Цели и ценности образования: в чем их взаимосвязь




 

В своём сочинении я проанализировал две точки зрения на постановку целей и ценностей образования: светскую (взяв за основу статью И. А. Сивцевой “ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ “) и православную (взяв за основу статью В.П. Зинченко “Войдем в Мир образования вместе, а выйдем поврозь. Каждый в свой Мир”). В результате анализа мной были выявлены основные взгляды на проблемы целей и ценностей образования.

 

С точки зрения светской педагогики образование обладает непреходящей ценностью и по самой сути работа­ет на будущее, закладывает основы грядущих изменений в обществе, пре­допределяя его развитие в прогрессивном или в регрессивном направлении. Поэтому, речь об образовании должна идти как о сферах:

- культурообразующей;

- воспроизводства и непрерывного обогащения жизненных ценностей и идеалов и человека, и общества;

- обеспечивающей связь времен и преемственность поколений, но и не­прерывное спиралевидное восхождение цивилизации в целом ко все более высоким вершинам человеческого духа и человеческого предназначения.

 

Смысл истории можно понять не путем изучения и сопоставления тех или иных исторических явлений, событий и фактов, а лишь на основе изучения истинных движущих, созидательных сил поведения человека и обще­ства, лишь в её" ментальном измерении. Точно так же, и предвидение буду­щего возможно только на основе изучения ментальных предпочтений и жиз­ненных приоритетов человеческих сообществ.

Светская педагогика рассматривает ценностную характеристику образования в 3х аспектах: образование как ценность государственная; обра­зование как ценность общественная; образование как ценность личностная. Видим их взаимопроникновение и взимодополнение, значит необходим их анализ.

 

Исторический аспект целей образования состоит в том, что процесс формирования гражданского обще­ства должен носить естественный характер. Гражданское общество начина­ется с развитого самосознания личности, а его развитие возможно лишь уси­лиями самой личности, а его развитие возможно только при наличии сво­ бодной на то воли самой личности. Личность есть граница власти природы, власти государства, власти общества

 

Роль образования в философском аспекте заключается в формировании сознательной интегральной личности, ответственной за свои поступки, способной к саморазвитию и самоактуализации, ориентирующейся по своим потребностям и интере­ сам, основанных на ценностях культуры. Поэтому нужна соответствующая модель образования, обеспечивающая сохранение, возрождение и развитие культурных ценностей в современных условиях, неразрывную связь человека со своей истинной природой, акку­мулирование общечеловеческих гуманистических ценностей.

 

Психологический аспект целей образования отличается концепцией многомерного развития личности В. Ф. Моргуна, условием которого является классификация типов личности А. М. Кушнира. Она может быть представлена графически с помощью трехмерной системы координат, соче­тание которых дает восемь типов личности. А. М. Кушнир предлагает ис­пользовать следующие полярные оси-шкалы: - ценностной направленности личности (в наличии данной оси модель совпадает с моделью В. Ф. Моргуна) на которой отражено соотношение на­ правленности на себя (эгоизм) и направленности на других (альтруизм); - социальной продуктивности, на которой отражается соотношение со­ циальной продуктивности (производства) и индивидуального потребления личности; - уровня деятельности, на которой отражается соотношение самостоя­тельности и зависимости в деятельности.

 

Социальный аспект целей образования ставит человека в центр изуче­ния прошлого и настоящего общества. Концепция цивилизационного подхода открывает возможность различать в истории общества не только противостояние об­щественных групп и классов, но и область их взаимодействия на базе обще­человеческих ценностей, область социально-культурного консенсуса. Ци­ вилизации не совпадают с формациями как во времени, так и в простран­стве. Они отражают разные типы культурно-исторической общности и типы динамики

С точки зрения православной педагогики создание собственной системы образования - взятие на себя божественной функции всестороннего и гармоничного развития личности ученика. Ученик рассматривается в данном аспекте как микрокосм, который требует всестороннего развития. Развитие этого микрокосма и есть основная цель образовательного процесса. Обучение также оказывает огромную воспитательную роль. Что же касается цели и ценности ряда образовательных систем дело обстоит более чем проблематично.

 

В.П. Зинченко считает, что нужно попытаться уйти от навязываемых образованию целей и ценностей, от традиционных задач обучения и воспитания. Ценности образования должны соответствовать общечеловеческим ценностям. Опыт показывает, что все реформы образования сиюминутны, а ценности вечны.

В.С.Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. В поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система образования.

Перечисленные ценности - это своего рода система координат, которая, хотим мы того или нет, так или иначе расширяется, конкретизируется, доопределяется. Возникает вопрос, кем? Дело ли государства или государственных реформаторов определять или доопределять духовные и интеллектуальные ценности и цели образования? (Ведь дух дышит, где хочет!) Такие прецеденты бывали, и они имеют свое название - тоталитаризм. Было бы слишком просто (и жутко), если бы цели и ценности образования вновь начали спускаться сверху в органы образования, затем в систему образования и, наконец. в головы учащихся.

Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения. Сказанное не означает, что государство должно быть отлучено от определения, если не ценностей, то требований к системе образования.

Требования, цели, реформы, стратегии, доктрины, как бы их не называть, должны быть не навязаны извне, а приняты в себя системой образования. Последняя уже пришла к заключению, что учащийся - не объект воздействия, воспитания, а субъект учения, учебной деятельности. Она отказалась от "фантома однообразия", от искусственного подведения всех под одну норму и вспомнила, что индивидуальность учащихся есть главная ценность, реальная основа, живая сила психического развития, его источник и причина (см. В.В.Зеньковский, 1996, с.192).

Система образования становится, наконец, главным субъектом ценностей, целей и путей их достижения, она перестает быть объектом воздействия и манипуляций со стороны государства. Поэтому сегодня, как никогда, важно и нужно внимание государства к образованию.

Система образования, естественно, не безупречна. Сталкиваясь с неисчерпаемостью мира ценностей, мира идеалов, она сама вынуждена доопределять общечеловеческие ценности, ставить цели и искать средства образовательной деятельности. Разумеется, как во всяком творчестве, успех не гарантирован. Но он существенно выше, когда цели и средства оказываются не внешними по отношению к образованию, а органичными, имманентными ему. Девальвация старых целей и ценностей, поиск новых, опробование целей средствами, их определение и доопределение - это и есть духовная работа нашего образования.

К этой работе следует прислушаться, проанализировать её, довериться ей, не опасаясь того, что инновации в образовании приведут к хаосу. Растущее разнообразие в образовании - это необходимое условие его устойчивости и стабильности. Именно разнообразие и обеспечивает возможность выбора и последующего отбора наиболее эффективных образовательных стратегий и технологий.

Образование замечательно тем, что в нем всегда сосуществуют, борются, соревнуются консервативные и динамические составляющие и свойства. Не нужно думать, что источником динамизма может быть только государство и мобилизованные и призванные им реформаторы. Чувство гражданственности свойственно системе образования не меньше, а скорее всего больше, чем любым другим институтам государства. Образованию больше, чем любым другим частям общества, свойственны широта культурного кругозора, влечение к таким "бесполезным" ценностям, как свобода, добро, знание, понимание, искусство, человеческая мысль... Образование России, культура России - это её достояние и неотъемлемая часть. Пока они живы, будет жива и Россия.

Вывод: Как мы видим взгляды на проблемы целей и ценностей в образовании раскрывается совершенно по-разному в зависимости от системы взглядов. При этом стоит отметить, что существующая система ценностей довольно не стабильна и не определена до конца.Нам ближе христианская ценностная система, рассмотренная В.С.Соловьёвым, так как она отражает взгляд на личность как на творение Божие и ставит целями образования важнейшие для нас аспекты воспитания. Однако не стоит пренебрегать и ценностями базовой системы образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: