Транс-Птанско-Красивомеченская мегалитическая экспедиция.

20-21 июня 2020 года.

День 1

Пройденное расстояние - 34 км

Теплым солнечным утром 20 июня из Тулы стартовал автобус с 12 неугомонными тульскими туристами. Путь группы пролегал на юг области - в Куркинский и Ефремовский районы - где ей была поставлена задача обнаружить и исследовать загадочные камни ледникового периода - мегалиты.

Начальным пунктом маршрута была выбрана деревушка Птань, расположенная неподалеку от одноименной речки. По немногочисленным показаниям местных исследователей, в трёх километрах южнее деревни в дубовой роще спрятана малоизвестная группа мегалитов под названием Синие камни.

Автобус пылил по грунтовой дороге среди зелёных полей, в воздухе уже пахло Птанью и приключениями. Однако дорога с каждым километром дичала всё больше и больше, и нам стало понятно, что доехать до точки начала маршрута мы не сможем. Ну что же, внедорожные качества тульских туристов намного превосходят оные качества стандартного автобуса, а бешеной собаке, как известно, семь верст не крюк. Таким образом, группа вышла на маршрут на 6 км раньше и на 1 час позже задуманного.

Но над нами приветливое голубое небо, вокруг зелёные поля, мы полны сил, а день сегодня - самый длинный в году! Наше дело правое, маршрут будет пройден!

Миновав деревню Пятиловка на речке Ситка, двинулись в сторону Птани. Вокруг засеянные поля. Ни одного дерева, чтобы спрятаться от жары. Через 6 км

мы достигли Птани.

Это небольшая деревушка, весь 20 век соединенная с миром посредством Рязанско-Уральской железной дороги - той самой дороги, по которой на поезде номер 12 совершил свое последнее путешествие Лев Николаевич Толстой. Но в смутные времена девяностых новые власти законсервировали ненужную им ветку. Легендарный поезд ушел в прошлое, погасли огни семафоров. В двухтысячные демонтировали полотно, разобрали вокзал. Остатки дороги растащили местные жители.

Но мы миновали это грустное место и отправились на поиски синих камней.

В полутора километрах к югу от границы деревни на юго-восток уходит лощина, поросшая дубом. Среди полей она очень заметна. Пройдя по ее краю около 500 метров, мы обнаружили первые камни (53.42552°N 38.41462°E).

Камни расположены группами. Один из самых заметных - высотой около 5 метров, конусообразный. Не исключено, что безлюдной лунной ночью на нем возлежит могучий волчий вожак Акела и делится мудростью со своей стаей (найденные рядом огромные кости только подтверждают эту теорию).

Вокруг лежат камни поменьше. Камни эти явно известны и любимы местными жителями и являются местом для пикников. На удивление, мусора вокруг нет.

Пообедав в этом гостеприимном месте, мы отправились дальше.

Камни встречаются на протяжении всей дубовой рощи. На выходе из нее, среди трав и цветущего чабреца, мы обнаружили знаменитую Птанскую Ванну Силы.

Древняя легенда гласит, что много сотен лет назад группа путников проходила по этим местам в поисках мест для нового дома, потому что на родине их начался голод. В те времена - без карт и навигаторов - люди шли по наитию, и так получилось, что на маршруте путникам не встречались родники. Лето тогда было засушливое, реки пересохли. Путники шли под палящим солнцем, стирая в кровь ноги. Силы их иссякли, а воды всё не было. Уставшие люди спустились в лощину, надеясь передохнуть в тени деревьев. Но той лощины они так и не покинули. Измученнные зноем и жаждой, путники обратились в камни. А на том месте, где они обрели покой, возникла ванна, наполненная влагой - спасительной влагой для тех, кто путешествует по этим местам, придающей силы и возвращающей бодрость духа.

Истина, что, если бы не эта ванна, нам бы ни за что не удалось преодолеть оставшиеся 26 км дневного маршрута (координаты ванны 53.43831°N 38.41803°E).

Выбравшись из оврага, мы выдвинулись в сторону деревни Никольское, где планировали пополнить запасы воды. Шли по заветам Александра Эдмундовича, то есть по азимуту. По тем же заветам через реку Птань решили искать переправу, а не идти в обход. Переправа была найдена - в виде огромного поваленного дерева - и вела прямо в Никольское.

Каково же было наше удивление, когда после нее мы уткнулись в необозначенный на карте чистейший и холоднейший родник (53.42552°N 38.41692°E)! Радости нашей не было предела! Да здравствует хождение по азимуту! Слава руководителю!

Освежившись и запасшись водой, мы продолжили свой путь. Шли зигзагами, обходя поля, то по дорогам, то по краю посевов. Пшеница, свекла, рапс - хозяйственники Куркинского района не сидят без дела!

Не посвященным людям может показаться, что дорога среди полей - легка и необременительна и проходится влёт. Но посреди знойного лета путников подстерегает труднопреодолимое коварное сезонное препятствие. Имя ему - ягодник, и ему стоит присвоить высшую категорию сложности. То и дело вдоль дороги возникали кустики полевой клубники, соблазняя нас с истинного пути. Мы соблазнились. Но совсем чуть-чуть. И вновь продолжили своё путешествие.

На отметке в 17 км нам пришлось расстаться с двумя членами нашей группы. Наш завхоз турист Лариса, разбередив походом старую травму, мужественно шла темпом группы, но приняла решение сойти с маршрута. На дороге близ деревни Марьинка мы долго пытались поймать попутную машину, но люди, завидев нашу разнокалиберную толпу с рюкзаками, только прибавляли ход. Наверно, это потому, что на нас не было масок.

Наконец какой-то добрый человек остановился, мы проводили Ларису и Сергея и отправились в дальнейший путь.

Широка наша страна, бескрайни ее поля и луга! И как в центральных районах области властвует над ними Мираторг, так на Ефремовский земле гордо раскинулась группа компаний "Агроэко". Куда ни глянь, колосятся и зеленеют её поля, изменив существующую карту дорог. К счастью, в отличие от Мираторга, заборов вокруг них не было.

Солнце клонилось к закату, и, подкрепив силы сладким чаем с бутербродами, вновь в обход полей шла наша группа. Где-то далеко у горизонта собирались тучи, время от времени высветляясь зарницами. В посвежевшем воздухе стоял ненавязчивый запах органических удобрений. Мы положили поближе фонари.

Упали сумерки, а дороге всё не было конца. Грунтовка уходила в сторону, высокая кормовая трава по ее краям издевательски зеленела, сливаясь с горизонтом. Прости нас, коровка, что недополучит сена этой зимой, - мы снова пошли по азимуту. Группа с по-партизански выключенными фонарями прошуршала по траве и к наступлению темноты вышла на финишную прямую - дорогу до деревни Красногорское и Красивой Мечи.

На израненных и уставших ногах, но с несломленным духом полуночные туристы прошли через Красногорское, заметно удивив местных неспавших жителей, и спустились к реке.

Как известно, в большой семье клювом не щёлкают, так что в час ночи место для стоянки мы нашли не сразу. Набрав воды из родника, поставив лагерь и искупавшись в реке, не в силах готовить ужин, повалились по палаткам и заснули крепким сном.

Несла свои воды к Дону Красивая Меча, квакали лягушки и стрекотали насекомые, посапывали уставшие туристы. Занимался рассвет. Заканчивалась самая короткая ночь 2020 года.

И только ведьмы на Ведьминой горе, куда нам предстояло попасть на следующее утро, буянили до утра и не давали спать громкими криками.

День 2

Пройденное расстояние - 8.7 км

Утро второго дня, вопреки прогнозам, было теплым и солнечным. Ночная прогулка осталась позади, раны были перевязаны, вкусная овсяная каша с цукатами (спасибо дежурным!) съедена, а мы отправились к следующей известной группе камней нашего маршрута - на Ведьмину гору.

Пройденная нами ночью деревня Красногорское до 1961 года именовалась Ведьмино. На окраине деревни на высоком и крутом берегу Красивой Мечи находится долина камней - выход на поверхность песчаника самых разнообразных размеров и форм. Говорят, до крещения Руси на этом месте было древнее городище. И что старая деревня имя Ведьмино носила неспроста. Но ни ветер, носящийся среди песчаника и травы и играющий в стелющемся по склонам ковыле, ни молчаливые разноцветные камни не рассказали нам своей истории. Или просто надо было остановиться на минуту и вслушаться?

Однако нас торопило время. Спустившись обратно к реке, пошли вдоль нее по направлению к последнему объекту нашего путешествия - Конь-Камню, что близ деревни Козье.

Учёные исчисляют возраст этого огромного 20-тонного мегалита 70 миллионами лет, временами последнего ледникового периода. Однако и легенд о его появлении и значении ходит немало. Замешаны в них и древние боги, и воины, и даже пришельцы.

Поднявшись через Козье на высокий берег Красивой Мечи, мы достигли знаменитого камня. Оказалось, даже в наше прагматичное время он сохраняет свою таинственную мистическую притягательность - на камне мы обнаружили жертвоприношения неведомым высшим силам в виде монет, куска сала и подтаявшего вафельно-шоколадного тортика.

По легенде, Конь-Камень одаривает восседавших на нем мужчин мужской силой, а женщин - женской. Наша группа облепила камень со всех сторон, высидев для надёжности несколько минут. Результаты опыта опубликованию не подлежат.

Попрощавшись с камнем, мы выдвинулись в сторону деревни Солдатское - конечной точки нашего маршрута.

Дорога петляла вдоль русла Красивой Мечи, затем - последний крутой подъем, и мы в Солдатском. Обед на природе, среди густой травы. Отдых и разговоры. Вокруг ходят облака, в Туле поливает дождь, а мы наслаждаемся солнцем.

Последний рывок - и мы на окраине деревни в ожидании автобуса домой.

Познавательным был наш маршрут. Мы узнали новые места и истории, узнали предел собственной выносливости и то, как идти за ее гранью, лучше узнали друг друга.

Наверное, именно за этим люди из года в год идут в походы.

Наверное, это только начало пути.

Наверное, все мы ещё встретимся где-то на наших дорогах.