ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ ЦЕРКВИ АСД: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ




 

Официальное руководство церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня по дискуссии в сфере музыки

 

(воспроизведено из книги “Here we stand” [2005] под редакцией Самюэля Корантенг-Пипима, в которой производится оценка новых тенденций в церкви АСД)

 

[Если целью наших богослужений является поклонение Богу, тогда дискуссия о стилях поклонения Господу будет неполной, если мы не предложим практические принципы относительно выбора музыки, которая соответствует вести и миссии церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня. На протяжении последних трех десятилетий руководство церкви АСД выпустило два больших руководства относительно музыки. Первое было представлено на голосование на ежегодном совещании церковных лидеров в городе Мехико, Мексика, 14-19 октября 1972 года. Последнее руководство было утверждено 12 октября 2004 года на ежегодном совещании в Силвер Спрингс, штат Мэриленд, США. В этих двух документах содержатся параметры или принципы, которыми могут руководствоваться те, кто желает узнать понимание Всемирной Церкви относительно того, что Бог ожидает от Своего народа в выборе и использовании музыки. – Самюэль Корантенг-Пипим ]

 

Руководство по философии музыки церкви АСД (1972)

 

Согласно результатам голосования были приняты следующие принципы философии музыки церкви АСД:

 

Церковь христиан Адвентистов Седьмого Дня возникла как осуществление пророчества для того, чтобы быть Божьим инструментом в провозглашении по всему миру Доброй Вести спасения через веру в заместительную жертву Сына Божия и послушание Его заповедям, готовясь к возвращению нашего Господа. Жизнь тех, кто принял на себя данную ответственность, должна быть настолько же отличительной, как и их весть. В этом содержится призыв к полному посвящению каждого члена Церкви идеалам и целям Церкви. Такое посвящение окажет влияние на жизнь каждого отдела Церкви и обязательно повлияет на выбор музыки, которая используется Церковью для исполнения данного Богом поручения.

 

Музыка является одним из величайших даров Бога для человека и одним из наиболее важных элементов в духовной программе. Это средство общения с Богом, и «это одно из самых эффективных средств влияния духовных истин на сердце человека» (Воспитание, стр. 168). Так как музыка связана с вопросами, последствия которых достигают Вечности, очень важно хранить осознание огромной силы музыки. Она имеет силу возвышать или причинять деградацию; она может использоваться в служении Добру или Злу. «Она смягчает грубые и дурные наклонности, развивает мышление, пробуждает сочувствие, воспитывает уравновешенность, отгоняет уныние и плохие предчувствия, парализующие волю и силы» (там же, стр. 167-168).

 

Таким образом, те, кто выбирает музыку для названных отчетливых целей в нашей Церкви, должен отчетливо отделять для себя, то, что подходит, от того, что не подходит, в выборе и использовании музыки. Те, кто хочет придерживаться высоких идеалов в этом вопросе, нуждаются в большем, чем человеческая мудрость может предложить. Обращаясь за руководством к Божьему откровению, можно выделить несколько общих принципов:

 

Музыка должна

 

•Прославлять Бога и помогать нам поклоняться Ему надлежащим образом (1 Кор. 10:31).

•Облагораживать, возвышать, и очищать мысли христианина (Фил. 4:8, «Патриархи и Пророки», стр. 594).

•Оказывать положительное влияние на христианина в развитии христоподобного характера в его жизни и жизни других людей (MS 57, 1906).

•Иметь текст (слова, весть), который находится в гармонии с учением Церкви, которое базируется на Священном Писании («Ревью энд Геральд», 6 июня 1912).

•Характеризоваться совместимостью вести, которая содержится в словах и музыки – необходимо избегать сочетания духовного и светского.

•Необходимо остерегаться театральности и гордости во время выступления («Евангелизм», стр. 137; «Ревью энд Геральд», 30 ноября 1900).

•Превосходство должно отдаваться тексту – музыкальное сопровождение не должно брать верх («Служители Евангелия», стр. 357-358).

•Сохраняйте разумный баланс между эмоциональными, интеллектуальными и духовными элементами («Ревью энд Геральд», 14 ноября 1899).

•Никогда не идите на компромисс с принципами достоинства и преимущества в стремлении достичь людей там, где они находятся («Свидетельства для Церкви», т. 9, стр.143; «Евангелизм», стр. 137).

•Быть подходящей к случаю, месту и аудитории, на которую она направлена («Евангелизм», стр. 507-508).

В музыкальном достоянии разных культурных и этнических групп есть очень много музыкальных произведений, которые возвышают духовно и могут считаться религиозными; тем не менее, музыкальные вкусы и выбор для исполнения адвентистов седьмого дня всех национальностей должны подчиняться духу христоподобного характера, который стремятся иметь верующие во всем мире. Все должны стремиться к достижению единства в духе и цели Евангелия, которое призывает именно к единству, а не к единообразию. Необходимо проявлять внимательность во избежание проникновения в Церковь мирских ценностей в музыке, которые не согласовываются с высокими идеалами христианской веры.

 

Вышеизложенные принципы послужат эффективным руководством в выборе и использовании музыки для различных церковных нужд. Некоторые формы музыкального искусства, такие как джаз, рок и относящиеся к ним смешанные формы, Церковь считает несовместимыми с данными принципами. Лица, ответственные за музыкальное служение в Церкви (как лидеры, так и исполнители), не будут иметь никаких сложностей в применении данных принципов в некоторых сферах. Но существуют намного более сложные сферы, и ниже приводится более детальное обсуждение некоторых важных факторов.

 

І. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

 

Музыка во время богослужений.

 

Богопоклонение должно быть первостепенной и вечной деятельностью человечества. Наивысшее предназначение человека заключается в том, чтобы прославить Бога. Когда христианин приходит в дом Божий, чтобы принести жертву хвалы, пусть она будет вознесена в наилучшей музыке. Каждый музыкальный элемент богослужения должен быть тщательно спланирован таким образом, чтобы община принимала активное участие в нем, а не просто наблюдала.

 

Гимны, которые применяются в этом служении, должны быть направленными к Богу, делать акцент на поклонении; необходимо использовать великие гимны нашего наследия. Они должны характеризоваться сильной, мелодичной мелодией. Пастору следует проявлять живую заинтересованность в том, чтобы улучшать качество и вдохновенность пения в общине. «Только в редких случаях пение могут исполнять несколько человек» («Советы по здоровью», стр. 481-482). Изучение и исполнение новых гимнов будет способствовать неизмеримому обогащению христианского опыта.

 

В общинах, где есть хор, наполненные глубоким смыслом гимны великих композиторов прошлого и настоящего в исполнении посвященных и хорошо подготовленных музыкантов станут большим вкладом в богослужение и одним из инструментов улучшения качества служения.

 

Инструментальная музыка, включая произведения для исполнения на органе и фортепиано, должна гармонировать с величественными идеалами богослужения; ее нужно внимательно выбирать из самых лучших произведений, а также она должна согласовываться с уровнем музыкальной подготовки исполнителя. Музыкант, который отвечает за аккомпанирование церковному пению, несет особенно большую ответственность устанавливать правильный стандарт во всем, что он делает: музыкальном оформление части, которая имеет место перед началом богослужению, или игре после его окончания, создании музыкального фона во время сбора добровольных приношений или в других случаях, когда он исполняет соло, или аккомпанирует во время пения гимнов. Он занимает уникальное положение, благодаря которому может улучшить уровень музыки, исполняемой в его общине во время богослужений. Если во время богослужения должны исполняться вокальные соло или другая особая музыка, необходимо отдавать предпочтение материалам с библейским текстом и музыке, которая соответствует исполнительским возможностям певца; пение должно быть представлено Господу без демонстрации вокального мастерства. Первостепенной должна быть передача вести.

 

Музыка в Евангелизме

 

Музыка, которая используется во время проведения евангельских мероприятий, может включать произведения, в которых воспевается Евангелие (или стиля Госпел- возможный перевод), музыку-свидетельство; но нельзя поступаться высокими принципами достоинства и преимущества нашей вести, направленной на то, чтобы приготовить людей ко Второму Пришествию Иисуса Христа. Выбранная музыка должна

 

•Направлять внимание слушателя к Иисусу, Который есть Путь, Истина и Жизнь.

•Подготавливать путь для восприятия вести из Божьего Слова, или являться продолжением призыва, пробуждая отклик в сердцах слушателей.

•Исполняться теми, чья жизнь находится в соответствии с вестью, которую они несут.

•Являться средством для более глубокого запечатления библейской истины, которая вдохновляет людей на позитивные перемены в жизни.

•Представляться в соответствии с тщательно продуманным планом.

•Быть простой и мелодичной и представляться без акцента на личности исполнителя.

•Занимать сравнительно небольшое количество времени, по сравнению с проповедью Слова Божьего и быть такой, чтобы акцент мероприятия делался именно на проповеди Слова Божьего.

•Характеризоваться балансом: не только пленять чувства, но и взывать к разуму.

•Быть понятной и характеризоваться богатой смысловой нагрузкой содержания и стиля для большей части аудитории.

Музыка в молодежном евангелизме.

 

В сфере молодежного евангелизма, применимы большинство вышеизложенных принципов. Но кроме того необходимо рассмотреть некоторые аспекты, которые уникальны для этой сферы.

 

Прослеживается тенденция отождествления молодых людей с музыкой современной молодежной культуры. Желание достичь сердец мирских молодых людей вестью Христова Евангелия там, где они находятся, иногда приводит к использованию некоторых сомнительных музыкальных стилей. Во всех этих стилях наибольшие проблемы связаны с ритмом.

 

Среди всех музыкальных элементов, ритм пробуждает самый сильный физический отклик. Своих самых великих успехов сатана часто добивается, играя с физической природой человека. Проявляя мудрую проницательность и осведомленность относительно опасностей, связанных с этим подходом к молодежи, Э.Уайт говорила: «Они охотно слушают музыку, и сатана знает, на что воздействовать, чтобы захватить, воодушевить, очаровать разум, чтобы человек не желал быть в общении с Христом. Духовные стремления к Божественному знанию, к возрастанию в благодати подавляются» (Свидетельства для Церкви, т. 1, стр. 497). Это строгий приговор использования музыки способом, который находится в прямом противостоянии Божьему плану. Выше упомянутые джаз, рок, и относящиеся к ним смешанные формы известны эффектом создания чувственного отклика в массах.

 

С другой стороны, существует множество традиционных народных музыкальных стилей, которые проверены временем, завоевали уважение и признаются законными отраслями в музыкальной сфере. Некоторые из них приемлемо использовать для передачи христианского свидетельства. Другие же могут восприниматься секуляризованными христианами, но быть недостойными имени Иисуса. Некоторые же абсолютно не согласовываются с высокими принципами христианства, которые должны руководить жизнью христианина. Нужно четко понимать, что допустимость любой формы народного музыкального творчества должна определяться согласно тех же основных принципов, которые относятся и к другим стилям в музыке – как было рассмотрено ранее.

 

«Выше самых высоких человеческих устремлений Божий идеал для Его детей» (Воспитание, стр. 18). Те лидеры служения для молодежи, которые стремятся к достижению этого высокого идеала, благодаря молитве и помощи Святого Духа поймут, какие музыкальные произведения стоит использовать, а какие нет.

 

Кроме проблемы ритма, существуют и другие факторы, которые влияют на духовное качество музыки:

 

Использование голоса: нужно избегать всего, что является извращением натурального голоса, например: хриплости в голосе, характерной для стиля исполнителей рок-музыки, чувственности в голосе, намекающей на непристойное, сентиментальности, свойственной тихому проникновенному пению исполнителей из ночных клубов и т.п.

 

Особенности гармонии: необходимо избегать использования музыки, которая насыщена септаккордами (7), нонаккордами (9), децимаккордами (11), терцдецимаккордами (13), наряду с другими яркими резонансами. Если использовать эти аккорды в меру, то они созидают красоту в музыке, но если использовать их в большом количестве, то они отвлекают от духовной сути текста.

Визуальная презентация: все, что привлекает ненужное внимание к исполнителю - например, чрезмерные, показные телодвижения или неподходящая одежда – не должно иметь места в свидетельстве.

 

Усиление звука: необходимо внимательно избегать чрезмерного усиления звука инструментов и голоса. В деле усиления музыки необходимо учитывать духовные нужды тех, кто участвует в проведении евангельских мероприятий, и слушателей. Необходимо внимательно подходить к выбору инструментария для усиления.

 

Стиль выступления: первостепенной целью в исполнении духовной музыки должно быть возвеличивание Христа, а не возвеличивание музыканта или создание развлекательного шоу.

 

Музыка в доме.

 

•Музыкальное образование и развитие музыкальных вкусов должно начаться в раннем детском возрасте благодаря:

А) ознакомлению с великими гимнами и песнями с евангельским содержанием в неформальной счастливой атмосфере семейного служения;

 

Б) развитие правильных привычек в слушании музыки благодаря домашнему аудио оборудованию, к которому относится тщательно подобранная музыка;

 

В) посещенье всей семьей концертов, на которых исполняется музыка, соответствующая стандартам, изложенным в этом документе;

 

Г) достойный пример и влияние родителей.

 

2. необходимо поощрять пение в семейном кругу и принятие участия в семейных музыкальных ансамблях.

 

3. необходимо поощрять попытки по написанию поэзии и песен.

 

4. необходимо учредить домашнюю музыкальную библиотеку с мудро подобранными материалами.

 

5. необходимо осознавать, что сатана участвует в борьбе за человеческий разум и что, мало-помалу, он может влиять на разум, изменяя восприятие и ценности человека. Необходимо чрезвычайно внимательно следить за тем, какую музыку мы слушаем на радио и в телевизионных передачах, всеми силами стараясь избегать всего вульгарного, соблазнительного, дешевого, аморального, показного и отождествляемого с тенденциями контркультуры.

 

Музыка в учебных заведениях.

 

•Подготавливая и представляя музыку для религиозных целей, администраторы и преподаватели учебных заведений должны сотрудничать со студентами таким образом, чтобы поддерживать музыкальные стандарты Церкви.

•Группы, которые исполняют музыку в целях свидетельства об Иисусе, а также группы, исполняющие народную музыку, должны получать финансовую поддержку и руководство от избранных администрацией людей – сотрудников музыкального факультета или других.

•Директоры радиостанций на территории кампусов учебных заведений церкви АСД и ответственные за выбор музыки, которая проигрывается по системе оповещения по радиотрансляционной сети, должны подбирать музыку, которая соответствует принципам философии музыки, изложенным в данном документе.

•Преподаватели музыки в ансамблях учебных заведений и частные преподаватели должны прилагать усилия, чтобы обучать музыкальной литературе, которая может использоваться в церкви и в миссионерских мероприятиях.

•Так как одной из первостепенных целей академического курса по оценке музыки является выработка различительных способностей в свете Божественного откровения, инструкторы, проводящие занятия по этому курсу на всех уровнях образования должны включать информацию на тему искусства произведения качественной оценки в сфере религиозной музыки.

•Необходимо, чтобы поместные общины и конференции предпринимали усилия по улаживанию расхождений во взглядах, обусловленными культурными различиями. Для достижения этой цели музыкальный персонал учебных заведений должен принимать участия в проведении семинаров на тему христианской музыки и других подобных мероприятий, чтобы таким образом эффективно продвигать величественные идеалы поклонения Богу.

•Музыкальные презентации в учебных учреждениях церкви АСД должны согласовываться со стандартами Церкви. Это относится как к местным талантам, так и к приезжим музыкантам, ансамблям, и к музыке, которая используется в увеселительных фильмах.

ІІ Секулярная музыка

 

«Благородная, возвышенная музыка является драгоценным даром Божьим, она возвышает мысли, обращая их к высокому и благородному, которое просветляет и обновляет душу» (Воспитание, стр. 167). Стандарты образа жизни требуют от каждого христианина в отдельности проявлять высшую степень внимательности в различении подходящей и неподходящей музыки, а также личную ответственность в выборе секулярной или светской музыки для личного использования, исполнения соло, или группового исполнения. Вся музыка подобного рода должна оцениваться в свете повеления, данного в послании Филиппийцам 4:8: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Также, каждый христианин должен помнить о предупреждении, данном Эллен Уайт в Свидетельствах для Церкви, том 1, стр. 497: «Мне было показано, что молодежь должна занять более возвышенное духовное положение и сделать Слово Божье своим советником и путеводителем. На молодых возложена серьезная ответственность, которой они легкомысленно пренебрегают. Музыка в их домах не ведет к святости и духовности, но отвлекает от истины. Легкомысленные песни и популярные танцевальные мелодии отвечают их вкусам. Занятие музыкой отнимает у молодежи время, которое следовало бы посвятить молитве. Музыка – большое благословение, когда ею не злоупотребляют, но если ее использовать не по назначению, она становится ужасным проклятием».

 

Христианин не будет петь песен, которые несовместимы с идеалами истины, честности и чистоты. Он будет избегать всех факторов, которые производят впечатление, что зло желанно, а добродетель банальна. Он будет стремиться избегать композиций, которые характеризуются избитыми фразами, текстов песен низкого качества, бессмыслицы, сентиментальности или легкомыслия, - всего, что не соответствует свету, открытому в Библии и Духе Пророчества. Он будет рассматривать такую музыку, как блюз, джаз, рок и подобные формы, как вредную для развития христианского характера, так как музыка подобного рода открывает разум для нечистых мыслей и приводит к грешному поведению. Музыка подобного рода имеет прямое отношение ко вседозволенности современного общества. Извращение ритма, мелодии и гармонии, характерные для этих стилей, а также чрезмерное усиление звука притупляют чувствительность и постепенно разрушают способность восхищаться хорошим и святым. Необходимо быть очень осторожным, сочетая светскую музыку с духовными текстами (относительно песен), чтобы мирской подтекст музыки не затмевал весть, заложенную в тексте. Более того, выбирая любую светскую музыку для слушания или исполнения (которая не относится к указанным категориям – блюз, джаз, рок и т.д.), проницательный христианин будет проверять ее приемлемость согласно основным принципам, изложенным в философии музыки. Истинный христианин может свидетельствовать окружающим посредством своего выбора секулярной музыки для общественных мероприятий. Благодаря тщательному поиску и процессу внимательного отбора, он будет выбирать такую музыку, которая будет одновременно и удовлетворять его общественные нужды, и соответствовать его христианским принципам. «Необходимо иметь живую связь с Богом в молитве и в песнопениях прославления и благодарения» (Евангелизм. стр. 498).

[Вышеизложенные принципы были приняты голосованием на решении патентного ведомства во время осеннего совещания комитета Генеральной Конференции, 14-19 октября 1972 г. в городе Мехико, Мексика]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: