Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» по ФГОС.
Авторы программы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьёва. 2014г.
Примерная основная образовательная программа «Радуга» создана как психологически ориентированная программа.
Программа соответствует ФГОС ДО и направлена на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.
Содержание Программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Реализация программы «Радуга» в различных условиях
Программа «Радуга» полностью методически обеспечена, она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования. В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад находится в любом регионе РФ, расположен как в городском, так и в сельском поселении, имеет любое количество групп и т.д.
Вы имеете в руках удобный инструмент творческой работы по созданию уникальной основной образовательной программы вашей образовательной организации. В этой новой редакции Программа «Радуга» — программа-конструктор. И вы сможете максимально эффективно использовать все возможности и ресурсы, которыми располагаете.
Цели
Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:
· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
· содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
· обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Общие цели Программы «Радуга» раскрываются и конкретизируются через цели образовательной работы в каждой возрастной группе. Они представлены в содержательном разделе. Каждая цель раскрывается через систему образовательных задач.
Представленные в содержательном разделе программы цели и задачи по возрастным группам образуют обязательную часть, которая используется при написании дошкольной организацией основной образовательной программы.
Программа «Радуга» предлагает включать в часть основной образовательной программы, реализуемую участниками образовательных отношений, разработанные на основе региональных исследований методики:
· укрепления здоровья и физического развития детей с учётом особенностей климата и экологии региона;
· приобщения детей к национальным культурам; воспитания любви и уважения к малой родине.
Также в рамках методического комплекта предлагаются модульные (парциальные) программы по нескольким образовательным направлениям, которые могут быть использованы образовательной организацией для наполнения этой части основной образовательной программы.
Принципы и подходы к формированию Программы
Методологической основой Программы «Радуга» являются:
· общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева;
· культурно-исторический подход Л. С. Выготского.
Центральная идея отечественной психологической школы — представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребёнка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.
Реализуя принцип развивающего образования, авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребёнка. Психическое развитие рассматривается авторами в русле теории А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формулирования целей деятельности педагогов.
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
· Общая характеристика Программы «Радуга»
· Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга»
· Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения Программы «Радуга»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности
· Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
· Образовательная область «Познавательное развитие»
· Образовательная область «Речевое развитие»
· Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
· Образовательная область «Физическое развитие»
Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями
· Социально-коммуникативное развитие
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое развитие
· Физическое развитие
Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства
Поддержка детской инициативы
Взаимодействие с семьёй
· Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй
· Информационная политика образовательной организации, работающей по Программе «Радуга»
· Творческое сотрудничество с семьёй
Педагогическая диагностика
· Подходы к педагогической диагностике
Коррекционная работа
· Организация коррекционной/инклюзивной работы
· Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
· Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие»
· Содержание коррекционной работы в образовательной области «Речевое развитие»
· Содержание коррекционной работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
· Содержание коррекционной работы в образовательной области «Физическое развитие»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Распорядок дня
· Основные режимные моменты
Организация жизни группы
· Формы реализации Программы «Радуга»
· Нормы жизни группы
· Традиции жизни группы и праздники
· Традиции-ритуалы
· Стиль жизни группы
· Интерьер группы
Формы реализации дошкольного образования
· Группы кратковременного пребывания
· Малокомплектный детский сад. Разновозрастные группы
Дополнительные платные образовательные услуги
Методическое обеспечение Программы «Радуга»
Кадровая политика образовательной организации, реализующей Программу «Радуга»
· Коммуникативная компетенция
· Представление о свободе
· Представление о творчестве
· Представление об ответственности и взрослой позиции
· Учебно-вспомогательный и технический персонал
· Сотрудничество и коллегиальность
· Критерии отбора кадров
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда
· Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста
· Стиль «радужной» группы
Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга»