Глава 2. Организация МТС в Устьянском районе Архангельской области




Введение.

Уходят в историю страницы жизни нашего села и многие из них недостаточно изучены. В школьном музее хранятся фотографии 1936, 1948 годов с подписями «Курсы трактористов Устьянской МТС 30/XII 36 г.», «Трактористы Строевской МТС, 1948 год».

Меня заинтересовала аббревиатура МТС. Мои одноклассники расшифровали ее как Междугородняя телефонная система. В наше время именно она на слуху у населения. Я засомневался и поинтересовался у дедушки, Захарова Андрея Прокопьевича, бывшего тракториста, и он рассказал, что МТС – это машинно-тракторные станции. Мне захотелось собрать и изучить материал об истории МТС в нашем селе, узнать, кто работал в МТС, какую работу приходилось выполнять, какое значение она имела для деревни.

Беседуя с Истоминым Андреем Александровичем, заведующим научным отделом Устьянского краеведческого музея, я узнал, что история машинно-тракторных станций, существовавших в районе, также не изучена, материал не обобщен. В музее хранятся документы, в которых есть только небольшое упоминание о МТС. Таким образом, я убедился, что выбранная мной тема для исследования действительно актуальна как для жителей нашего села, так и для жителей района.

Глава 1. Создание машинно –тракторных станций (МТС) в России.

Идея создания машинно-тракторных станций возникла сразу после окончания Гражданской войны, с целью изменения устройства сельского хозяйства в стране. Первые тракторные отряды появились в конце 1920-х годов. Первая в СССР МТС была создана в Одесской области в 1928 году.

Главной целью создания МТС (машинно-тракторных станций) в период массовой коллективизации было обслуживание техникой колхозов. 5 июня 1929 года Совет труда и обороны принял постановление «Об организации машинно-тракторных станций», вскоре был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций – «Трактороцентр», а повсеместное строительство МТС началось после постановления ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».
МТС имели огромное значение: миллионы крестьян получили возможность использовать на полях машинную технику, прежде им совершенно недоступную; легче стал крестьянский труд, повысились урожаи. К тому же они сыграли важнейшую роль в ускорении коллективизации – крестьяне убеждались в преимуществах крупного машинного сельского хозяйства, и если в 1930 году в колхозы входило 23% крестьянских дворов, то к 1937-му – уже 93%!

В ходе коллективизации страна покрылась сетью машинно-тракторных станций, которые стали прекрасной кузницей кадров – благодаря им, ежегодно многие тысячи человек становились квалифицированными механизаторами. Для работы в МТС на село направлялись лучшие рабочие – члены партии и комсомольцы.

Основным производственным звеном в МТС была постоянная тракторная бригада, за которой закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Обычно МТС имели 10 20 тракторно-полеводческих бригад, до 100 тракторов, более 30 зерноуборочных комбайнов и много почвообрабатывающей и посевной сельхозтехники. Также МТС располагали механической мастерской, нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом, общежитиями для механизаторов-ремонтников. Создание МТС шло по всей стране ударными темпами: в 1929–1930 годах было создано всего 260 МТС, в 1932-м – уже 2446, 1937-м – 5818, 1938-м – 6350, а в 1940 году – 7069!

Глава 2. Организация МТС в Устьянском районе Архангельской области

В январе 1930 года в селе Шангалы Устьянского района состоялось совещание районного партийного, комсомольского советского актива уполномоченных по усилению коллективизации. После чего началось массовое вступление крестьян в колхозы и, к концу 1935года, коллективизация в районе была завершена. Как и во всей стране, огромную помощь колхозному строительству оказали машинно-тракторные станции. К началу 1935 года оснащенность колхозов сельскохозяйственными машинами достигла высоких размеров. В каждой полеводческой бригаде были жатки, косилки, молотилки, льномялки, зерноочистительные машины: веялки, триумфы, льнотрепальные агрегаты Санталова и др., но все машины приводились в движение конной тягой или ручным способом.

Лишь в отдалённых сельхозартелях, Шеломенская Шангальского сельсовета, имени Ворошилова Рыжковского сельсовета молотилку, льномялку и другие машины приводили в движение приводом водяного вала на мельнице. Орудием самой тяжёлой работы на пахоте оставался конный плуг.

Весной 1935 года на смену лошади и конному плугу пришли тракторы и тракторные плуги, сеялки, культиваторы, а к уборке урожая мощные комбайны, сложные молотилки, льнотеребилки. С раннего весеннего сева летом и до поздней осени, днём и ночью 50 тракторов с прицепными орудиями работали на колхозных полях. На всех процессах посевных и уборочных работа, на молотьбе, подъёме зяби и залежных земель.

Это был значительный шаг в организационно-хозяйственном укреплении колхозов. 23 марта 1935 года организовалась первая в районе Молодорская МТС. Затем были организованы МТС: в 1936 году- Шангальская (первый директор Осипов Василий Анастасьевич); в 1937 году-Устьянская (первый директор Васенин Дмитрий Григорьевич); в 1938 году Строевская (первый директор Резанов Николай Фёдорович). В 1939 году 4 МТС имели парк тракторов: колёсных - 126, гусеничных-36, комбайнов - 25,столькоже молотилок МК-1100, грузовых автомобилей - 26 и много других прицепных орудий.

МТС обслуживали в районе 81 колхоз, обрабатывали 34843 гектара пашни, за 1939 год тракторами было вспахано 42764 гектара. С организацией МТС в районе завершился процесс преобразования сельского хозяйства на Устье. Совместной задачей колхозов и МТС была борьба за повышение урожайности колхозных полей, за более высокую товарность колхозов, за зажиточную и культурную жизнь колхозников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: