АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПОСТАВЩИКОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ




ЗОНЫСТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

 

С целью выделения зон стратегических ресурсов, номенклатура закупаемых предприятием материалов разделяется по следующим категориям:

1. Некритические для производства/продаж – те материалы, которые можно легко заменить аналогами и отсутствие которых не приведет к остановке производства или потере клиентов;

2. Основные материалы для производства/продаж. К ним, в том числе, относятся и расходные материалы для оборудования;

3. Проблемные материалы – это материалы из категории основных, которые сложны в закупке, транспортировке, хранении, обработке (например, дефицитные, скоропортящиеся, опасные, требующие особых условий транспортировки и хранения и т.д.);

4. Стратегические материалы – те наиболее значимые высокорентабельные материалы, которые сейчас и в будущем будут основными, и из них будет изготавливаться основной продукт.

Разделение номенклатуры продукции закупаемых материалов по приведенным категориям проведено в таблице 1.

 

Таблица 1. Анализ номенклатуры закупаемой продукции

Категория Перечень
Некритические для производства/продаж Канцелярия, расходные материалы для офисной техники, питьевая вода и т.д.
Основные материалы Комбикорм, топливо, энергия и т.д.
Проблемные материалы Премиксы (витамины для вскармливания)
Стратегические материалы Сырье для производства комбикормов (пшеница, соя, масло и т.д.)

 

В зависимости от категории материалов определяются и категории (роли) поставщиков (рисунок 1).

Рисунок 1 - Зависимость роли поставщика от роли материалов

 

Существенным преимуществом предприятия с точки зрения оптимизации поставок является наличие комбикормового завода в производственной структуре, который обеспечивает до 70% всей потребности предприятия в данном сырье. Поэтому комбикорм, как основной материал, поставляемый на предприятие, не может оказаться в дефиците. Но для производства комбикорма также необходимо сырье – пшеница, соя, витамины и т.д. Как видно из таблицы 1, сырье, используемое для производства комбикорма для вскармливания птицы на птицефабрике, относится к стратегическим материалам.

Стратегические материалы – это те материалы, доля участия которых в создании стоимости достаточно высока сейчас и в будущих ключевых, высокорентабельных продуктах; они имеют определенную долю затрат в общих издержках, высокое участие в создании прибыли.

54% себестоимости формируется за счет затрат на вскармливание птицы. Комбикорм формирует свыше 95% данной группы затрат. Без комбикорма невозможно осуществлять производственный процесс – выращивание птицы, поэтому данный вид сырья является стратегическим.

Соответственно, к стратегическим относятся и поставщики, осуществляющие поставки данного вида сырья.

К стратегическим поставщикам также можно отнести поставщиков проблемных материалов. К проблемным материалам относятся премиксы – витаминные комплексы для вскармливания птицы. Именно от состава премиксов, их наличия и качества зависит скорость роста птицы, качество получаемой продукции. Проблемных материалов не так много. Но риски и затраты по ним очень высокие. Среди них товары, которые приходится закупать в большом объеме за границей из-за периодически возникающего дефицита на российском рынке, долго ждать поставки и долго хранить.

Стратегические поставщики предприятия приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Стратегические поставщики

Поставщик Продукты Условия оплаты
ООО «Трейд-Агро» шрот, соевые бобы, масло оплата 30% стоимости в момент отгрузки на железной дороге, 70% в течение 15 дней с даты поставки
ООО «Партизанск-Агропродукт» зерно оплата в течение 10 дней с момент отгрузки
ООО «Зернопродукт-Плюс» премиксы (сбалансированный комплекс витаминов) 10% предоплата, 90% - в течение 30 дней с момента отгрузки на завод
ООО Коммерческое объединение «Кряжское» масло подсолнечное оплата 30% стоимости в момент отгрузки на железной дороге, 70% в течение 5 дней с даты прихода на завод

 


АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПОСТАВЩИКОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ

 

Анализ политики фирмы в отношении поставщиков предусматривает, прежде всего, выявление поставщиков стратегических видов сырья, обуславливающих производственную деятельность фирмы. Дифференциацию стратегических поставщиков можно произвести на основе анализа показателей:

- объем поставок;

- качество поставляемого сырья;

- цена поставляемого сырья;

- длительность и надежность связей.

Для оценки поставщиков проводится расчет интегральных показателей. При этом каждому показателю присваивается своя значимость (весомость). Сумма значимостей по всем показателям равна единице.

В таблице 3 приведена шкала, в соответствии с которой каждому показателю поставщика присваивается свой балл.

 

Таблица 3 - Исходные данные для расчета интегрального показателя поставщика

Показатели оценки Баллы
         
Объем поставок, % 35 и выше 34-25 24-15 14-5 ниже 5
Качество, % выхода готовой продукции   89-85 84-80 79-75 ниже 75
Цена, превышение над базовой   1,01-1,03 1,04-1,06 1,07-1,09 выше 1,09
Длительность и надежность связей, годы 5 и выше 4,9-4 3,9-3 2,9-2 ниже 2

 

Исходя из данных таблицы 3, производится оценка поставщиков (таблица 4). Путем умножения баллов, выставленных на основе исходных данных, на весомость соответствующего показателя, и суммируя эти произведения, определяются интегральные показатели поставщиков.

 

 

Таблица 4. Расчет интегрального показателя поставщиков

Поставщики Баллы, выставленные по показателям оценки Интегральный показатель  
Объем Качество Цена Длительность связей  
 
Вес 0,2 0,3 0,3 0,2  
ООО «Трейд-Агро»         3,8  
ООО «Партизанск-Агропродукт»         3,4  
ООО «Зернопродукт-Плюс»         2,6  
ООО Коммерческое объединение «Кряжское»         2,8  

 

В зависимости от размера интегрального показателя, присваивают поставщикам ранг с целью выявления наиболее значимых поставщиков. Первый ранг получают поставщики с размером интегрального показателя 5-4,5; второй ранг достается поставщикам, интегральный показатель которых достиг 4,4-3,5; третий ранг соответствует интегральному показателю 3,4-2,5.

Результаты такого распределения рангов на рисунке 2.

Рисунок 2 - Распределение поставщиков по рангам в зависимости от величины интегрального показателя

 

Поставщиков первого ранга – наиболее надежных и выгодных для данного предприятия нет.

К поставщикам второго ранга относится ООО «Трейд-Агро» (25%).

Остальным стратегическим поставщикам предприятия присвоен третий ранг.

По данным размера поставок можно выявить поставщиков, у которых предприятие производит наибольшее количество закупок сырья, и, соответственно, затрачивает на это сырье больше средств. Представлены эти данные в виде рисунка 3.

 

Рисунок 3 - Количество поставляемого сырья

 

Проанализировав данные рисунка 3, можно сделать вывод, что наибольшее количество сырья для производства комбикорма поставляют предприятия «Трейд-Агро» (46% от всего поставляемого стратегического сырья) и «Партизанск-Агропродукт» (26% соответственно).

Сотрудничество ООО «Сибирская губерния» с этими поставщиками носит более длительный характер связи, чем с остальными перечисленными предприятиями. Поэтому с ними у рассматриваемого предприятия сложились прочные длительные партнерские отношения («Трейд-Агро» также является поставщиком второго ранга).

Таким образом, именно эти два стратегических поставщика «Трейд-Агро» и «Партизанск-Агропродукт» могут оказать наибольшее влияние на деятельность исследуемой фирмы.

В целом, уровень силы поставщиков можно оценить как средний. У предприятия немного стратегических поставщиков и на них приходится менее половины всех поставок (44,7%). Из четырех стратегических поставщиков действительно большое влияние могут оказать только двое: «Трейд-Агро» и «Партизанск-Агропродукт» в силу самой высокой доли поставок стратегических материалов.

Тем не менее, продукция поставщиков не уникальна и не дифференцирована настолько, что покупателю дорого или трудно сменить поставщика. К тому же группа поставщиков испытывает конкурентное давление.

Приверженность выявленным поставщикам со стороны ООО «Сибирская губерния» объясняется скорее длительностью устойчивых деловых связей. Однако, возможно принятие превентивных мер в отношении выделенных наиболее сильных стратегических поставщиков.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: