Симптоматика, дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.




ТЕМА: Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Алалия. Причины возникновения алалии.

2. Симптоматика, дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.

3. Направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии.

4. Библиографический список.

 

Алалия. Причины возникновения алалии.

АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Речь при алалии не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями, несмотря на то, что ребёнок:

1) Находится в речевой среде.

2) Имеет нормальный физический слух.

3) Обладает речевым аппаратом без аномалий в анатомическом строении.

4) Имеет потребность в общении с окружающими.

5) Активно использует коммуникативные жестово-мимические средства.

6) Доречевой период проходил без существенных отклонений в развитии.

 

ПРИЧИНЫ.

ПРЕНАТАЛЬНЫЕ НАТАЛЬНЫЕ ПОСТНАТАЛЬНЫЕ
1) Интоксикация плода (алкоголь, лекарства, курение). 2) Обменные нарушения в период внутриутробного развития плода. 3) Поражение головного мозга из-за инфекционных заболеваний, перенесённых матерью (краснуха, грипп и др.) 1) Кровоизлияния в мозге из-за тяжёлых и быстрых родов. 2) Асфиксия новорождённого. 3) Черепно-мозговые травмы. 4) Минимальная мозговая дисфункция и энцефалопатия. 1) Тяжёлый рахит. 2) Сложные заболевания дыхательной системы. 3) Нарушение питания в ранние месяцы жизни.

 

Принятому клиническому разделению алалии на моторную и сенсорную в МКБ-10 соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) и рецептивной речи (F80.2).

 

Симптоматика, дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.

 

СИМПТОМАТИКА.

Картина речевого расстройства при алалии сводится к общему недоразвитию речи, страдают все стороны речи. Но это не просто временная задержка развития речи. При алалии весь процесс становления речи происходит в условиях патологического состояния ЦНС. При алалии наблюдаются речевые и неречевые симптомы, которые взаимосвязаны между собой. Отмечается сенсорная, психическая и неврологическая симптоматика.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТИ С МОТРНОЙ АЛАЛИЕЙ ДЕТИ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
    О Б Щ И Е Нарушения речи: 1. -Недостаточность усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонематических операций (логопедическая формулировка). - Недостаточность операций отбора и программирования на всех этапах порождения речевого высказывания (лингвистическая формулировка). 2. Отсутствие общеупотребительной речи. 3. Система средств языка не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень порождения речи. 4. Бедность логических 4. В некоторых случаях операций, пониженные отмечается вторичная способности к общению и умственная отсталость. абстракции. Интеллектуальная пассивность. Интеллектуальная недостаточность вторична.  
    О   Т   Л   И   Ч   И   Я   О Т Л И Ч И Я     О Т Л И Ч И Я   ЦНС Поражение премоторной и постцентральной зон. Поражение височной доли доминантного полушария коры головного мозга.
    Р   Е   Ч   Ь   1) Недоразвитие экспрессивной речи при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Недоразвитие речи носит системный характер. 2) Активный запас слов меньше пассивного. Словарный запас пополняется медленно, искажённо и ограничен предметно-бытовой тематикой. Бедность лексико-семантических средств. 3) Страдают фонематический анализ, морфологический анализ слова и синтаксическая структура предложения.   4) Слоговая структура формируется позже и имеет ряд нарушений: элизию, персеверацию, контаминацию, перестановку слогов.     5) Собственная речевая активность понижена. 1) Недоразвитие импрессивной речи, несмотря на хороший физический слух.     2) Активный запас слов больше пассивного. При этом пассивный запас неустойчив.   3) Страдают фонематическое восприятие и морфологический состав слова, произношение, синтаксическая структура предложения. Искажения слов непостоянны. 4) Нарушена слоговая структура, что приводит к нечёткому проговариванию (персеверация, контаминация,элизия, неправильное ударение и звуковые замены) и неправильному произношению. 5) Собственная речевая активность повышена, а внимание к речи окружающих понижено. Контроль за собственной речью отсутствует.  
    РЕЧЕВОЕ   РАЗВИТИЕ     1) Лепет отсутствует или крайне однообразен. Гуление слабо выражено. 2) Первые слова появляются позже, чем у детей с нормой (в 1 год 6 мес – 2 года). Фразовая речь формируется с задержкой, аграмматична. 3) Собственная речь хуже, чем понимание чужой речи. 1) Часто отсутствуют гуление и лепет.     2) В основном используют мимику и жесты.   3) Верно реагируют на интонацию. Понимание чужой речи значительно затруднено. Чаще не понимают.
  ГОЛОС В норме. Звонкий, интонационно выразителен, модулирован.
  ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТИ Пассивность, утомляемость, истощаемость. Недостаточная ритмичность. Нарушено динамическое и статическое равновесие, мелкая моторика. Замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость. 2 группы: 1) Двигательная расторможенность, импульсивность (как у СА). 2) Заторможенность, вялость, инертность, безынициативность, неуверенность. Двигательное беспокойство, импульсивность,двигательная расторможенность,хаотичность, неуверенность. Может быть стеснительность.
ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОГО Помощь принимают. Ищут поддержку взрослого.
КРИТИЧНОСТЬ К СВОИМ НЕДОСТАТКАМ Достаточно критичны к себе. Не критичны к себе.
СЛУХ Физический слух в норме. Физический слух в норме. Аудиограмма в норме, или непостоянство показателей.
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ Понимание речи других людей относительно сохранно. 70% - понимают чужую речь, 20 % -понимание речи незначительно снижено, 10% - понимают плохо. Нетчёткого порога восприятия, качество восприятия зависит от соматического и нервного состояния ситуации общения. Лучше воспринимается тихая спокойная речь. Наблюдается гиперакузия. Различают неречевые звуки. Наблюдается эхолалия. Часто не понимают даже простых инструкций.
ВНИМАНИЕ Долгое включение в деятельность, быстрая истощаемость, утомляемость. Понижено. Замедленность, неустойчивость. Нарушено произвольное слуховое внимание. Быстрая истощаемость, утомляемость. Отвлекаемость. Быстрая потеря интереса к звучанию.
         


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: