Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (Мормоны)




Основатель: Иосиф (Джозеф) Смит.

Дата основания: 6 апреля 1830 г.

Священные книги. Книга Мормона, Учение и заветы, Драгоценная Жемчужина, Библия.

Официальные издания. Church News - еженедельная газета на 16 полосах; Ensign - ежемесячный журнал; «Лиахона» (Liahona) - ежемесячный журнал на разных языках мира; «Росток» - приложение к журналу «Лиахона», предназначенное для детей.

О рганизационная структура. Церковь возглавляет Первое председательство: пророк (он же председатель или президент церкви) и два его советника. Им подчиняется Кворум двенадцати апостолов. Третий уровень иерархии составляют Первый и Второй кворумы семидесяти. Четвертый - Председательствующее епископство. Вся эта структура в целом именуется «верховными властями».

Х арактерные термины. На местах церковь мормонов существует в виде миссий, колов и приходов. Храмы используются не для богослужения, а для проведения обрядов для живых и умерших. Право посещать храмы имеют менее десяти процентов СПД.

История. Иосиф Смит родился в 1805 г. в местечке Шарон, штат Вермонт, и спустя всего несколько лет положил начало организации, которая к нашему времени стала одной из наиболее крупных и быстрорастущих нехристианских религий.

По официальной версии церкви СПД, в 1820 г., после молитвы Смита о том, к какой церкви ему присоединиться, ему явились Бог Отец и Бог Сын. Иисус сказал Смиту, что он не должен присоединяться ни к одной из них, потому что все они «неправильны», а все вероучения христианских церквей «омерзительны».

Вслед за этим событием (его обычно называют Первым Видением) Смиту несколько раз являлся ангел по имени Мороний, который в 1827 г. вручил ему стопку золотых листов, спрятанных на холме неподалеку от дома Смитов в Пальмайре, штат Нью-Йорк.

С 1827 по 1830 год Смит с помощью друзей перевел золотые листы на английский язык. Так возникла Книга Мормона. Она была издана в 1830 г. и стала первой и главной священной книгой церкви мормонов. К тому времени Смит уже успел официально создать Церковь СПД, и число его последователей росло. В последующие десять лет штаб-квартира церкви находилась в Кертланде, штат Огайо, Индепенденсе, штат Миссури и Фар-Уэсте, штат Миссури. Наконец, в 1839 году мормоны нашли тихое пристанище в городе Нову, штат Иллинойс, где и оставались до 1844 г.

Именно в Нову зародились многие характерные учения мормонов. Нову разрастался и стал вторым по величине городом штата. Однако этот рост стал причиной некоторых трений с окрестными поселениями. Эти трения закончились гибелью Смита в тюрьме города Картидж, штат Иллинойс, 27 июня 1844 г.

После убийства Смита на руководство церковью СПД претендовали несколько видных ее членов. Каждый настаивал на своем праве возглавить Церковь, а некоторые даже заявляли, будто Смит назначил их своими преемниками. В результате этих разногласий возникло около 100 больших и маленьких мормонских сект. Самая большая из них - Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней.

Большинство мормонов последовало за Бригемом Янгом, который увел своих приверженцев в долину Соленого озера, где с течением времени добавил к учению церкви некоторые новые оригинальные положения. Сегодня центр Церкви СПД, откуда осуществляется руководство ее деятельностью во всем мире, находится в Солт-Лейк Сити, штат Юта.

Книга Мормона. Святые последних дней отводят очень важное место Книге Мормона, их основному добавлению к Писанию. 28 ноября 1841 года Иосиф Смит сделал следующее заявление: «Я сказал братьям, что Книга Мормона — самая правильная книга на земле, и что, следуя ее предписаниям, человек приблизится к Богу больше, чем при помощи любой другой книги».

Президент кола церкви СПД У. Эрд Макдональд: «Это единственная книга в мире, из всех миллионов книг в библиотеках всего мира, которая была принесена на землю ангелом от престола Божьего. Это отличает ее от всех остальных книг. Ангел пятнадцать раз спускался на эту землю от Божьего престола, чтобы удостовериться, что книга переведена и напечатана правильно».

И все же, со времен первого издания Книги Мормона в 1830 году, ее текст был изменен в более чем 4000 мест. И эта цифра еще не включает в себя исправления, относящиеся к типографским и пунктуационным ошибкам — с ними общее число исправлений достигает 11849.

«Но Книга Мормона звучит так правильно», — отвечают на это многие Святые. «Она во всем согласуется с Библией и проповедует столько прекрасных вещей». На первый взгляд, это действительно так. Но подобное впечатление создается тем, что по всему тексту Книги Мормона рассеяны около 27000 слов, позаимствованных из Библии в переводе Короля Якова. Учитывая столь беззастенчивый плагиат, стоит ли удивляться тому, что Книга Мормона звучит «как Писание»!

Специалисты полагают, что в Книге Мормона можно найти заимствования и из других источников. Как View of the Hebrews: or the Tribes of Israel in America, так и The Wonders of Nature and Providence Displeyed вышли в свет пятью-семью годами раньше, чем Книга Мормона и были досягаемы для Иосифа Смита. Между этими работами и Книгой Мормона можно насчитать до пятидесяти параллелей, настолько отчетливых, что их едва ли можно считать простым совпадением.

В соответствии с официальным изложением истории Святых последних дней. Книга Мормона была выгравирована на золотых листах, зарыта (вместе с Уримом и Туммимом, которые использовались для перевода и «измененного египетского» языка) на горе в западной части штата Нью-Йорк около 421 г.н.э. и откопана в 1827 году Иосифом Смитом по указке ангела Морония.

Урим и Туммим в Ветхом Завете никогда не применялись для перевода с одного языка на другой. Большинство исследователей Библии считает, что они служили просто жребием для получения ответа от Бога. Уверения мормонов в том, что на поверхности Урима и Туммима в «духовном свете» возникали строчки текста, очень напоминает оккультные эксперименты с хрустальным шаром. Иосиф Смит явно противоречит написанному в Книге Мормона, когда утверждает, что профессор Чарльз Энтон из Колумбийского Университета перевел небольшую часть текста, скопированного с золотых листов, и подтвердил правильность перевода Смита. Книга Мормона говорит, что «измененный египетский язык» непереводим. Кроме того, сам профессор Энтон впоследствии утверждал, что ему показали не отрывок из текста, а абсолютно бессмысленный набор букв из различных алфавитов.

Близкие соратники Иосифа Смита говорили, что Книга Мормона была переведена при помощи «камня видения». Вот что пишет жена Иосифа Смита Эмма: «Первый перевод, сделанный моим мужем, был сделан при помощи Урима и Туммима… После того он пользовался маленьким камнем, не совсем черного, а, скорее, темного цвета». Дэвид Уитмер: «По горячей молитве… пророку… был дан странный шоколадного цвета камень овальной формы, размером с яйцо, только более плоский… При помощи этого камня была переведена вся современная Книга Мормона». Очевидно, что Богу было необязательно снабжать Иосифа Смита ветхозаветными Уримом и Туммимом, если темно-коричневый камень тоже отлично работал!

Неразрывно связана с этими событиями и обширная, но прекрасно документированная история Иосифа Смита-кладоискателя и оккультиста. На протяжении длительного времени, предшествовавшего написанию Книги Мормона, Иосиф Смит увлекался поисками кладов, которые искал при помощи «магического стекла». Тесть Иосифа Смита, Айзек Хэйл, сделал очень ценное наблюдение: «Способ, которым он, по его словам, читал и переводил, был тем же самым, что он применял в поисках сокровищ, опуская камень в шляпу, прижимая шляпу к лицу, а листы Книги в это время были спрятаны в лесу!».

Дальнейшие исследования показывают, что в 1826 году, за четыре года до пресловутого получения золотых листов, Иосиф Смит предстал перед судом и был признан виновным в использовании «магического стекла» (разновидность гадания). Суд признал Смита виновным в мошенничестве. Доказательства подлинности документов об этом были обнаружены в 1971 году.

Что касается самой Книги Мормона, то она содержит целый ряд анахронизмов, географических ошибок, лжепророчеств, логических изъянов и противоречий. Можно привести более 40 примеров непоследовательности. Например, сталь и бьющиеся окна упоминаются в Книге Мормона уже во времена Авраама (ок.2000 г. до н. э.), хотя на самом деле и то и другое впервые появилось лишь тысячи лет спустя. К тому же периоду Книга Мормона относит существование на американском континенте медоносных пчел и слонов; однако медоносных пчел в Америку завезли испанцы, а слоны там никогда не водились. По словам Алмы 7:10, Иисус должен был родиться «в Иерусалиме», но даже дети знают, что Он родился в Вифлееме. В том же самом стихе сказано, что Мария зачнет силой Святого Духа, однако второй председатель церкви СПД Бригем Янг утверждал, что Иисус «не был зачат от Святого Духа».

Не так давно произошло любопытное событие, подтвердившее полную несостоятельность Иосифа Смита, как переводчика древних рукописей. В 1835 году Смит купил у мистера Майкла Х. Чандлера несколько египетских мумий и фрагментов папируса. Смит сразу же «опознал» в рукописях писания Авраама. В том же году он приступил к переводу манускриптов и в 1842 году опубликовал в газете Times and Seasons английский вариант Книги Авраама. После смерти Смита манускрипты исчезли и считались погибшими до 27 ноября 1967 года, когда Нью-Йоркский Музей искусств метрополии подарил церкви СПД 11 фрагментов папируса. Год спустя, в анналах офиса историка церкви был найден оригинал перевода Книги Авраама, написанный рукой Иосифа Смита. Вскоре было установлено, что Книга Авраама была переведена с одного из 11 манускриптов.

О чем же на самом деле говорится в документе? Самый крупный специалист-египтолог из числа Святых последних дней, профессор Ди Джей Нельсон, не колеблясь опознал в манускрипте часть «Книги дыханий» — сокращенного варианта египетской Книги Мертвых. Целый ряд ученых-мормонов подтвердили это открытие.

Суть вопроса такова, что еще ни один современный специалист не обнаружил в египетских манускриптах Иосифа Смита ничего, кроме языческого погребального текста, написанного примерно через 2000 лет после Авраама.

Ссылаясь на Иез.37,16-17 «ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: "Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним"; и еще возьми жезл и напиши на нем: "Иосифу"; это жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним. И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно», Мормоны используют эти стихи Священного Писания для поддержки своей доктрины о том, что еще задолго до возникновения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, в Библии было предсказано о появлении Книги Мормона. «Существует множество библейских и других древних пророчеств, предсказывающих появление Книги Мормона и различных других событий относительно нее» (Брюс Мак-Конки).

Рассматривая Иезекииль 37,16-17, мормоны настаивают, что упомянутые там два жезла означают два свитка Священных Писаний, так как, по их словам, во времена Ветхого Завета записанный на пергаменте текст обматывали вокруг куска дерева или жезла и называли его свитком. Таким образом, два жезла в действительности были двумя свитками. Один свиток, с надписью «Иуде», - Библия, второй, с надписью «Иосифу», - Книга Мормона. Сложение двух жезлов обозначает объединение двух текстов, Библии и Книги Мормона. Сейчас, в издании Библии, официально опубликованной Церковью Иисуса Христа Святых последних дней в 1989 году (анг. издание), наряду с каноническими книгами Ветхого и Нового Заветов находится Книга Мормона, а также другие книги, написанные Джозефом Смитом, основателем Церкви Мормонов, — «Учения и Заветы», «Драгоценная Жемчужина». И Библия, и Книга Мормона принимаются мормонами как Священное Писание, хотя вторая считается более авторитетной.

Библейское объяснение. Еврейское слово, переведенное в Иезекииль 37,16-17 как «жезл», может означать дерево, древесину, дрова, бревна, лес, палку (Библейская Симфония с ключем к еврейским и греческим словам; Ed Nelson Evangelistic Association) и никак не может означать сам свиток (пергамент, крепившийся на деревянную основу). В Священном Писании мы находим слова, означающие свиток (Ис.8,1, 34,4; Иез.2,9, 3,1; Откр.6,14), но нигде слова «жезл» и «свиток» не используются как взаимозаменяемые. Это показывает, что ни «жезл Иуды», ни «жезл Иосифа» не могут быть истолкованы как свитки, книги.

Исторический фон вносит еще больше ясности и показывает, что данные стихи не имеют никакого отношения к Книге Мормона. После смерти царя Соломона Израиль разделился на два царства - Южное и Северное. Южным правил царь Ровоам, сын Соломона. Оно было известно, как Иудея и состояло из двух колен - Иуды и Вениамина, из которых Иуды было большим. Правителем Северного царства был Иеровоам, происходивший из колена Ефремова (3Цар.12,20).

Впоследствии оба эти царства были завоеваны: Южное царство - войском Асирийским (722 г. до н. э.), а Северное - армией Вавилона (605, 597, 586 гг. до н. э.).

Анализ исторического фона дает нам возможность более ясно увидеть, в какой обстановке пророчествовал Иезекииль, и что тревожило его больше всего - это состояние разделения и упадка, в котором находился Израиль.

На встречный вопрос израильтян: что же означает действие пророка, Иезекииль объяснил, что объединение жезлов - это объединение двух царств, которое Господь намеревается совершить в будущем. Это видно из следующих ниже стихов: «Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства» (37,21-22).

Изучение текста и исторической обстановки позволяет нам безошибочно определить оригинальное значение слов, сказанных пророком. Символическое объединение пророком двух жезлов означает никак не объединение двух книг (тем более книг, имеющих разный источник вдохновения), но объединение двух государств, которые впредь уже будут одним.

Привнесение мормонами иного смысла в данные стихи с целью утверждения авторитета Книги Мормона с помощью Библии, не может быть принято ни с богословской, ни с исторической точки зрения. Библия не говорит о Книге Мормона и не предсказывает ее появление, также она не разделяет своего авторитета с какой-либо другой книгой, но остается единственным высшим авторитетом для всех христиан.

Мормоны и многоженство. Учение о многоженстве сегодня является, пожалуй, самой известной особенностью Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Наиболее широкой популярностью это учение пользуется среди христиан, которые зачастую ссылаются на него когда надо и когда не надо, считая его лучшим и абсолютно неотразимым аргументом в разговоре с любым мормоном.

Однако подобная тактика едва ли может достичь своей цели по той простой причине, что вот уже больше ста лет многоженство не является частью официального учения церкви СПД. Более того, мормоны всячески поддерживают крепкие моногамные браки. Учитывая этот факт, очевидно, что обвинение в многоженстве может только настроить против христиан тысячи рядовых мормонов, которые едва ли знакомы с деталями не слишком красивого прошлого своей церкви, но зато видят своими глазами и вполне удовлетворены её «чистым и моральным» настоящим.

Я не хочу этим сказать, что мормоны — христианская церковь. Более того, история с многоженством свидетельствует как раз об обратном. Но только не так, как это себе представляют многие «критики» мормонизма. Давайте посмотрим на эту историю более подробно.

По официальной версии, Иосиф Смит получил своё первое откровение о многоженстве 12 июля 1843 года. Это откровение и по сей день находится в 132 разделе Учения и Заветов, одной из священных книг мормонизма.

Апостол мормонов Орсон Пратт признал, что Книга Мормона осуждает многоженство: «Книга Мормона, таким образом, — единственный документ (из претендующих на божественное происхождение), который осуждает многоженство как практику крайне отвратительную перед Богом».

Как я уже сказал, история с многоженством (по официальной версии) началась в 1843 году. Однако до самого 1852 года это учение не было официально признано церковью.

Учитывая всё то, о чём говорилось выше, церкви СПД было необходимо предпринять нечто такое, что придало бы вес новому учению. Новый шаг не заставил себя долго ждать. В 1853 году Джедедия М. Грант, которому через несколько месяцев предстоит стать вторым советником Бригема Янга, заявляет: «Главной причиной того, что чувства народа взорвались проклятиями в адрес Христа и его учеников, результатом чего стало его распятие, очевидно было многоженство. Мы, практически, можем считать их «мормонами»».

Ему вторит один из первых двенадцати апостолов церкви СПД Орсон Хайд: «Я обнаружил, что некоторые восточные газеты представляют меня страшным богохульником, потому что на нашей последней конференции, в своей лекции о браке, я сказал, что в Кане Галилейской женился Иисус, что Мария, Марфа и другие женщины были его жёнами, и что у него были дети».

Орсон Пратт, ещё один из первых апостолов церкви, соглашается с ними обоими: «...увидят, что Великий Мессия, основатель христианской религии, был многоженцем, подобно патриарху Иакову и пророку Давиду, от которых Он произошёл по плоти».

Земная жизнь для каждого мормона представляет собой испытательный срок, в конце которого наиболее достойные члены церкви сами смогут стать Богами («достичь возвышения»). Это учение церковь СПД проповедует и сегодня, однако в определённый период времени и оно было привязано к многоженству. Каким образом? Очень просто: хочешь стать Богом — стань многоженцем. Вот как это объясняли руководители церкви.

Бригем Янг, второй пророк и президент мормонов: «Единственные люди, ставшие Богами, детьми Бога, — это те, кто был многоженцем».

Хебер К. Кимбалл, один из первых апостолов церкви, впоследствии первый советник Бригема Янга: «Если вы противитесь многоженству, вы могли бы заодно отречься и от „Мормонизма“, отвернуться от него. Если даже Председательство и Двенадцать Апостолов, и всё руководство объединятся и скажут в один голос, что они против этого учения, — все они будут прокляты»....все те, кто выступает против него [этого учения], кого научили этому, мужчина то или женщина, будут прокляты».

После таких заявлений уже не удивительно, что многие руководители СПД настоятельно утверждали, что многожёнство никогда не может и не должно быть отменено. Ну, ещё бы, кто посмеет отменить данное Богом откровение, да ещё определяющее вашу вечную судьбу?

Джордж К. Кэннон, апостол, затем первый советник Бригема Янга и трёх следующих президентов церкви: «Если многоженство дано Богом, как и говорят о нём Святые Последних Дней, то никакая сила на земле не может подавить его, разве что вы сокрушите и уничтожите весь народ».

Уилфорд Вудруфф, четвёртый пророк церкви СПД. Хорошо запомните его слова, ему ещё предстоит вписать новую страницу в историю многоженства: «Если бы нам пришлось покончить с многоженством, то это было бы только первой каплей, только первым таинством в Церкви и царстве. Покончив с ним, нам придётся покончить с Апостолами и Пророками, с откровением и дарами, и милостями Евангелия и, в конце концов, оставить всю нашу религию, и стать сектантами, и поступать, как поступает мир».

В 1890 году, под нажимом со стороны правительства США, тот самый Уилфорд Вудруфф, который ещё недавно уверял, что отмена многоженства будет гибельной для мормонизма, получил новое откровение от Бога и издал «Манифест», которым... официально запретил многоженство! Закон, данный Богом, был отменён человеком.

Что же было дальше, спросите вы. Ничего. Церковь СПД спокойно дожила до наших дней, не покончив ни с апостолами, ни с пророками, ни со своим нехристианским «евангелием». В Учении и Заветах 132 раздел по-прежнему существует, а высокие слова и вдохновенные проповеди пророков и апостолов прошлого пылятся на архивных полках. Казалось бы, столь богатая противоречиями история для всякого разумного человека должна быть достаточным свидетельством человеческой природы мормонизма. Но сами мормоны, повинуясь каким-то странным причудам своей логики, с этим, видимо, не согласны.

Факты говорят о том, что многоженство среди мормонов продолжало существовать ещё много лет спустя после упразднившего его Манифеста. Так, например, Хебер Дж. Грант, впоследствии ставший седьмым президентом церкви СПД, в 1899 году был арестован, привлечён к суду и найден виновным в незаконном сожительстве, как тогда закон называл многоженство; Иосиф Ф.Смит, ставший затем шестым президентом мормонов, был осуждён за то же самое в 1906 году.

Сегодня многоженство процветает во многих частях штата Юта. По оценкам социологов, многоженство практикуют около 30000 человек. Эти люди — своего рода мормонские фундаменталисты. Церковь СПД их образ жизни, по крайней мере, официально, не одобряет и не поддерживает.

В XIX веке отказ от многоженства грозил проклятием. Сегодня, как это ни странно, проклятие угрожает за согласие с ним: «Многоженство несущественно для спасения или возвышения... Все, кто вступает или собирается вступить в полигамный брак в наши дни, когда держащий ключи отнял власть, которой эти браки совершаются, виновны в великом грехе. Они живут в прелюбодеянии, они уже продали свои души сатане, и основывались ли их поступки на неведении или на похоти, или и на том и другом вместе) они будут навеки прокляты». С того времени вторая часть цитаты была изъята из текста.

Хотя и без официального одобрения современной церкви СПД, мормоны ожидают, что многоженство будет восстановлено в будущем: «Эта священная практика, очевидно, будет восстановлена после Второго Пришествия Сына Человеческого и установления Тысячелетнего Царства».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: