Танцевальная музыка в творчестве И.С.Баха




 

Когда из Эрфурта едешь в Айзенах, то примерно через час с лишним пути из окна автобуса видишь вдали гору с замком на вершине. Это Вартбург - ста­ринная крепость тюрингских ландграфов. Сотни лет назад, во времена средне­вековья в зале вартбургского замка происходило знаменитое состязание пев­цов.

Из окон замка открывается захватывающий дыхание вид на окрестные горы, по­крытые лесом и, на расположенном у подножья Вартбурга стоит город Эйзенах, город, в котором родился Иоганн Себастьян Бах, 21 марта 1685 года. Родился здесь в Тюрингии, в одном из красивейших немецких краев, в местах, издав­на связанных с музыкой. На небольшой эйзенахской площади Фрауенплан стоит дом- музей И.С.Баха. Баховский музей в Эйзенахе существует с 1907 года. Несколько его верхних помещений, обставленных старинной мебелью, показы­вают нам, как жили немецкие горожане во времена отрочества И.С.Баха. В других комнатах - портреты, гравюры, документы, рассказывающие о его жизни. Внизу - " зал инструментов”, где выставлены старинные виолы, лютни, духовые, клавишные инструменты. В 1985 году весь мир отмечал 300- лет со дня рождения " Не ручей! Морем он должен был называться!" - сказал когда-то о Бахе Людвиг ван Бетховен.

Здесь игра слов: " Бах"- по- немецки означает " ручей". Но музыка Баха - это действительно море или даже целый океан чувств и мыслей. 0 Бахе, его жизни и творчестве на разных языках мира написано множество книг. А появляются все новые и новые книги о творчестве композитора, так-как невозможно ис­черпать Океан!

Каждый раз мы с вами будем путешествовать в разные баховские «страны» - «фугу», «сюиту», «инвенцию», «кантату». Сегодня мы посетим «страну» танцевальной музыки. В декабре 1717 года в Кетен, небольшой немецкий городок по приглашению князя Леопольда Ангальт - Кетенского прибыл новый директор камерной музыки. Это был тридцатидвухлетний Иоганн Себастьян Бах. Он приехал сюда из Веймера сразу же после того, как освободился из под домашнего ареста. Целый месяц его держал под домашним арестом веймарский герцог, не желавший удовлетворить просьбу придворного органиста об отставке. В конце концов упрямого органиста, настаивавшего на увольнении, объявили опаль­ным, освободили от должности и отпустили из Веймара. В Кетене его ждет оркестр, состоящий из семнадцати прекрасных музыкантов. Здешний правитель, большой любитель музыки, сам играет на клавесине, скрипке и виоле да гамба. Он всегда принимает участие в музыкальных вечерах, устраиваемых в ве­ликолепном кетенском замке, окруженном парком в стиле барокко.

Этими-то концертами и будет руководить Бах. Для них он станет писать музы­ку. Немалая, если не большая часть его произведений будет написана здесь, в Кетене, за те почти шесть лет, что он проживет в этом городе. Здесь будут созданы его сонаты и партиты для скрипки соло, сюиты для виолон­чели соло, его концерты для оркестра, называемые " Бранденбургскими”. Здесь будут написаны им клавесинные сочинения - инвенции, первая часть " хорошо темперированного клавира" и многое другое. И среди этого богатства - 6 "Французских" и 6 "Английских" сюит.

"Французские " сюиты Бах собственноручно вписал в обе "Клавирные книжеч­ки" Анны Магдалены- молодой певица, на которой он женился в Кетене неко­торое время спустя после смерти Марии Барбары. Ученики Баха - может быть со слов самого учителя - прозвали сюиты "Французскими" и "Английскими". Первые были близки по характеру танцев, входящих в них, к сюитам, кото­рые писали французские композиторы, а вторые - будто бы потому, что со­чинялись для одного англичанина. Но возможно и другое объяснение: каж­дая из "Английских" сюит Баха, в отличие от "Французких", начинается с прелюдии, а такое построение мы уже видим в написанных гораздо раньше сю­итах великого английского композитора Генри Перселла.

Бах очень любил форму сюиты, позволявшую объединять в одно целое разнобразные танцы. Сюиты писали его предшественники - мастера 17 века - италья­нец Фрескобальди и его ученик его немец Фробергер, французский компози­тор Люлли и англичанин Перселл. Прекрасные сюиты для клавесина оставили нам современники Баха - Георг Фридрих Гендель и Франсуа Куперен.

Французское слово '"сюита" происходит от глагола «suivre» «следовать" и пе­реводится как" последование", "ряд", "вереница". В русском языке прижи­лось похожее слово -:свита", обозначающее вереницу людей, шествующих во­след какому-нибудь важному лицу.

В музыкальной сюите 17—18 веков идут друг за другом танцы- медленные и вели­чавые, быстрые и веселые, задумчивые и нежные, изящные и стремительные. Но это не просто собрание танцевальных пьес. Как в старинных шествиях и процес­сиях, здесь свой порядок. Есть главные участники этого шествия танцев и те, что их сопроваждают. Главных участников четыре: аллеманда, куранта, сарабан­да и жига. Старинными танцами они считались уже во времена Баха- их еще танце­вали, но они уже выходили из моды.

Аллеманда- немецкого происхождения. Она известна с 17 века. Когда это был величественный и несколько грузный танец. Нужно представить себе анфиладу зал в старом замке и медленно движущиеся сквозь нее пары в тяжелых одеждах, не позволяющих особенно быстрых движений. Размер аллеманда – 4/4 с характерным затактом в одну восьмую или шестнадцатую - ритмическим отображением шага ” с

каблука на носок", свойственного аллеманде.

О куранте доходят вести с 14 века, а просуществовала она до начала 17 века и не однажды меняла свой облик. Слово "куранта" происходит то ли от итальянского «corrente" "течение","текущий". Для этого танца характерны скользя­щие движения ног. Своего расцвета куранта достигла во второй половине 17века при дворе французского короля Людовика 14. Еу танцевала пара танцоров, которая должна была изящно и красиво обежать кругом всю залу. Куранта - танец подвижный / размер ее трехдольный/ и очень трудный. Считалось, что научившему­ся ее танцевать покажутся легкими все остальные танцы. Курантой открывали ба­лы.

Так было, например, когда в Версале праздновалась свадьба герцога Бургунд­ского. В блещущей золотом версальской галерее, озаренной светом хрустальных люстр, зазвучал оркестр, состоящий из знаменитых «двадцати четырех скрипок короля", шести гобоев и шести флейт, и новобрачные начали празднество курантой. Бал этот примечателен еще и тем, что на нем протанцевали впервые не­известную до того во Франции сарабанду.

О возникновении и первоначальном характере сарабанды высказывают самые раз­ные мнения. Ей приписывают происхождение испанское и восточное, мавританс­кое, характер торжественный, вполне благочестивый, и, наоборот, слишком страс­тный, "дьявольский". Одно время сарабанда была запрещена церковными властями в Испании. Но потом она изменилась и вновь получила права гражданства. Извес­тно, что в 1688 году испанские солдаты во время некоей церковной процессии шли под звуки сарабанды. Та сарабанда, что утвердилась как бальный танец при дворе, была величавой и торжественной и напоминала медленный менуэт.

Самый быстрый танец в сюите - это жига, старинный английский танец, причем народный танец, ставший в 16 веке бальным!

Жиги пишутся в триольном, движении. Позднее в сюиту вошли более новые танцы и большинство из них – французские (это объясняется тем, что в области тан­ца Франция с конца 17 века стала законодательницей). Вот некоторые из зна­менитых танцев: гавот, бурре и "король танца" в 18 веке - МЕНУЭТ!

Все три по своему происхождению народные. Гавот – танец жителей

Французской провинции Свернь – живой, четырехдольный, с обязательным затактом в две четверти. Бурре танцевали овернские дровосеки – весело, с прыжками и притоптываниями, как будто бы уминая ногами связку хвороста Слово «буре» и переводится как «связка хвороста». Несмотря на то, что крестьяне и крестьянки исполняли его, обутые в сабо- деревянные, подбитые гвоздями башмаки,- делали они это, по свидетельству современников удивительно изящно.

Менуэт - (мелкий шаг) родом из провинции Пуату на западе Франции. Очутившись при дворе, он стал самым изысканным танцевальным приветствием. Галантные поклоны и реверансы, составляющие его суть, находят отражение в музыке, которая пишется в трехдольном размере с изящными "приседаниями " на первой доле. Во времена Баха менуэт в апогее славы своей! Его танцуют повсюду - во дворцах и в домах простых горожан в разных странах. О менуэте пишут трак­таты и слагают в его честь стихи! Примерно в те же годы, когда Бах сочи­няет "Французские" и "Английские" сюиты, менуэт проникает в Россию на "ас­самблеи", введенные Петром I, Кто читал пушкинского "Арапа Петра Великого", то помнит, что молодую героиню этого повествования Наталью Гавриловну Ржев­скую пленный швед, хромающий на одну ногу, обучал менуэтам и курантам.

Новые танцы заняли в сюите строго определенное место - между сарабандой и жигой. Они словно современные интермедии между главными старинными" актами" сюиты.

И. С. Бах, сочинявший грандиозные оратории, мессы, сложнейшие фуги, токкаты, фантазии, с превеликим удовольствием писал музыку всех этих танцев, входя­щих в сюиту. Размашистые и прихотливые бурре, живые и грациозные менуэты, паспье (близкий менуэту), лур(плавный на шесть четвертей танец номандского происхождения), полонез, который совсем, однако, не похож на то, что будут называть этим именем в следующем веке, а представляет собой скорее всего еще один вид менуэта,- самые разные танцы пишет И.С.Бах. Прекраснейшие мелодии содержат его сарабанды. Он обращается к разным видам танца этого. Есть у него торжественные и скорбные шествия, как, например, сарабанда из Первой "Французской сюиты" ре минор - медленный величественный шаг, полнозвучные глубокие аккорды. Но есть и другие - задумчивые, тихие и печальные, с пе­реливчатой мелодией, которую играет как будто гобой, или флейта. В них от­голоски тех старинных танцев - старинных испанских сарабанд, что исполняли танцовщицы под аккомпанемент гитары и флейты. Такова например сарабанда из 2 " Французской " сюиты до минор.

Различны у Баха и куранты. Встречаются в его сюитах французские разновиднос­ти их, для которых характерен сложный ритмический рисунок - в " Английской" сюите фа мажор и ми мажор. Более простые итальянские куранты в ровном дви­жении восьмыми и шестнадцатами «Французская" сюита №2 до минор №5 соль мажор, №6 ми мажор.

Жиги тоже не одинаковы: то безостановочно быстрые, то острые, пунктированные похожие на сальтарелло (итальянский танец с прыжками). И вот, что интерес­но. Когда мы слушаем многие куранты и жиги из сюит Баха, то замечаем, что танцевальный характер в них не так ярко выражен, как скажем, в его гавотах, некоторых сарабандах или бурре. Он словно растворен в " чистом" музыкальном движении. Еще больше это относится к баховским аллемандам. От танца здесь остались, собственно говоря, только быстрый темп, скорее умеренный даже, и начальная ритмическая фигура - затакт, который служит импульсом к самосто­ятельному, свободному, полному серьезности течению музыкальной мысли.

Сюита - один из первых опытов создания большой многочастной формы, своего рода архитектурного ансамбля в музыке. Иоганн Себастьян Бах, великий мас­тер, музыкант-архитектор, сумел добиться единства и цельности сюиты более чем либо кто из его предшественников. И более чем у кого- либо его сюита, родившаяся когда-то из "свиты" танцев, представляет собой целый мир музы­ки - глубокой и возвышенной, живой, веселой, стремительной. Это один из миров ", которые все вместе образуют Вселенную музыкального искусства, созданную человеком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: