Критерии выбора поставщика
Виды критериев | Содержание |
Основные | Цена продукции; Качество поставляемой продукции; Надежность поставок (обязательства по срокам поставки, ассортименту, комплектации, качеству и количеству поставляемой продукции). |
Дополнительные | Удаленность поставщика от потребителя; Сроки выполнения текущих и экстренных заказов; Наличие резервных мощностей; Организация управления качеством у поставщика;Психологический климат у поставщика (возможность забастовок); Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; Финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др. |
Критерии выбора перевозчиков
№ п/п | Наименование критерия (показателя) | Ранг |
1. | Надежность времени доставки (транзита) | |
2. | Тарифы (затраты) доставки «от двери до двери» | |
3. | Общее время транзита «ДТД» | |
4. | Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа | |
5. | Финансовая стабильность перевозчика | |
6. | Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) | |
7. | Частота сервиса | |
8. | Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза | |
9. | Потери и хищения груза (сохранность груза) | |
10. | Экипирование отправок | |
11. | Квалификация персонала | |
12. | Отслеживание отправок | |
13. | Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса | |
14. | Готовность схем маршрутизации перевозок | |
15. | Сервис на линии | |
16. | Процедура заявки (заказа транспортировки) | |
17. | Качество организации продаж транспортных услуг | |
18. | Специальное оборудование | |
* Moller C., Jahanson J. Paradigms in Logistics. – Denmark, 1993. |
Обработка количественных показателей производится в соответствии с методами квалиметрии, предусматривающей следующие этапы:
построение таблицы, в горизонтальных строках которой указываются показатели, в столбцах – значения анализируемых ЛП по каждому показателю Аij;
для каждого параметра определяется эталонное значение – максимальное или минимальное, в зависимости от влияния показателя на общую оценку;
если в качестве эталонного выбрано наибольшее Аimax, то все значения данной строки делятся на него, в клетках таблицы заносится Aij = Aij / Aimax;
если в качестве эталонного выбрано наименьшее Aimin, то эталонное значение делится на другие значения данной строки и в клетках таблицы заносятся aij = Aimin/Aij;
Для получения оценок качественных показателей предлагается использовать функцию желательности, значения которой рассчитываются по формуле:
ai = exp (- exp (-yi)), где ai – значение функции желательности; yi – значение i-го параметра на кодированной шкале.
Значение yi на кодированной шкале располагается симметрично относительно 0. В табл.4.6 приведены средние и граничные значения функции желательности.
Использование функций желательности позволяет свести качественные оценки показателей к количественным, при этом те и другие находятся в интервале 0 – 1. В целях унификации качественные оценки могут быть нормированы относительно максимальных значений по строкам.
Следует подчеркнуть, что количественные показатели также могут быть отработаны с применением функции желательности.
Таблица Оценка качества и соответствующие им стандартные оценки на шкале желательности
Интервал | Оценка качества | Отметки на шкале желательности | |
Диапазон | Среднее значение | ||
3-4 | отлично | более 0,950 | 0,975 |
2-3 | очень хорошо | 0,875-0,950 | 0,913 |
1-2 | хорошо | 0,690-0,875 | 0,782 |
0-1 | удовлетворительно | 0,367-0,690 | 0,530 |
(-1)-0 | плохо | 0,066-0,367 | 0,285 |
(-2)-(-1) | очень плохо | 0,0007-0,066 | 0,033 |
(-3)-(-2) | скверно | менее 0,0007 | - |
В качестве примера рассмотрим последовательность выбора на основе предложенного алгоритма. В табл. приведены показатели (критерии) и с помощью экспертов определены их оценки для четырех перевозчиков. Из табл. видно, что показатели разделены на количественные (2-5), качественные (6-9) и релейные (1).
В соответствии с алгоритмом после проверки ограничений четвертый перевозчик исключается из дальнейших расчетов. Для оставшихся количественных и качественных показателей устанавливаются ранги (см. табл.). Следует подчеркнуть, что перевозчики могут быть исключены из рассмотрения в случае отклонения количественных и качественных показателей за установленные пределы. Например, если вероятность доставки «точно-во-время» ниже 0,7, то такой перевозчик исключается из рассмотрения.
Весовые коэффициенты рассчитывались по формуле при N=8. Примем Δx=0,5. Тогда, для показателя «надежность» находим (при x1=0,25)
W1 =0,5 е-0,5=0,390; для показателя «тариф» (при x2=0,75) W2 =0,5 е-0,75=0,236;
Последовательность расчета оценок количественных и качественных показателей приведена в табл. ниже Там же даны значения оценок с учетом весовых коэффициентов, суммарные и интегральные оценки.
Для примера рассчитаем количественные оценки для показателя «надежность», см. табл.Поскольку предпочтительным при выборе перевозчика является более высокий показатель надежности, то за эталонное значение Аijmax принимаем 0,95, которое относится к третьему перевозчику. Соответственно, оценки «надежности» первого и второго перевозчика будут: А11 =0,8/0,95=0,84; A12 =0,85/0,95=0,89
Расчет рейтинговых оценок для данного показателя производится с учетом веса W1 =0,390. Так для первого перевозчика находим:
a11 = W1* А11=0,390*0,84=0,328
Таблица Показатели (критерии) для оценки перевозчика
№ п/п | Критерий | Ранг | ||||
1. | Наличие сертификата | да | да | да | нет | |
2.* | Надежность | 0,8 | 0,85 | 0,95 | 0,90 | |
3. | Тариф, у.е.\км | 0,75 | 0,8 | 0,82 | 0,85 | |
4.** | Общее время,% | |||||
5.*** | Финансовая стабильность | |||||
6. | Частота сервиса | хор. | оч. хор. | удовл. | удовл. | |
7. | Сохранность | оч. хор. | удовл. | отл. | хор. | |
8. | Квалификация персонала | оч. хор. | отл. | хор. | хор. | |
9. | Готовность к переговорам | оч. хор. | хор. | хор. | хор. | |
Примечания: * вероятность доставки «точно-во-время» ** возможность отклонения от плановой продолжительности перевозки,% *** условные оценки |
Таблица Расчет количественных оценок
№ п/п | Критерий | Вес, Wi | Эталон | Перевозчики | ||
1* | ||||||
1. | Надежность | 0,390 | 0,95 max | 0,84 0,328 | 0,89 0,347 | 1,0 0,390 |
2. | Тариф | 0,236 | 0,75 min | 1,0 0,236 | 0,94 0,222 | 0,91 0,215 |
3. | Общее время | 0,087 | 1,0 min | 0,5 0,044 | 1,0 0,087 | 0,67 0,058 |
4. | Финансовая стабильность | 0,032 | 8,0 max | 0,75 0,024 | 1,0 0,032 | 0,87 0,028 |
5. | Суммарная количественная оценка с учетом Wi | 0,632 | 0,688 | 0,691 | ||
Примечание: * в числителе-оценки, рассчитанные с учетом эталонных значений; в знаменателе- рассчитанные с учетом весовых коэффициентов. |
Таблица Расчет качественных и интегральных оценок
№ п/п | Показатель | Вес, W | Перевозчики | ||
1* | |||||
1. | Сохранность | 0,143 | 0,913 0,130 | 0,53 0,076 | 0,975 0,139 |
2. | Квалификация персонала | 0,053 | 0,913 0,048 | 0,975 0,052 | 0,782 0,041 |
3. | Частота сервиса | 0.020 | 0,782 0,016 | 0,913 0,018 | 0,53 0,010 |
4. | Готовность к переговорам | 0,013 | 0,918 0,012 | 0,782 0,010 | 0,782 0,010 |
5. | Суммарная качественная оценка с учетом Wi | 0,206 | 0,156 | 0,200 | |
6. | Интегральный оценка (рейтинг) | 0,838 | 0,844 | 0,891 | |
См. примечание к табл.4.8 |
При расчете качественных оценок (табл.), воспользуемся функцией желательности. Например, показатель «сохранность» у первого перевозчика эксперты оценили как «очень хорошее». В соответствии с табл. находим- этой оценке соответствует среднее значение А31=0,913, а с учетом веса качественная оценка равна a31=W3·A31=0,143*0,913=0,130.
Поскольку наилучшему ЛП должен соответствовать наибольший рейтинг, то в качестве такового должен быть выбран третий перевозчик (aimax=0,891).
Таким образом, разработанный алгоритм выбора ЛП, являющийся обобщением существующих подходов, позволяет формализовать большинство расчетных процедур, и тем самым повышает объективность экспертных оценок.