к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»»




Пояснительная записка

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»» (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации подпункта «з» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.01.2020 № Пр-113, данного в реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020, а также пункта 10 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 30.01.2020 № ММ-П13-441 и пункта 5 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 26.02.2020 № ММ-П14-1245 и направлен на совершенствование института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (далее - РОП).

Реализация концепции РОП осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» Национального проекта «Экология».

В соответствии с абзацем девятым подпункта «б» пункта 2 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851, и пунктом 2 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318, проведение процедур общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия в отношении проекта постановления не требуется.

Механизм РОП введен в Российской Федерации в 2015 году Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Институт РОП предусматривает установление обязанности производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации выпущенных в обращение товаров и упаковки товаров, утративших свои потребительские свойства, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации

Согласно действующему законодательству обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется:

1) непосредственно самим производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по утилизации отходов от использования товаров (далее – ОИТ);

2) путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации отходов (за исключением ТКО);

3) путем поручения обеспечивать выполнение нормативов утилизации ОИТ ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации или ППК «Российский экологический оператор» (далее – ППК РЭО);

4) путем уплаты экологического сбора.

Производители, импортеры товаров обязаны по итогам года представлять в Росприроднадзор или его территориальные органы отчетность о выполнении нормативов утилизации ОИТ и декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации и расчет суммы экологического сбора.

Для контроля выполнения обязанностей по утилизации ОИТ создана Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (далее – ЕГИС УОИТ), которая является федеральной государственной информационной системой, содержащей информацию об ОИТ, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов, сведения об уплате экологического сбора и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию, поставщики которой определены Правительством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора должны представляться для выполнения нормативов утилизации ОИТ, обязанность по утилизации которых исполнена производителями товаров, импортерами товаров путем уплаты экологического сбора. Порядок и условия предоставления средств на указанные цели должны быть установлены Правительством Российской Федерации.

При этом следует отметить, что реализация механизма РОП в период 2016-2019 гг. показала его низкую эффективность. Производители и импортеры товаров зачастую игнорируют выполнение обязательств по РОП, что приводит к невыполнению нормативов утилизации и низкой собираемости экологического сбора.

По экспертной оценке в Российской Федерации свыше 250 тыс. предприятий осуществляют производство и импорт товаров и упаковки. Вместе с тем, в 2016 году представили отчетность о выполнении нормативов утилизации ОИТ только 10 195 производителей и импортеров, в 2017 году – 13 190, в 2018 году – 12 844, в 2019 году – 15175.

У Росприроднадзора отсутствуют инструменты выявления субъектов РОП. Представление отчетности субъектами РОП носит заявительный характер, в связи с чем, Росприроднадзор не располагает сведениями обо всех производителях и импортерах товаров, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Эта проблема не решается и введением возможности наложения административного штрафа за непредставление или несвоевременное представление отчетности.

По официальным данным Росприроднадзора сумма экологического сбора составила: в 2016 год – 1,334 млрд. руб., в 2017 году – 2,588 млрд. руб., в 2018 году – 2,237 млрд. руб., в 2019 году – 2,466 млрд. руб. При этом выполнение норматива утилизации практически по всем группам товаров не обеспечивается всеми субъектами РОП. На основании данных Росстата по объемам производства продукции (без упаковки) сумма экологического сбора при установленных нормативах утилизации ориентировочно должна составить 20 млрд. рублей.

Таким образом, в существующем состоянии институт РОП в полной мере не решает поставленные перед ним задачи.

В этой связи, законопроектом предлагается механизм реализации РОП обеспечивать только уплатой экологического сбора, средства которого в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора будут предоставляться российскому экологическому оператору для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также для финансирования инвестиционных проектов в области обращения с отходами от использования товаров (включая разработку проектно-сметной документации), а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами от использования товаров.

Выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров планируется осуществлять российским экологическим оператором путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), в том числе в целях сбора, транспортирования и обработки отходов от использования товаров.

Также обязанность по выполнению нормативов утилизации ОИТ в отношении импортеров товаров предлагается установить с момента ввоза товаров или упаковки на территорию Российской Федерации. При этом для производителей товаров и упаковки на территории Российской Федерации обязанность по выполнению нормативов утилизации сохраняется с момента первичной реализации.

За производство или ввоз упаковки предлагается взимать экологический сбор, как за готовый товар.

При этом, в случае если юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство упаковки товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт упаковки товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществили инвестиции в строительство объектов обработки и объектов утилизации отходов от использования товаров, приобретение оборудования, предназначенного для сбора и транспортирования отходов от использования товаров до вступления в силу настоящего Федерального закона, таким лицам предоставляется право уменьшить величину уплачиваемого экологического сбора в 2021 год на величину указанных инвестиций, но не более чем на величину экологического сбора, уплачиваемого за 2021 год.

Учитывая сроки внесения экологического сбора, предусмотренные Федеральным законом № 89-ФЗ, срок вступления законопроекта в силу предлагается установить с 01.01.2021.

Положения, касающиеся самостоятельной утилизации товаров, сохраняют силу до 01.01.2022.

Проектом постановления устанавливается, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ФНС России).

Функция по государственному экологическому надзору сохраняется за Росприроднадзором.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие проекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В проекте постановления содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: