Уход Шрилы Бхакти Бхудева Шроти Махараджа.
Уход Шрилы Бхакти Майук Бхагавата Махараджа.
Подробное описание праздников
Уход Шрилы Бхакти Бхудева Шроти Махараджа
«Ачарья-кешари Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами. Его жизнь и учение»
Отрывки из книги
Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Принятие санньясы
(стр.106)
В пурниму (5 сентября 1941 г.), в Катве, Шри Винод-бихари Брахмачари принял санньясу в соответствии с методом панчаратрики, описанным в «Самскара-дипике»; посвятил его в санньясу один из ближайших учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, Шрила Бхактиракшак Шридхар Госвами — трансцендентный писатель, поэт и философ. Шри Винод-бихари Прабху теперь стал носить имя «Тридандисвами Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж». Пуджьяпад Шримад Бхакти Бхудев Шроти Махарадж на этой церемонии выполнял обязанности священнослужителя и объяснил брахмачари, как одевать каупину и фартук санньяси (бахирвас). Шрила Шридхар Махарадж произнёс ему санньяса-мантры. Таким образом, одежда санньяси и имя санньяси, которые дал ему во сне Шрила Прабхупада, проявились наяву. На этой церемонии присутствовали многие санньяси и брахмачари, духовные братья Шрилы Гурудева. Все расходы по случаю этого великого праздника взял на себя Шри Биной-бхушан Банерджи Бхактиникетан Маходой, тоже ученик Шрилы Прабхупады. К вечеру все возвратились в Шри Девананда Гоудия Матх.
Церимония шраддхи в Кальянпуре, проводимая в соответсвии с традицией вайшнавов
(стр.128-131)
Шри Расбихари Дасадхикари Бхактишастри Бхишагратна Махашой, житель Кальянпура (Миднапур), очень хотел пригласить Шрилу Гурудева провести церемонию шраддхи по его умершей матери. Чтобы оказать ему любезность, Шрила Гурудев согласил-ся приехать вместе с целой группой преданных. Обязанности священника на этой церемонии выполнял Пуджьяпад Шри Бхактибхудев Шроти Махарадж, который имел близкие отношения со Шрилой Гуру Махараджем. Он был искусным проповедником, в совершенстве знал санскрит, бенгали, хинди, английский и другие языки, и еще при Шриле Прабхупаде по его указанию проповедовал шуддха-бхакти в Каши, Праяге, Патне, Миднапуре и другихместах. Кроме того, во времена Шрилы Прабхупады он отвечал за издание ежемесячного журнала на хинди «Бхагават-патрика».
Здесь следует особо отметить, что Шрила Гурудев был непреклонен во всем, что касается сиддханты (философских заключений) бхакти и всегда бесстрашно и прямо говорил истину. Он никогда не стеснялся высказываться о сиддханте бхакти, независимо от того, были его утверждения приятны для других или нет. Хотя Пуджьяпад Шроти Махарадж был его духовным братом и лучшим другом, тем не менее, Шрила Гурудев решительно возразил, увидев ошибки, допущенные Шрилой Шроти Махараджем во время церемонии вайшнава-шраддхи. В своей записной книжке Шрила Гурудев написал об этом следующее, заверив своей подписью:
1) В совершаемой церемонии вайшнава-шраддхи Шрила Шроти Махарадж избрал в качестве объекта поклонения Брахму. Ни Шри Шри Радха-Кришна, ни Шриман Махапрабху, ни Шри Гурудев не были выбраны в качестве упасьи (объекта поклонения). Шрила Шроти Махарадж сказал, что во время вайшнава-шраддхи следует поклоняться Брахме, поскольку Шри Вайкханас Махарадж написал так в своём паддхати. Однако в «Саткрия-сара-дипике», «Шри Хари-бхакти-виласе» и других смрити ясно сказано всё относительно выбора упасьи.
2) На этой церемонии несваренный рис «пэдди» (арва) с гхи, освящённый мантрами, вначале предлагался смарта-брахману (семейному гуру Шри Расбихари), и только после этого были даны пожертвования триданди-санньяси. Это тоже противоречит вайшнава-смрити, где говорится, что все предметы, предложенные Бхагавану, нужно предложить сначала Шри Гурудеву и вайшнавам.
3) По поводу избрания брахмана (как главного священника) Шрипад Шроти Махарадж заявил, что оно не обязательно, поскольку в «Саткрия-сара-дипике» упоминается, что в отсутствие достойного, опытного брахмана-вайшнава можно сделать мурти брахмана из травы куша. Он также сказал, что «Саткрия-сара-дипика» была составлена Вайкунтхой Вачаспати, а не Шри Гопал Бхаттой Госвами, но это не так. Шрила Бхактивинод Тхакур нашёл старую копию книги Шри Гопала Бхатты Госвами в известной царской библиотеке в Джайпуре и опубликовал её, а у госвами храма Шри Радха-Раман до сих пор сохранился старый манускрипт, написанный самим Шри Гопалом Бхаттой Госвами.
4) Адхивас (ряд предварительных ритуалов) был проведён с использованием смарта-мантр, а не тех, что даны в «Саткрия-сара-дипике».
5) На этой церемонии пожертвования раздавались в начале, хотя, как сказано в «Саткрия-сара-дипике», раздавать их нужно после вайшнава-хомы.
Шрипад Шроти Махарадж позвал упомянутого смарта-гуру-брахмана в пределы стхандила (жертвенного алтаря) и дал ему в качестве пожертвования чашу для подаяний, тарелку, деревянные сандалии, зонт, одеяло и другие вещи. Это полностью противоречит «Хари-бхакти-виласу», где ясно говорится:
свабхавастхаих кармаджадан ванчайан дравинадибхих
харернаиведйа-самбхаран ваишнавебхйах самарпайет
(«Хари-бхакти-вилас», 9.103)
«Непреданных или тех, кто глубоко погружён в карму, следует «обмануть», дав им непредложенные Господу предметы или деньги, но вайшнавам нужно давать то, что было предложено Бхагавану».
6) Не был совершён ачхидравачан — предписанное в «Сат-крия-сара-дипике» воспевание мантр для нейтрализации погрешностей, возможных во время праяшчитта-хомы. (Уддичья, завершительная часть тоже была пропущена.)
7) Во время вайшнава-хомы не было совершено поклонение гуру-парампаре.
8) Часть гхи во время вайшнава-хомы была предложена в огонь для каждого имени, а часть была оставлена в отдельном горшке, затем смешана с маха-прасадом и предложена в качестве пинды во время её подношения. Такого не упоминается нигде в вайшнава-смрити.
9) Непредложенные и сырые рис, дал, соль, картофель, зелёные бананы и гхи были помещены в два отдельных горшка и предложены во имя почившей матери Расбихари. Один из горшков был отдан непосредственно смарта-брахману — семейному гуру, который принял подношение, сидя на отдельной асане в стхандиле (на жертвенном алтаре). Это неправильно во всех отношениях.
10) На этой церемонии не было поклонения Шри Васудеву, как предписывает «Саткрия-сара-дипика».
11) Шанти-хома, обход и другие вайшнавские ритуалы были пропущены.
12) Пинда и бхога предлагались не по правилам.
13) Похоже, что и мантры, которые использовались на этой церемонии, тоже отличались от мантр вайшнава-смрити.
14) Не был совершён ачаман и прочее.
15) Прасад [изображению почившего] предлагали лицом на юг. Это тоже неправильно. (См. стр. 133 в издании «Саткрия-сара-дипики» на хинди).
Подпись: Б.П.Кешава, 10.11.1947.
Арати Шриле Прабхупаде
(стр.569)
Парамарадхьятама Шрила Гурудев (Шри Шримад Бхакти-прагьяна Кешава Госвами Махарадж) написал прекрасную молитву арати-киртана в честь своего божественного учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Когда её впервые опубликовали в «Шри Гоудия-патрике» (в 1949 г.), все ученики Шрилы Прабхупады первого и второго поколения встретили ее с огромной радостью и воодушевлением. Шрилу Гурудева благодарили за этот киртан лично и через письма. Некоторые ачарьи тоже напечатали этот арати-киртан в журналах своих Матхов. С тех пор все преданные Гоудия Матха поют его во время арати Шриле Прабхупаде Сарасвати Тхакуру.
джайа джайа прабхупадер арати нехари
йога-майапура-нитйа-сева-данакари (1)
Слава, слава церемонии арати в честь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады! Это арати дарует всем, кто его совершает, вечное служение в Йога-питхе, в Маяпуре.
сарватра прачара-дхупа соурабха манохара
баддха-мукта аликула мугдха чарачара (2)
Словно чарующий аромат благовоний, проповедь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады проникла повсюду, повергнув в изумление всех преданных — и освобожденных, и обусловленных, а также все движущиеся и неподвижные живые существа.
бхакати-сиддханта-дипа джалийа джагате
панча-раса-сева-шикха прадипта тахате (3)
Он озарил весь мир лампадой бхакти-сиддханты, совершенной философии чистой преданности. Пять ярких языков пламени этой лампады олицетворяют преданное служение в пяти основных расах.
панча маха-дипа джатха панча маха-джйотих
трилока-тимира наше авидйа-дурмати (4)
Эти пять огней жертвенной лампады, точно яркие факелы, рассеивают тьму невежества и испепеляют порочный образ мыслей во всех трех мирах.
бхакативинода-дхара джала-шанкха-дхара
ниравадхи бахе таха родха нахи ара (5)
Вода в жертвенной раковине (шанкха) — это учение Шрилы Бхактивинода Тхакура, которое распространяется по всему миру, не зная преград.
сарва-вадйа-майи гханта бадже сарва-кала
брихат-мриданга-вадйа парама расала (6)
Кришна-киртан в сопровождении каратал, колоколов и других инструментов будет звучать во все времена, но его главный инструмент — это брихад-мриданга, печатный станок, дарующий высшую расу.
вишала лалате шобхе тилака уджджвала
гала-деше туласи-мала коре джхаламала (7)
Широкий лоб Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура украшает прекрасный яркий тилак, а его шею — бусы из туласи.
аджану-ламбита баху диргха калевара
тапта-канчана-варана парама сундара (8)
Его изящные длинные руки достигают колен, и все его золотистое тело неописуемо прекрасно.
лалита-лаванйа-мукхе снеха-бхара хаси
анга-канти шобхе джайчхе нитйа пурна-шаши (9)
На его светлом добром лице сияет ласковая улыбка, и весь его облик напоминает яркую полную луну.
джати-дхарме паридхане аруна васана
мукта койло мегхаврита гоудийа-гагана (10)
Облаченный в одежды цвета восходящего солнца, которые являются символом религиозных обетов санньяси, он разгромил все лжеучения, что словно тучи покрывали ясное небо Гоудии, и утвердил учение чистого бхакти.
бхакати-кусуме ката кунджа вирочита
соундарйе-соурабхе тара вишва-вимохита (11)
Ступени чистого бхакти (бхава, према, снеха и т.д.) подобны благоухающим цветам в неописуемо прекрасной кундже. Эти красота и аромат очаровывают всю вселенную.
севадарше нарахари чамара дхулайа
кешава ати ананде нираджана гайа (12)
Шри Нарахари Прабху, верный слуга Шрилы Прабхупады, обмахивает его чамарой, а Кешава Дас (Шри Шримад Бхактипрагьяна Кешава Махарадж) с огромной радостью поет эту молитву».
Среди триданди-санньяси, принявших прибежище у Джагад-гуру Шрилы Прабхупады, Пуджьяпад Тридандисвами Шримад Бхактибхудев Шроти Махарадж был одним из самых выдающихся. Он хорошо знал писания, такие, как Веды, Упанишады, Пураны, «Шримад-Бхагаватам» и «Гиту», и потому пользовался уважением преданных всей Сарасват-Гаудия- вайшнава - сампрадаи. Прочитав этот арати-киртан, он тотчас же приехал из своего матха в Джараграме (Миднапур) в Шридхам Навадвипу и поздравил нашего Шрилу Гурудева: «Махарадж! Удивительно, что до настоящего дня мы не смогли по-настоящему оценить вас, несмотря на то, что долгое время вместе жили в гуру-грихе [в ашраме Гурудева]. Ваше сердце исполнено чистого бхакти и гуру - ништхи (глубокой и непоколебимой веры в Гурудева), но мы тогда не замечали в вас этих качеств. Мы думали, что вы можете только управлять матхом и решать материальные вопросы, но как мы ошиблись! Сегодня по великой удаче Шрила Прабхупада, несомненно, очень доволен вашей несравненной гуру-ништхой и беспримерным бхакти. Я думаю, он лично находится в вашем сердце и проявляет через вас удивительные настроения чистого бхакти, исполненные прекрасных истин (сиддханты). Вы достойны прославления. Мы надеемся, что вы и дальше будете одаривать мир безграничным благом, сочиняя непревзойденные молитвы, стихи, статьи и эссе».
Информация о Шриле Бхакти Майук Бхагавате Махарадже к сожалению не была найдена. Поэтому предлагаем хари-какху Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Махарадж по вайшнава-таттве.
«Вишуддха-чайтанья-вани»
Отрывок из книги