ТЕМА: Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Алалия. Причины возникновения алалии.
2. Симптоматика, дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
3. Направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.
4. Библиографический список.
Алалия. Причины возникновения алалии.
АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Речь при алалии не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями, несмотря на то, что ребёнок:
1) Находится в речевой среде.
2) Имеет нормальный физический слух.
3) Обладает речевым аппаратом без аномалий в анатомическом строении.
4) Имеет потребность в общении с окружающими.
5) Активно использует коммуникативные жестово-мимические средства.
6) Доречевой период проходил без существенных отклонений в развитии.
ПРИЧИНЫ.
ПРЕНАТАЛЬНЫЕ | НАТАЛЬНЫЕ | ПОСТНАТАЛЬНЫЕ |
1) Интоксикация плода (алкоголь, лекарства, курение). 2) Обменные нарушения в период внутриутробного развития плода. 3) Поражение головного мозга из-за инфекционных заболеваний, перенесённых матерью (краснуха, грипп и др.) | 1) Кровоизлияния в мозге из-за тяжёлых и быстрых родов. 2) Асфиксия новорождённого. 3) Черепно-мозговые травмы. 4) Минимальная мозговая дисфункция и энцефалопатия. | 1) Тяжёлый рахит. 2) Сложные заболевания дыхательной системы. 3) Нарушение питания в ранние месяцы жизни. |
Принятому клиническому разделению алалии на моторную и сенсорную в МКБ-10 соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) и рецептивной речи (F80.2).
Симптоматика, дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
СИМПТОМАТИКА.
Картина речевого расстройства при алалии сводится к общему недоразвитию речи, страдают все стороны речи. Но это не просто временная задержка развития речи. При алалии весь процесс становления речи происходит в условиях патологического состояния ЦНС. При алалии наблюдаются речевые и неречевые симптомы, которые взаимосвязаны между собой. Отмечается сенсорная, психическая и неврологическая симптоматика.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ДЕТИ С МОТРНОЙ АЛАЛИЕЙ | ДЕТИ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ | ||
О Б Щ И Е | Нарушения речи: 1. -Недостаточность усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонематических операций (логопедическая формулировка). - Недостаточность операций отбора и программирования на всех этапах порождения речевого высказывания (лингвистическая формулировка). 2. Отсутствие общеупотребительной речи. 3. Система средств языка не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень порождения речи. 4. Бедность логических 4. В некоторых случаях операций, пониженные отмечается вторичная способности к общению и умственная отсталость. абстракции. Интеллектуальная пассивность. Интеллектуальная недостаточность вторична. | |||
О Т Л И Ч И Я О Т Л И Ч И Я О Т Л И Ч И Я | ЦНС | Поражение премоторной и постцентральной зон. | Поражение височной доли доминантного полушария коры головного мозга. | |
Р Е Ч Ь | 1) Недоразвитие экспрессивной речи при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Недоразвитие речи носит системный характер. 2) Активный запас слов меньше пассивного. Словарный запас пополняется медленно, искажённо и ограничен предметно-бытовой тематикой. Бедность лексико-семантических средств. 3) Страдают фонематический анализ, морфологический анализ слова и синтаксическая структура предложения. 4) Слоговая структура формируется позже и имеет ряд нарушений: элизию, персеверацию, контаминацию, перестановку слогов. 5) Собственная речевая активность понижена. | 1) Недоразвитие импрессивной речи, несмотря на хороший физический слух. 2) Активный запас слов больше пассивного. При этом пассивный запас неустойчив. 3) Страдают фонематическое восприятие и морфологический состав слова, произношение, синтаксическая структура предложения. Искажения слов непостоянны. 4) Нарушена слоговая структура, что приводит к нечёткому проговариванию (персеверация, контаминация,элизия, неправильное ударение и звуковые замены) и неправильному произношению. 5) Собственная речевая активность повышена, а внимание к речи окружающих понижено. Контроль за собственной речью отсутствует. | ||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | 1) Лепет отсутствует или крайне однообразен. Гуление слабо выражено. 2) Первые слова появляются позже, чем у детей с нормой (в 1 год 6 мес – 2 года). Фразовая речь формируется с задержкой, аграмматична. 3) Собственная речь хуже, чем понимание чужой речи. | 1) Часто отсутствуют гуление и лепет. 2) В основном используют мимику и жесты. 3) Верно реагируют на интонацию. Понимание чужой речи значительно затруднено. Чаще не понимают. | ||
ГОЛОС | В норме. | Звонкий, интонационно выразителен, модулирован. | ||
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТИ | Пассивность, утомляемость, истощаемость. Недостаточная ритмичность. Нарушено динамическое и статическое равновесие, мелкая моторика. Замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость. 2 группы: 1) Двигательная расторможенность, импульсивность (как у СА). 2) Заторможенность, вялость, инертность, безынициативность, неуверенность. | Двигательное беспокойство, импульсивность,двигательная расторможенность,хаотичность, неуверенность. Может быть стеснительность. | ||
ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОГО | Помощь принимают. | Ищут поддержку взрослого. | ||
КРИТИЧНОСТЬ К СВОИМ НЕДОСТАТКАМ | Достаточно критичны к себе. | Не критичны к себе. | ||
СЛУХ | Физический слух в норме. | Физический слух в норме. Аудиограмма в норме, или непостоянство показателей. | ||
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ | Понимание речи других людей относительно сохранно. 70% - понимают чужую речь, 20 % -понимание речи незначительно снижено, 10% - понимают плохо. | Нетчёткого порога восприятия, качество восприятия зависит от соматического и нервного состояния ситуации общения. Лучше воспринимается тихая спокойная речь. Наблюдается гиперакузия. Различают неречевые звуки. Наблюдается эхолалия. Часто не понимают даже простых инструкций. | ||
ВНИМАНИЕ | Долгое включение в деятельность, быстрая истощаемость, утомляемость. | Понижено. Замедленность, неустойчивость. Нарушено произвольное слуховое внимание. Быстрая истощаемость, утомляемость. Отвлекаемость. Быстрая потеря интереса к звучанию. | ||