Понятие и виды нормативных правовых актов в России




Большинство норм российского права находит свое закрепление в нормативном правовом акте, который представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении или отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по лицам.

Для нормативных правовых актов характерна четко выраженная структура. Они снабжены указаниями о времени и о месте принятия, а равно подписями надлежащих должностных лиц, разбиты чаще всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т.п. Любой нормативный правовой акт содержит четкие положения о том, на какую территорию или круг лиц распространяется действие акта, с какого времени он вступает в силу.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты. Среди них на первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Конституционные нормы обладают высокой юридической значимостью, так как устанавливают фундаментальные основы жизни общества.

В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывая основы правового регулирования в полном объеме. При этом закон регламентирует основные, ключевые аспекты жизни страны: принципиальные экономические, политические и социальные вопросы. Отсюда вытекают основные признаки закона как нормативного правового акта:

1) принимается представительными органами, которые избираются народом, или непосредственно самим народом в порядке референдума;

2) обладает высшей юридической силой;

3) устанавливается в особом процессуальном порядке;

4) имеет стабильный характер;

5) является необходимым для регулирования наиболее важных, социально значимых общественных отношений.

Именно то, что в законе содержатся первичные (изначальные) правовые нормы, которые по-новому регламентируют самые значимые для жизни страны общественные отношения, и придает данному источнику права высшую юридическую силу. А все другие указываемые формально-юридические моменты — статус законотворческого органа, сложность законотворческой процедуры — обусловлены вышеобозначенными содержательными моментами. Чтобы изначально (первично) определить параметры правового регулирования в той или иной особо значимой сфере общественной жизни, и требуется призвать к такому творчеству особый субъект — народ или представительный орган, а также придать этому процессу публичный и контролируемый характер.

Кроме высшей юридической силы, законы в России обладают и прямым действием (ст. 76 Конституции РФ), что также вытекает из содержания (первичных норм, регулирующих важнейшие общественные отношения) данного нормативного правового акта. Под прямым действием закона в широком смысле в юридической литературе понимаются все формы реального влияния входящих в закон правовых норм непосредственно на сознание, психику людей, а также на все общественные отношения. В узком смысле под прямым действием закона следует понимать лишь те случаи его непосредственного влияния и осуществления, которые связаны с конкретной активностью физических и юридических лиц в политико-правовой и социально-экономической сферах, когда каждый из них может наиболее выгодно использовать законодательные положения для осуществления своих охраняемых законом интересов.

Исходя из этого, можно определить закон как такой нормативный правовой акт, посредством которого народ или парламент в особом законодательном порядке устанавливает первичные правовые нормы для регулирования наиболее важных общественных отношений, благодаря чему он обладает высшей юридической силой и прямым действием.

Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на основные и обыкновенные. Основные законы — это конституции.

Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого парод учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конечно, конституции как любому нормативному правовому акту присущи следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, многократность применения се норм к общественным отношениям одного вида, защищенность принудительной силой государства. В то же время конституция обладает и особыми юридическими свойствами, отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и, в отличие от других законов, является актом правового учредительства.

В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму.

Конституция как основной закон государства учреждает и юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

К числу таких свойств относят верховенство, прямое действие, стабильность и др.

Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Необходимость принятия конституционных законов предусматривается действующей Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты, при помощи которых принимаются поправки к гл. 3—8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической и социальной жизни общества. Они по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные и, как уже отмечалось, издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения.

Типичным примером текущего законодательного акта является федеральный закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансово-кредитные законы и т.д.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы. Кодекс (лат. codex — книга, пень т.е. деревянная табличка для письма) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной, и т.д.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт. Структура кодекса, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса. Например, положения Общей части УК РФ содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли "подстраиваются" к отраслевому кодексу.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, последние подразделяются на материальные и процессуальные.

Кроме отраслевых в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.

Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т.д.). В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, отдельные ведомства также издают нормативные правовые акты.

Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются по широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны.

Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно- правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента РФ не ограничивает право Государственной Думы принять по этому же вопросу федеральный закон и установить иные нормы права.

Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в "Российской газете" или выставления на Официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru). В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает нормативно-правовые постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры, управления федеральной собственностью,

охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи, Правительство РФ не может не принимать нормативных правовых актов в развитие федеральных законов. Ежегодно им принимается более 1000 нормативно-правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам, подлежат отмене Президентом РФ.

Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для граждан.

Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и федеральных служб и агентств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Количество нормативных правовых актов и перечень федеральных служб и агентств, акты которых подлежат государственной регистрации, постоянно растут.

В целях обеспечения единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня уже внесено более 300 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам свободно осуществляется через Интернет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: