Тема 10. Природные, исторические, национальные, социально-демографические, экономические особенности муниципальных образований




Значение природных, исторических, национальных, социально-демографических и экономических особенностей в развитии любых административно-территориальных единиц трудно переоценить. Это утверждение полностью относится и к муниципальным сообществам. В числе основных признаков, характеризующих местное сообщество, за такими параметрами как «демография» (история, этнография, культура) и «граница» (географические, исторические, экономические, информационные) в литературе по местному самоуправлению и муниципальному управлению закрепляется определяющая роль.

Учет в практике муниципального управления данных факторов, определяемых как внешние, является очевидной необходимостью и единственно возможным принципом управления.

Для России тема региональных экономико-географических, национально-исторических, хозяйственных особенностей поднимается как в связи с федеративной политикой, так и муниципальной. Для Российской Федерации особенно характерны значительные различия в экономическом и бюджетном положении ее субъектов, что связано как с огромными масштабами территории страны и разнообразием ее природно-климатических зон, так и неравномерным распределением производительных сил, историческими, национальными и другими особенностями развития ее регионов. Характерной чертой является не только многочисленность субъектов, но и их разностатусность.

Сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. В этой связи исторически признается и реализуется принцип многообразия форм организации региональных и местных территорий, что связано с особенностями социально-экономического развития территории Российской империи, с существенными различиями культурно-национальных и религиозных традиций. Важнейшую роль играет специфика государственного федеративного устройства, основанного на сочетании административно-территориальных и национально-территориальных принципов, закрепленных в Конституции РФ. Разностатусность субъектов, или принцип асимметричности федерации, обусловливает значительные региональные различия в потребностях субъектов в средствах финансирования, налоговом потенциале, структуре бюджетных доходов и расходов, затрудняющие регулирование уровня их бюджетной обеспеченности и формирование эффективного механизма межбюджетной поддержки.

Дифференциация муниципальных образований также имеет в России широкую основу. Она определена разнообразием этнополитических, географических, природно-климатических, социально-экономических условий, а также историческими причинами. Конституция РФ акцентирует внимание на роли исторических и местных традиций (статья 131): «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиции».

Исторически политика Российского государства в отношении местного самоуправления выстраивалась с учетом местных традиций. Для национальных окраин и национальных автономий (Царство Польское, Великое княжество Финляндское и др.) предусматривался особый порядок формирования и деятельности местной власти для каждой территории. В рамках данного подхода учитывались экономические, территориальные и национальные особенности входящих в состав Российской империи территорий.

Итак, важно отметить, что совокупность внешних факторов, которыми характеризуется территория, оказывают существенное влияние на экономический профиль муниципалитетов. Основные типы муниципальных образований в России испытывали влияние территориального и отраслевого факторов на их хозяйственную внутреннюю жизнь. В этой связи авторы В.Н. Парахина, Е.А. Феодо-сиади делят все муниципальные образования на три большие группы:

1. Поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты). Как правило, к этой группе тяготеют те муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов.

2. Территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы и др.). Этот тип характеризуется тем, что они состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным интересом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства.

3. Территориальные муниципальные образования. Этот вид муниципальных образований свойствен для районов Крайнего Севера, где специфика основного вида хозяйственной деятельности исключает поселения ввиду кочевого образа жизни. Эта же схема применима и для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства.

Важно обратить внимание на то, что специфические особенности конкретной демографической, кадровой, культурно-исторической и социально-экономической ситуации рождают специфический запрос по отношению ко многим муниципальным услугам, предоставляемым населению муниципалитетом: дошкольному и школьному образованиям, системе здравоохранения, услугам в сфере культуры, безопасности, жилищно-коммунальной инфраструктуры. Поэтому любые управленческие решения, принимаемые органами местной власти и касающиеся жизнедеятельности муниципалитета, должны быть адаптированы под местную специфику.

В контексте преимуществ исторического и культурного статуса важнейшее значения для перспектив муниципалитетов приобретает туристический потенциал. Выгодное географическое положение, уникальный исторический, природный и культурный ресурсы муниципальных образований (наличие популярных природно-оздоровительных зон массового отдыха, ландшафтных, природно-исторических, экскурсионных объектов и др.) позволяют городам наращивать туристический, рекреационный потенциал, профилировать на этой основе свою экономику. Положенная в основу развития локальной территории «экономика ценностей», с точки зрения современных подходов в муниципальном менеджменте, представляется одним из наиболее перспективных направлений.

В связи с реформой местного самоуправления в России, начавшейся в 2003 г., тема региональных и муниципальных пространственно-территориальных, национально-культурных, социально-демографических особенностей резко актуализировалась. Одним из важнейших направлений реформы стали территориальные и организационно-правовые аспекты реорганизации, которые привели к серьезным количественным и качественным изменениям всей муниципальной карты России. На территории Российской Федерации (если не считать городские округа) были повсеместно созданы муниципальные образования низового уровня — сельские и городские поселения; введена в действие система конкретных организационно-правовых, хозяйственных моделей в зависимости от типа муниципальных образований. Одним из моментов критики в адрес территориального аспекта реформы стала трактовка этой реформы как унификации без учета региональных особенностей. Согласно данной точке зрения, концепция Федерального закона № 131-ФЗ тяготеет к максимальной унификации правового регулирования в масштабах страны, де-факто оставляя весьма мало места для учета местных особенностей131. В рамках другой точки зрения нынешняя территориальная и организационно-правовая схемы расцениваются как отход от прежней поливариативной хаотичной модели, неэффективной вследствие плохой управляемости. В рамках третьего подхода, получающего отражение в официальных источниках, муниципальная реформа оценивается как реализация принципа разнообразия конкретных форм реализации конституционного права на местное самоуправление в соответствии с интересами граждан и местной спецификой. Действующий ФЗ № 131 позволяет, в частности, выбирать оптимальные модели, исходя из реального социально-экономического положения страны и ее регионов, и гибко реагировать на перемены в этом положении. При этом рамочный характер федерального законодательства оставляет возможность для акцентирования региональных и местных исторических традиций и других особенностей, характерных для данных территорий, в законодательной базе субъектов Федерации, а также в уставах муниципальных образований. Это, например, компактное проживание на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества и т.д. Потребность в адаптировании местного законодательства к многообразию условий местного самоуправления, при котором некоторые сложившиеся реалии признаются как данность, очевидна.


В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно встретить акцентирование исторических, культурных, национальных и иных местных традиций и особенностей в связи с положением об официальной символике муниципальных образований, в которой данные особенности могут быть отражены (гл. 1 ст. 9).

Важной тенденцией в муниципальной политике современной России становится межмуниципальное сотрудничество. С точки зрения территориальных различий, всё большее значение приобретают региональные ассоциации городов, объединяющие муниципалитеты в том числе по географическому принципу, например: Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация малых и средних городов России, Ассоциация городов Поволжья и др. Ассоциации во взаимодействии с органами власти, бизнесом и другими субъектами представляют интересы групп муниципалитетов, объединенных общими проблемами, вытекающими из специфики хозяйственного, природно-климатического, национально-исторического портретов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: