Наверняка Вы давно обратили внимание, что в ходе общения у всех учеников разные стратегии поведения. Это поведение обусловлено наличием комплекса свойств нервной системы, которые академик Павлов назвал темпераментом.
Темперамент – это те врожденные особенности человека, ребенка, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Мы помним, что академик И.П. Павлов, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: (слайд)
1) “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) — соответствует темпераменту холерика); 2) “живой” (сильный; подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); 3) “спокойный” (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) “слабый” (неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).
Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, необходимо правильно представлять себе свойства темперамента. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы педагогического воздействия.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции детей с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать педагогам и родителям.
При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. При длительном наблюдении за ребенком, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента.
Для отнесения ученика к тому или другому типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него определенных черт. Тип темперамента определяется процессами торможения и возбуждения в коре головного мозга, которые обуславливают соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Обратимся к таблице. (слайд)
Сангвиник | Холерик | Флегматик | Меланхолик | |
подвижность, живость нервной системы | характеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникновением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллектуальной деятельности. | инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малая подвижность мысли. | ||
выносливость (сила нервной системы). | выносливые сравнительно легко справляются с большой эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой, при напряжении и даже перенапряжении не перестают адекватно реагировать на внешние воздействия, в крайнем случае они впадают в сонное состояние (развивается торможение в мозгу, которое охраняет нервную систему от повреждения, срыва). | маловыносливые такой нагрузки не переносят - относительно быстро истощаются эмоционально, меньше, чем другие, способны напрягаться при физической и умственной работе, в меньшей мере способны адекватно реагировать на сильные и сверхсильные внешние раздражители. | ||
Уравновешенность мера активности и пассивности могут быть в разных сочетаниях | в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, коллективов | господствует активность- может 'проявить инициативу, мобилизовать людей, в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, коллективов | преобладает инертность - он скорее исполнитель | почти не встречаются организаторы |
ОбщительностьИсследование А. И. Ильиной | а) легкость общения с новыми людьми, б) широта круга общения, в) постоянство отношений с большинством из обширного круга общения, г) быстрота реакций в общении, д) выразительность в общении. | а) затрудненность в общении с новыми людьми, б) узость круга общения, в) постоянство общения •в узком кругу, г) медлительность реакции в общении, д) пассивность общения с новыми лицами, е) невыразительность в общении. |
Комментарий к таблице «Типы нервной деятельности»
Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.
Вы знаете, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие же — медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т. п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее, состояние на уроках.
В классе заметнее всего дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в четком режиме и определенном ритме работы.
В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определенную саморегуляцию, самовоспитание.
Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки и выполняют ее очень быстро - у них все "в руках горит". Другие значительно медленнее подходят к решению задач - сначала составляют в голове план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности.
Характеристика типов темперамента и дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей.
Сангвиник | Холерик | Флегматик | Меланхолик | |
Внешние проявления | - Жизнерадостный, энергичный. - живая мимика, - Настроение в основном хорошее. - Находчив, дисциплинирован. | - решительный, инициативный - резкий, вспыльчивый - увлекающаяся, страстная натура - настроение чаще всего боевое | - уравновешен, невозмутим - настроение ровное - приверженец раз и навсегда выработанных схем и правил | - высокая эмоциональная чувствительность, ранимость - робость, неуверенность в себе |
Общение | Общительный и отзывчивый | Общителен, но излишне резок | Малообщителен. С трудом сходится с новыми людьми. | - малообщителен - застенчивый |
Сильные стороны | - Быстро привыкает ко всему новому - Спокойно переживает неудачи и критику. | - настойчивость, упорство - энергичность - способность быстро принимать решения и действовать | - Терпелив, настойчив - основателен и аккуратен - не расходует силы по пустякам. - снисходителен к колкостям в свой адрес | - хорошо работает в знакомой обстановке - четко следует алгоритму - аккуратен - тактичен |
Слабые стороны | - не доделывает то, что не интересно - Склонен переоценивать себя. - Может быть несобранным | - вспыльчивость, агрессивность - нетерпимость к чужим недостаткам - плохо переносит критику | - с трудом переключается на новую деятельность - долго и трудно адаптируется в новых ситуациях - ненаходчив - мало эмоционален | - с трудом переносит все новое - долго переучивается - внушаемый, мнительный - теряется в незнакомой обстановке - болезненно чувствителен |
(объяснение слайда таблицы)
Приемы работы
При работе с ребенком- сангвиником нужно учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у них с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка, отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.
У учащихся-сангвиников надо воспитывать
· усидчивость,
· устойчивые интересы,
· серьезное отношение к любому делу,
· неторопливость,
· изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться
Холерики - легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность.
· Не надо запрещать ему быть активным,
· читать нотации.
· Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение.
От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания.
На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы)
В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, поэтому в обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения:
· на них нельзя повышать голос,
· проявлять чрезмерную требовательность и строгость,
· наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность, затормаживают и снижают работоспособность.
Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно.
Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание.
Флегматик –
Каждому опытному учителю (а иногда и не очень опытному) хорошо знаком тип ученика, выделяющегося своей медлительностью: такие дети неторопливы в реакциях и в ответах, постоянно “копаются”, то что-то забывают, то вдруг уже не к месту вспоминают забытое... Подобная “заторможенность” ребенка нередко вызывает раздражение взрослых.
Первый вопрос, который обычно задает себе учитель, звучит приблизительно так: “Что же сделать, чтобы этот ребенок не тормозил весь класс и сам успевал усваивать материал?”.
Чтобы вы могли профессионально ответить себе на подобный вопрос, необходимо понять природу поведения такого ребенка.
У флегматика следует развивать недостающие ему качества:
· большую подвижность,
· активность,
· не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности,
· вялость,
· инертность.
Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков:
· изживать равнодушие, безразличие,
· чаще заставлять работать на уроке в определенном темпе и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.
Важное правило заключается в следующем:
· проверьте готовность медлительного ребенка к вербальным ответам на начальном этапе обучения.
· Не стыдите ребенка, если он не отвечает на уроке. Он делает это не назло вам и не потому, что ничего не знает. Просто стрессовая ситуация (а ответ перед классом – это стресс) сокращает возможности ребенка, еще более затормаживая его нервные процессы.
· Повышайте уверенность медлительного ребенка в собственных силах, работайте над адекватностью его самооценки.
Многие педагоги любят использовать различные экраны успеваемости и их варианты. В данном случае такой метод неприемлем.
Экран успеваемости, на наш взгляд, вообще нельзя назвать корректным методом в работе педагога. Представьте, уважаемые коллеги, что вы приходите обедать в школьную столовую, а там… на самом видном месте висит, например, экран работоспособности учителей, в котором отмечается, кто когда опоздал, сколько открытых занятий показал и т.д. Одна из фамилий в нем ваша. Какие чувства при этом появятся? А ведь теперь этот экран будет висеть целый год, и смотреть на него будут и дети, и их родители, и другие взрослые.
Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.
Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.
Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.
· Предусматривайте специальные промежутки времени на раскачку ребенка,
· начинайте работу с задания попроще,
· не вызывайте ребенка к доске в начале урока. Кстати, ответы у доски можно заменить заранее заданными творческими работами, пусть даже сверх программы. У ребенка будет время подготовиться и собраться с духом к намеченному уроку.
· не оценивайте по устным ответам,
· дайте дополнительное время на перемене для дописывания.
Не подгоняйте медлительного ребенка ежеминутно! Специально планируйте время на вхождение в новую деятельность. Хвалите ребенка за его достоинства.
Уважаемые коллеги, все приемы работы, которые мы с вами обсудили есть в таблице.
Сангвиник | Холерик | Флегматик | Меланхолик | |
Отношение к учебе | - Активно включается в работу - Работоспособен и усидчив - Плохо переносит монотонную, однообразную деятельность - Легко переключается с одного вида деятельности на другой. - При ответах часто может начать импровизировать, отходя от книжного текста | - настойчивое стремление ко всему новому - целеустремленность - преодолевает возникающие трудности - легко находит несколько вариантов решения поставленной задачи | - медленно сосредотачивается, но не отвлекается - неутомимы труженик - доводит начатое до конца - трезво оценивает свои возможности - хорошо выполняет монотонную работу | - низкая работоспособность - быстро утомляется - предпочитает работать по алгоритму, «шаг за шагом» - в работу «входит» медленно - при возникновении трудностей «опускает руки» |
Приемы работы | - Фронтальный опрос в быстром темпе - Исправление ошибок в ответах других детей - Важна практическая сторона получаемых знаний - Постановка сложных задач, требующих сосредоточения - Нужно повторение пройденного - Систематическое поощрение - коллективная проектная деятельность | - интенсивные фронтальные опросы, в том числе и по только что пройденному материалу - в новых знаниях важна их общественная значимость, престижность - хорошо, если поставленная задача требует активного поиска нестандартных решений - походит проблемное изложение материала | - нужно время, чтобы сосредоточиться на уроке - необходимы наглядные схемы, чтобы структурировать материал - запоминает медленно, но крепко; необходима проработка нового материала дома - лучше индивидуальная самостоятельная работа по карточкам; - фронтальный опрос – по заранее известным вопросам | - хорошо выполняет монотонную работу, требующую планомерности - легко составляет списки, планы, классификации - лучше работает при письменном опросе – успевает сосредоточиться - малейшая критика надолго выбивает из колеи - нуждается в постоянном подбадривании, похвале |
Уважаемые педагоги! Предлагаем вам закрепить полученные знания и …