История жизни Сони Мармеладовой. (ч.1, гл.2)




Двойники Раскольникова.

Лужина и Свидригайлова часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.

Первое впечатление Раскольникова о Лужине Петре Петровиче, что этот немолодой господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение, отношение к людям, Дуне и ее матери убеждают, что Лужин – равнодушный, расчетливый, себялюбец с мелкой, грязной душонкой.

Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих поступках, с особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и рассуждениях его после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». «…куражился до последней черты».) О том, что этот грязный делец возлюбил «прежде всего одного себя», свидетельствует его холеная, щегольская внешность. Он – блестел, как начищенный медный грош Лужин только начал выходить из грязи и внешним блеском старался подчеркнуть свое новое богатство… его душу поразил грех гордыни, самовозвеличивания, самолюбования

Лужин живет по принципу: «все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория Лужина схожа с теорией Раскольникова.

Аркадий Иванович Свидригайлов – сложный и противоречивый герой романа. (Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает «сладострастный», «похотливый»). Его прототипом считается уголовник Омской тюрьмы Павел Аристов, надменный и жестокий.

Свидригайлов – помещик, далекий от всяких моральных принципов. На его совести не одна загубленная жизнь («самоубийство» девочки, гибель дворового человека Филиппа, неожиданная и загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он совершенно спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну Раскольникова, не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его, «на путь истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении никакой трагедии. При встрече с Раскольниковым Свидригайлов улавливает в состоянии его души «какую-то отправную точку», нечто общее с собой.

Основные черты Свидригайлова – вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.

Роль Свидригайлова в романе велика: сблизив Раскольникова и Свидригайлова, предоставив им возможность общаться, автор позволил главному герою «получше вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души, содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь – «одного поля ягоды».

Однако иногда Свидригайлов совершает и добрые дела «от скуки». (Дает деньги на похороны Катерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют, восстанавливает доброе имя Дунечки.) Можно предположить, что потенциально Свидригайлов – человек совести. В редкие минуты «пробуждения и просветления» он спешит делать благородные поступки. Но… его испортило, извратило общество.

Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок – одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.

В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои – эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольникова о праве сильной личности. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.

«Правда» Раскольникова и «правда» Сони

В романе «Преступление и наказание одним из символов является дверь. Дверь – это странный предмет, который что-то закрывает и что-то открывает одновременно. Это граница между пространствами, это граница перехода из одного состояния в другое, между настоящим и будущим. Но все это зависит от входящего в эту дверь, от его выбора.

Итак, «дверь» как символ – это возможность выбора.

-Перед роковой «дверью» старухи-процентщицы. «Он долго стоял перед дверью Алены Ивановны, которая не сразу открыла ему, как будто бы предупреждала: эту «дверь» открывать нельзя». Но Раскольников не внял предупреждению, настойчиво пытался заставить старуху-процентщицу открыть ее. Она открыла – Раскольников прошел в эту дверь. Так он сделал свой первый выбор – убил человека. Он вошел в другое пространство – он стал другим. Но выбор неверный. Он потом осознал, что убил «не старушонку», а себя.

-Если бы роман закончился на этом выборе – преступлении - Раскольникова, значит, можно оправдать убийство человека человеком, простить, забыть и даже разрешить жить убийце так, как будто ничего не произошло, хотя и получил бы он наказание. Но это наказание внешнее. Этого Достоевскому-гуманисту мало.

-Автор подводит своего героя к другой «двери» - «двери» в дом, где живет Соня Мармеладова, а затем и в ее комнату.

История жизни Сони Мармеладовой. (ч.1, гл.2)

Соня – дочь Мармеладова от первого брака. Воспитания и образования не получила. Отец пытался обучать ее сам географии и всемирной истории. Но сам многого не знал, а потому и ее научить не мог. Рано начала зарабатывать шитьем, но случилось так, что хозяин ей ничего не заплатил. Семья голодала, да еще мачеха, Катерина Ивановна, попрекала дармоедством. И тогда Соня приняла решение продать себя, принеся Катерине Ивановне 30 целковых. Получила «желтый билет». Стала жить от семьи отдельно, помогая и отцу-пьянице, и детям Катерины Ивановны.

- Причина бедственного положения Сони в том, что она вынуждена продавать себя, чтобы прокормить семью, чтобы не погибли любимые люди



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: