
В данном разделе указывается вид деятельности, к которой подготавливается выпускник программы, профессиональные компетенции, практический опыт, умения и знания, которыми должен овладеть выпускник в результате освоения программы. Результаты указываются в соответствии с трудовыми функциями, которые содержит профессиональный стандарт.
При этом следует учитывать, что вид деятельности в терминологии профессионального стандарта соответствует обобщенной трудовой функции, профессиональная компетенция – трудовой функции, практический опыт – трудовым действиям.
В отсутствие профессионального стандарта могут использоваться иные документы, в которых отражено содержание работ и квалификационные требования по профессии.
Примерная форма раздела:
Вид деятельности | Профессиональные компетенции | Практический опыт | Умения | Знания |
Вид 1 | Компетенция 1 | |||
К… 2 | ||||
Вид 2 | Компетенция 1 | |||
К…2 |
Ссылка на профессиональный стандарт (при наличии) дается в нормативном разделепояснительной записки.
3. Учебный план
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик и иных видов учебной деятельности обучающихся, а также виды аттестации.
Примерная форма учебного плана
№ п/п | Наименование разделов (модулей), дисциплин, видов учебной деятельности | Виды учебной нагрузки в часах | Форма аттестации | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа | |||
Квалификационный экзамен | экзамен | |||||
Итого |
Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется в соответствии с учебным планом программы.
Примерная форма календарного учебного графика
Наименование разделов(модулей), дисциплин, видов учебной деятельности | Учебные недели и нагрузка в часах | |||||||
даты | даты | даты | даты | даты | даты | даты | Даты | |
Учебная программа
Содержание программы представляется укрупненно через дидактическое единицы учебных дисциплин и (или) профессиональных модулей или детально путем разработки рабочих учебных программ по дисциплинам, модулям, практикам и т.д. Содержание учебных программ определяется профессиональным стандартом, а в его отсутствие – на основе ЕТКС.
Дидактические единицы по темам должны быть направлены на приобретение обучающимися практического опыта, умений, знаний, причём содержание лабораторных работ, практических занятий, видов деятельности, практики – соответствовать умениям и практическому опыту.
Профессиональный модуль – часть программы профессионального обучения, предусматривающий подготовку обучающихся к осуществлению одной или нескольких трудовых функций.
При разработке тематического плана профессионального модуля необходимо учитывать, что наименование раздела должно отражать совокупность осваиваемых компетенций, знаний, умений; распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки обучающегося (включая часы практики при наличии) и аудиторных занятий.
В определенных случаях программа профессионального обучения может включать в себя одну или несколько учебных дисциплин как самостоятельных элементов программы, не входящих в состав профессиональных модулей. В этом случае учебная дисциплина называется общепрофессиональной и предшествует изучению модуля (модулей). Такие учебные дисциплины подготавливают к восприятию содержания модуля (модулей) и обеспечивают их успешное освоение.
Примерная форма учебной программы
Наименование дисциплин (модулей, разделов) и тем | Кол-во часов | Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практик, рекомендуемой литературы |
Дисциплина 1 | Название | |
Раздел (тема) 1.1. | Дидактические единицы. | |
Модуль 1. | Название | |
Раздел 1.1. | Название | |
Тема 1.1.1. | Дидактические единицы | |
Тема 1.1.2. | Дидактические единицы | |
Лабораторные работы | 1) Наименование работы 2) Наименование работы 3) … | |
Модуль 2. | Название | |
Дисциплина 2.1. | Название | |
Учебная практика | Тематика, краткое содержание | |
Производственная практика | Тематика, краткое содержание |