История, требующая продолжения.




 

Капитан Русаков стоял в задумчивости посередине зала этнографической экспозиции и грыз спичку. Такого за всё время своей службы он ещё не видел. Сегодня ночью был ограблен городской музей. Ограблен с особой циничностью и ловкостью. Преступник сумел подняться на 15-метровую высоту до крыши музея, цепляясь за пруток громоотвода и архитектурные элементы фасада здания. Рискуя сорваться, прошёл по очень крутой и скользкой кровле, не имеющей ограждения, и через слуховое окно проник на чердак. Затем, открыв чердачный люк, спустился на второй этаж музея. Музейная сигнализация на подобный цирковой номер не была рассчитана и поэтому смущённо промолчала.

Последний раз Саша Русаков был в музее лет 18 назад. Школьные экскурсии придают всем музеям небольших городов хоть какую-то значимость в этом сумасшедшем мире и создают видимость воспитательной ценности для подрастающего поколения. А без этого не будет ни финансирования, ни зарплаты, ни счастья в личной жизни для всех сотрудников этого рассадника исторических знаний и вековой плесени.

Капитан с детства был «правильным пацаном», поэтому в его памяти из того давнего посещения музея остались лишь старинные пистолеты, шпаги и здоровенный пятак 1807 года. А все прялки, горшки, ухваты и прочая мелкая хозяйственная утварь интересовали его и тогда и сейчас так же, как волосатого неандертальца теория происхождения человека.

В музее работало пять экспозиций. Несколько десятков тысяч единиц хранения. Наиболее ценными считались коллекции старинного оружия и нумизматики. Ни один мальчишка или мужчина в здравом уме и трезвой памяти не пройдёт безразлично мимо этого богатства. Но из всего многообразия музейного добра вор почему-то взял лишь одну вещь. Видимо, самую на его взгляд нужную в его хозяйстве – ручную прялку. То есть, просто две резные досочки, соединённые между собой под прямым углом. Ни какой золотой отделки, ни самого завалящего бриллианта в три карата. Понять всё это мужику в погонах и с пистолетом подмышкой просто невозможно. Но капитан, верный своему долгу и присяге, всё же честно мучал свой мозг и уже третью по счёту спичку, пытаясь хоть как-то выстроить логическую цепочку поведения преступника.

 

* * *

Директор музея мелко трясущимися от волнения руками перебирал листочки музейного каталога.

- Инвентарный номер – 74690. Прялка ручная деревянная. Начало 20 века. Шейка и лопать украшены резьбой и цветной росписью. Передана в дар музею Архиповым Н.В.

- Ну, и какова её ценность? – поинтересовался Русаков, с тоской взглянув на пару, висящих на стене лаптей.

- Тяжело сказать… Подобных прялок у нас 5 штук. Есть одна начала 19 века,- куплена музеем в 1994 году всего за 10 долларов.

- Столько стоит бутылка дешёвого коньяка. Вы, гражданин Лужин, стали бы рисковать жизнью или свободой, чтобы украсть что-либо из этого зала?- капитан снова безрадостно поглядел на лапти.

От такой постановки вопроса директор почему-то ещё больше заволновался. И к трясущимся рукам добавилось лёгкое заикание.

- Вы д-д-думаете это сделал я?!

«Голубые воришки», к которым со всей определённостью можно было отнести и «гражданина Лужина», со времён Ильфа и Петрова ничуть не изменились. Они так же краснеют и смущаются, когда тырят народное добро и так же бледнеют и падают в глубокий обморок, когда им начинает светить жёсткая скамья подсудимых. Двусмысленная же «по понятиям» расцветка подобных персонажей очень часто приобретает вполне конкретное значение уже после первых же дней, проведённых ими среди суровых мужиков с непростыми наколками.

Капитан скептически окинул взглядом рыхлую фигуру директора, его пельменеобразный животик, нависающий девятым валом над плохо застёгнутой ширинкой.

- Нет. Я думаю, на этот случай у Вас есть стопроцентное алиби.

Лицо директора расплылось в благостной улыбке чеширского кота, которому за все его проказы на кухне, кастрацию в последний момент заменили лекцией о вреде сметаны.

 

* * *

Здесь стоит немного подробней познакомиться с этим колоритным персонажем нашей истории – Михаилом Ивановичем Лужиным.

В представлении большинства людей, наши музеи возглавляют сплошь и рядом лишь одни учёные мужи, посвятившие свою жизнь раскопкам скифских курганов или изучению старинных еврейских манускриптов. И имеющим звание как минимум доцента или профессора. Этакие сухопарые старики Хоттабычи с козлиной бородкой и в роговых очках.

В реальной жизни всё намного прозаичнее. Мишаня Лужин начал свою трудовую деятельность продавцом бочкового пива. Со временем, благодаря удачной женитьбе на дочери заведующего баней, он вначале занял место своего тестя, а затем дорос и до поста директора всего банно-прачечного комбината. В советское время это было довольно хлебное место. Люди любили ходить в баню, где мыльная пена сначала смывала с тела грязь и усталость, а уже затем пивная пена лечила страждущую понимания и уважения душу.

Но пришло время перемен. В моду вошли сауны с молодыми и грудастыми массажистками и биллиардом, а в городские бани стали ходить лишь пенсионеры и бомжи. В 1998 году, в разгар кризиса, городской банно-прачечный комбинат, как и многие другие оборонные предприятия России, и вовсе накрылся тазом.

90-е годы - поистине чудесное время. Время чудес перевоплощения: комсомольских вожаков - в банкиров, перворазрядников - в стриженых братков, а инженеров и учителей - в уличных торговцев. Именно эти мутные волны построения всепродажного капитализма и выплеснули ставшего временно безработным Михаила Ивановича Лужина в тихую музейную гавань.

На смену советской партноминклатуре в стране стал постепенно формироваться класс «эффективных менеджеров» - людей, умеющих украсть деньги даже там, где их никогда не было. Или наоборот,- украсть, а сделать вид, что «Всё уже украдено до нас…» Конечно, городской музей не мог идти ни в какое сравнение по доходности даже с обычной советской баней, но при умелом руководстве и изыскании скрытых резервов (имеются ввиду экспонаты, скрытые от посетителей в хранилищах музея) на хорошую жизнь вполне могло хватить. А уж этому застенчивого воришку, прошедшего суровую школу разбавления пива водой, продажи из-под прилавка веников, полотенец и палёной водки, учить было не надо.

Но глубоко под корочкой всё же живёт опаска – все мы ходим под богом, - а он явно неадекватен в своих фантазиях. Не зря же говорят: «Не буди лихо, пока оно тихо», – потянут по мелочи, а запутаешься и сядешь по-крупному. Поэтому под пристальным взглядом следователя - и ладошки потеют, и глазки бегают.

 

* * *

- А что Вам известно об этом Архипове Н.В.? – продолжил опрос капитан.

- О-о, это очень уважаемый человек. Николай Васильевич - председатель промышленной палаты нашего города. Бизнесмен и меценат.

- Если собрать вместе всех уважаемых бизнесменов и меценатов, которых я в своё время арестовывал, то это было бы похоже на крестный ход. И каждый был бы, если не святым, - то гигантом мысли, отцом русской демократии и особой, приближенной к … (не будем называть почти святое в нашей стране имя).

- Нет-нет. Господин Архипов - большой души человек и настоящий ценитель искусства. Именно он недавно оплатил установку в нашем музее новой охранной системы. И эта кража - большой удар по нашему престижу. Поэтому было бы лучше, чтобы никто не узнал об этом досадном происшествии. Одной прялкой больше, одной меньше.

- Я расследую дело не просто о краже разукрашенной какими-то цветными карандашами прялки, а о краже в особо охраняемом объекте - музее. И если я сейчас не найду похитителя, - завтра он вынесет что-нибудь другое, а заодно и директорское кресло из-под Вас. И в прямом и переносном смысле. Помните об этом. А пока Вы можете быть свободными. Но я хотел бы ещё поговорить с человеком, ответственным за экспозицию в этом зале. Пригласите его сюда.

Директор с явным облегчением засеменил прочь от места преступления. А капитан опять упёрся взглядом в висящие на стене лапти. Что-то его явно раздражало в этом символе русского бытия. Может он тоже задумался над вопросом: «Кому на Руси жить хорошо?»

* * *

Вскоре раздались быстрые шаги и в зал почти вбежала девушка лет 25. Это была смотритель зала и одновременно экскурсовод Людочка. Довольно симпатичное создание, но без признаков косметики на лице, и поэтому не очень броская. Однако природный румянец на её ещё не испорченных диетами щёчках с лихвой всё это компенсировал. И любой мужчина, не покривив душой, мог назвать её миленькой. Умственные же и прочие способности Людочки можно было понять только при более тесном с ней общении.

После недолгих охов и ахов и возмущения по поводу «мерзавцев, для которых нет уже ничего святого» девушка согласилась ответить на все вопросы детектива.

- Опишите, как выглядела украденная прялка? Что было на ней изображено?

- Какой-то сложно понимаемый орнамент, в котором читались два имени – Мария и Андрей. Именно это нам показалось интересным и достаточным для включения её в действующую экспозицию. На Русском Севере жених обычно дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Подписав прялку своим именем, парень тем самым обещал девушке на ней жениться.

В последующие минут десять капитан выслушал краткую лекцию об истории прядения на Руси. Он узнал, что ручная прялка, состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, на котором сидела пряха. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, необходимых для пошива приданого, нужно было напрясть не менее 20 000 (!) метров пряжи.

Слушая Людочку, капитан по привычке грыз очередную спичку и анализировал получаемую информацию. Но результаты этого процесса были удивительно далеки от следствия. Узкие бёдра, обтянутые джинсами, и небольшая девичья грудь юной лекторши навели капитана на крамольную мысль, что возможно, именно из-за долгого ёрзанья на прялке у русских девок в те далёкие годы были такие крутые и упругие … ягодичные мышцы. А грудь приобретала такие соблазнительные объёмы, скорее всего от стирки и полоскания белья руками в наклонку. И не надо было никакого силикона!

Эх, всё-таки надо иногда заходить в музеи - тогда и умные мысли будут приходить не только на диване!

С трудом заставив свой мозг работать в нужном для дела направлении, Русаков прервал поток историко-этнографической информации и спросил:

- А кто устанавливал охранную систему?

- Москвичи. Фирма «Панцирь». Господин Архипов лично договаривался и оплачивал все расходы. Ведь у нас уже через месяц запланирован в рамках общероссийской акции по возрождению традиций передвижничества приезд выставки русской классической живописи. Привезут картины Саврасова, Нестерова, Кустодиева. Организаторы потребовали гарантий сохранности и установки новой сигнализации. Боюсь, что приезд выставки теперь окажется под большим вопросом. А это большие финансовые потери. И нашему директору, и господину Архипову это очень не понравиться.

- Что-то слишком часто я сегодня слышу эту фамилию. Не пора ли и мне познакомиться и с этим замечательным персонажем – пробурчал Русаков и захлопнул блокнот для записей.

 

* * *

В отличие от директора музея Николай Васильевич Архипов не боялся ни вопросов, ни пристального взгляда капитана Русакова. И руки у него не тряслись.

Коттедж на одной улице с городским мэром (совершенно даже не случайно), внедорожник (куда же без него по нашим то дорогам), молодая жена модельных форм (своеобразный фейсконтроль для бизнеса), фотография действующего президента на стене кабинета (это вообще не комментируется) – т.е. все признаки удавшейся жизни были налицо.

- Капитан, Ну зачем Вам это надо? – встретил он гостя голосом утомлённой солнцем черепахи из мультика про Львёнка. - Обычно кражей детских велосипедов, белья с верёвки во дворе, кастрюль и прялок занимаются участковые. Плюньте и не мучайтесь.

Русаков очень не любил, когда его щёлкают по носу. В такие минуты в нём начинали просыпаться гены опричника Малюты Скуратова. Хотелось, как собака, грызть врагов государства и выметать поганой метлой крамолу. Но гены бабушки Анфисы, известной в узких родственных кругах, как воинствующей пацифистки и матершинницы были, видимо, всё же сильнее, поэтому капитан аккуратно вынул изо рта спичку, посмотрел на чисто вымытый паркет и процедил:

- Я обязательно учту Ваши пожелания, уважаемый Николай Васильевич, и в следующий раз плюну. А пока попрошу ответить на несколько моих вопросов. Во-первых, что Вы можете сказать о фирме, установившей в городском музее сигнализацию?

- «Панцирь» - известная в Москве фирма. Её директор – мой бывший сокурсник. Всё было сделано по типовому проекту. Все входы и окна первого этажа были надёжно укреплены и защищены. На первом этаже круглосуточно дежурит охранник. У него монитор на две камеры видеонаблюдения – у центрального входа и у запасного выхода. Но никто не мог предположить, что найдётся Человек-паук, способный подняться прямо по стене. И знаете, возможно, эта кража была направлена именно против фирмы «Панцирь» с целью её дискредитации. Законы рынка, знаете ли, грубы и безжалостны.

 

При всей своей неприязни к собеседнику последняя мысль Архипова показалась капитану не лишённой смысла.

Но в этот момент раздался звонок сотового телефона. Звонил дежурный РОВД. В городе произошло ДТП. Женщина-водитель не справилась с управлением на скользкой дороге и с травмами доставлена в больницу. При осмотре места происшествия работники ГИБДД обнаружили в салоне автомобиля прялку, похожую по ориентировке на похищенную в музее.

— Ну, что же, наконец, и в этом деле лёд тронулся, – с явным облегчением произнёс капитан и спрятал свой блокнот.–Вынужден прервать наш разговор.Надеюсь вскоре всё проясниться, но в случае необходимости Вас ещё вызовут повесткой.

 

* * *

Травматология – передовая линия кровавой битвы за жизнь человеческую. А реаниматологи – спецназ медицины. Именно эти головорезы в белом, наплевав на закон естественного отбора, оживляют холодеющее тело, из которого душа уже отправилась в свободный полёт куда-то вверх, - в не известную нам даль. И когда задышавшая плоть вновь соединилась с душой, открыла глаза и выматерилась на святой образ санитарки, - значит, очередное рукотворное чудо свершилось!

Только мы это не увидим. Этому чуду нет места среди новостей о выходках золотой молодёжи или об очередном экономическом форуме на тему «Исполнение майских указов 2012 года в августе 2025 года». Масштабы разные.

В больнице капитана Русакова ждал сюрприз. Пострадавшей в ДТП оказалась жена Архипова - Вера Николаевна. Её травмы были вполне совместимы с жизнью в больничной палате, поэтому врачи разрешили провести с ней короткий разговор.

- Вера Николаевна, Вы ничего не хотите мне рассказать? Я готов оформить всё, как явку с повинной и возвращением похищенного. В этом случае суд примет это как смягчающее обстоятельство и, учитывая незначительную стоимость украденного, осудит условно.

- Я согласна. Но прежде хотела бы без протокола рассказать всю предысторию кражи, чтобы хоть как-то объяснить этот свой странный поступок.

 

* * *

- Этот семейный «артефакт» принадлежал моей прабабушке Марии. Она была помолвлена с сыном деревенского кузнеца и вскоре уже должна была состояться их свадьба, но жених в драке случайно убил человека, и его осудили на 4 года каторги и 2 года ссылки. Марию родители быстро выдали замуж за другого. Через семь лет каторжанин вернулся из Сибири в родную деревню, но у Марии к тому времени было уже трое детей. На единственной тайной встрече Андрей – так звали парня – подарил Марии эту прялку, которую сделал ещё в Сибири. Он сказал, что обещает взять Марию в жёны, если она когда-нибудь овдовеет. И просил, как залог этого обещания, обязательно сохранить эту прялку. На следующий день Андрей исчез из деревни, а через месяц началась Первая мировая война. Андрей так больше и не появился в деревне – сгинул где-то, как и многие миллионы других, погибших в те шальные годы. Прадед тоже не вернулся с Гражданской. Мария же больше замуж не вышла, - всю жизнь ждала Андрея и хранила его залог обещания жениться. И лишь незадолго перед своей смертью отдала прялку моей маме и рассказала ей эту историю…

- В детстве я очень любила, когда мама мне перед сном читала книги. Но однажды вместо сказки она рассказала мне это семейное предание о прялке и даже показала её. Тогда я отнеслась к этому не серьёзно, как к очередной сказке с грустным концом, а с годами и вовсе забыла. Когда же мама три года назад умерла, я была в таком расстроенном состоянии, что больше не смогла заходить в её квартиру. Муж занялся её продажей. Многие мамины вещи раздал соседям, что-то выкинул, а прялку отнёс в музей, - у него там в то время намечались какие-то деловые контакты…

- Мы прожили с мужем в браке уже семь лет. Детей не было – муж не хотел. Он много работал и был удачлив в бизнесе. Денег вполне хватало – и я могла не работать. До замужества серьёзно занималась спортивной гимнастикой и, чтобы держать себя в форме, стала ходить на фитнес. А там познакомилась с девчонками, которые занимались скалолазанием,- точнее лазаньем на скорость на скалодроме. Один раз пошла с ними посмотреть соревнование - и неожиданно увлеклась сама этим удивительным видом спорта. В начале, конечно, было трудно, но потом стало многое получаться, - сказалась гимнастическое прошлое. У нас вообще подобралась замечательная и дружная команда. А чтобы муж не ревновал, я познакомила его с нашими девчонками и парнями. Ему всё понравилось, и он даже иногда приходил на наши тренировки и соревнования. За меня не боялся - работаем на скале только со страховкой и не любим неоправданный риск...

- Но месяц назад я вдруг по-женски почувствовала, что в жизни Николая появился кто-то ещё кроме меня. Какое-то время пыталась убедить себя, что это просто мои фантазии. И лишь, когда он на два дня съездил якобы в командировку, я решила всё выяснить...

- Мой одноклассник – сотрудник частного сыскного агентства. И я попросила его без лишней огласки помочь мне. Сам он не мог проследить за моим мужем, потому что руководством ему в это время было поручено выполнение другого заказа, но он дал мне «жучок», который я и установила в машине мужа. Через неделю мне стало ясно, что у мужа есть любовница…

- Но кроме этого я узнала, что эта сладкая парочка замыслила совершить кражу картин из музея. У этой шалавы были связи среди коллекционеров, не афиширующих свои коллекции и готовых заплатить огромные деньги за картины известных авторов. А мой благоверный, знавший устройство музейной сигнализации и видевший на что способны скалолазы, придумал способ, как незаметно проникнуть внутрь здания. Он, видимо, смог договориться с кем-то из нашей группы. Но с кем, я точно не знаю…

- Я была так взбешена предательством, что совершила большую глупость, - устроила мужу скандал и дала прослушать ему аудиозапись. Он не стал ни в чём отпираться. Он просто отобрал у меня и «жучок» и диск с записями. Он смеялся надо мной. Говорил, что сейчас мне никто не поверит, а если уже после ограбления я всё же раскрою рот, - он заявит, что это именно я была организатором и вдохновителем преступления. И если я не хочу сесть в тюрьму, то должна молчать…

- Я целый день проревела. А потом решила - не сдамся! Чтобы что-то придумать, я впервые в жизни пошла на экскурсию в наш городской музей. И там, в этнографическом зале вдруг увидела знакомую прялку. Решение всех проблем нашлось само собой. Если в музее произойдёт кража, то устроители выставки тут же потребуют устранить уязвимое место в охранной системе или отменят саму выставку. И преступная парочка останется ни с чем. А, если меня всё же поймают, то незначительность похищенного позволит мне избежать серьёзного наказания. Останется только при разводе все активы мужа вспомнить, чтобы получить половину…

- Теперь, я думаю, Вам стал более понятен мотив моего поступка. Но в протоколе запишите – совершила кражу из желания вернуть себе очень дорогую для меня вещь, но потом глубоко раскаялась и поехала в полицию, чтобы вернуть похищенное.

Капитан увидел, что женщина устала, и решил на этом завершить первый разговор. Пожелал скорейшего выздоровления и уже выходя в дверь, на секунду остановился и, не оборачиваясь, с какой-то необычной для себя ноткой в голосе произнёс:

- Вы, Вера Николаевна, очень смелая и умная женщина. Я не завидую Вашему мужу.

 

* * *

Капитан Русаков сидел у себя в кабинете, по привычке грыз спичку и смотрел на лежащую перед ним фотографию причины всей этой истории – обыкновенной ручной прялки с резьбой и замысловатым цветным орнаментом, в котором угадывалось два имени – Мария и Андрей. Что-то этом орнаменте следователю казалось странным – рисунок был не симметричен и не имел обычных для таких вещей каких-либо легко узнаваемых образов. Как заворожённый капитан продолжал вглядываться в кажущийся хаос цветных линий и кривых. И вдруг армейское прошлоеи аналитический склад ума помогли капитану понять – перед ним была искусно замаскированная карта какой-то местности. А две прямых тонких линии от имён Марии и Андрея неспроста пересекались в одной определённой точке в излучины какой-то реки.

- Похоже, Андрей, после каторги ты не просто так по тайге бродил. А значит, эта история ещё может потребовать своего продолжения.- в задумчивости произнёс следователь, завязывая папку с делом о краже из городского музея.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: