Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильныхдорог




Категории автомобильных дорог

4.1 Автомобильные дороги потранспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют накатегории в зависимости от:

- количества и ширины полос движения;

- наличия центральной разделительной полосы;

- типа пересечений с автомобильными, железнымидорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- условий доступа на автомобильную дорогу спримыканий в одном уровне.

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильныхдорог

Основные технические характеристики классификационныхпризнаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Техническая классификация автомобильных дорог общегопользования

 

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Общее количество полос движения Ширина полосы движения, м Центральная разделительная полоса Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне
Автомагистраль IA 4 и более 3,75 Обязательна В разных уровнях Не допускается
Скоростная дорога 4 и более 3,75 Допускается без пересечения прямого направления
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) IB 4 и более1) 3,75 Обязательна Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием В разных уровнях
II   3,5 Допускается отсутствие2) Допускается
2 или 33) 3,75 Не требуется Допускаются пересечения в одном уровне4)
III   3,5
IV   3,0 Допускаются пересечения в одном уровне
V   4,5 и более
1) Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах. 2) На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения. 3) Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог. 4) Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесенных» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

Ключевые слова: техническая классификация автомобильныхдорог, класс автомобильной дороги, категория автомобильной дороги

ЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Submitted by MuHyc on Fri, 08/02/2013 - 10:11

Технические характеристики автотранспортных средств зарубежного производства

(по материалам периодических изданий за 2002-2007 гг.)

Модель Тип кузова Число дверей Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Линейные параметры, мм Время разгона с места до 100 км/ч, с
габаритная длина габаритная ширина колесная база
                 
одель АТС Год выпуска Число мест плюс багаж, грузоподъемность Снаряженная масса, кг Допустимая полная масса, кг Линейные параметры, мм Радиус поворота по внешнему колесу, м Время разгона с места до 100 км/ч, с Тормозной путь с 80 км/ч, м
всего в том числе габаритная длина габаритная ширина колесная база передний свес
на переднюю ось на заднюю ось
                           
Легковые автомобили общего назначения
ВАЗ-1111   4+40                 4.6 30.0  
BA3-11113 Ока   2+190                      
СеАЗ-11116 Ока                       18.0  
3A3-968M   4+50                 5.3 32.0 43.2
                               

 

Система устройств управления с обратной связью, предотвращающая блокировку колес в процессе торможения в различных дорожных условиях и сохраняющая управляемость и курсовую устойчивость транспортного средства.

ASR.

Противобуксовочная система, обеспечивающая проскальзывание ведущих колес в пределах допустимого уровня, а также повышающая силу тяги и курсовую устойчивость транспортного средства.

Аварийная ситуация.

В экспертной практике аварийной принято считать такую дорожную ситуацию, при обнаружении которой водитель объективно не имеет технической возможности предотвратить происшествие своевременным снижением скорости экстренным торможением.

Время реакции водителя.

Промежуток времени с момента появления в поле зрения водителя сигнала об опасности для движения до начала его воздействия на органы управления транспортным средством (тормозную педаль, педаль сцепления, рулевое колесо, педаль акселератора).

Время установившегося замедления.

Промежуток времени, в течение которого замедление транспортного средства остается постоянным.

Вспомогательная тормозная система (замедлитель, тормоз-замедлитель).

Система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы транспортного средства.

Может использоваться как самостоятельно, так и совместно с рабочей тормозной системой для длительного поддержания постоянной скорости движения или для ее регулирования в пределах, отличных от нуля.

Торможение двигателем рассматривается как торможение вспомогательной тормозной системой.

Высокогорные условия эксплуатации транспортных средств.

Работа на высоте 2000 м и более над уровнем моря.

Гидроскольжение (аквапланирование).

Скольжение передних (управляемых) колес транспортного средства по тонкому слою воды на твердых и гладких дорожных покрытиях.

Практически не зависит от массы транспортного средства. Возникает при критической скорости движения, когда сопротивление воды выдавливанию из зоны контакта шины с дорогой будет становиться равным вертикальной нагрузке на шину. И в результате этого колесо будет отрываться от дорожного покрытия и скользить по водяной пленке.

Дальность видимости.

Дальностью видимости с рабочего места водителя в экспертной практике принято считать расстояние, на котором водитель имеет объективную возможность видеть конструктивные элементы дороги и объекты (предметы) на ней.

Отнюдь не обязательно будут совпадать расстояние видимости дороги, ее конструктивных элементов и дальность видимости объектов на ней. Как правило, это зависит:

- от технического состояния световых приборов ТС, их установки, направленности пучка света фар относительно продольной оси дороги и объектов на ней;

- от размеров объектов, их положения на дороге, от окраски, степени контрастности этих объектов с окружающим фоном;

- от погодных условий в месте ДТП (туман, дождь, снегопад, пыльные бури) и времени суток, от состояния стекол ТС (загрязненные, запыленные, запотевшие и пр.), от работы стеклоочистителей и т.п.;

- от наличия встречных ТС, движущихся в темное время суток с ближним или дальним светом фар.

Фактическая дальность видимости дороги и конкретных объектов на ней устанавливается путем проведения следственного эксперимента на месте происшествия в условиях и обстановке, максимально приближенных к реальным, имевшим место при ДТП.

Сложные погодные условия (туман, обильные осадки, дым, пыльные бури и пр.) смоделировать при проведении эксперимента практически невозможно. Потому в таких случаях дальность видимости дороги и конкретных объектов на ней должны быть зафиксированы по возможности сразу же при осмотре места ДТП.

По данным Я.А. Бронштейна, днем в ясную погоду человек с нормальным зрением видит грузовые автомобили на расстоянии до 1600 м, автобусы до 1800 м, легковые до 1300 м. Однако сложные погодные условия резко снижают видимость подобных объектов. Пасмурным днем при неконтрастной окраске встречный мотоцикл может быть виден с 800-850 м [2, с. 65].

Динамический габарит (коридор).

Полоса проезжей части, необходимая для движения транспортного средства. При прямолинейном движении она равна габаритной ширине транспортного средства. При маневрировании превышает ее.

Дистанция.

Расстояние между транспортными средствами, движущимися друг за другом по одной полосе проезжей части дороги.

Дорожная обстановка.

Дорожная обстановка на участке в месте происшествия определяется совокупностью обстоятельств, которые объективно влияют на режим движения ТС и его положение на дороге среди других участников движения.

Она характеризуется дорожными условиями, изменениями условий видимости, обзорности, наличием и характером движения других ТС и пешеходов, наличием неподвижных объектов на дороге, особенностями и техническим состоянием данного ТС, его скоростью, а также организацией дорожного движения в месте ДТП, в том числе с помощью технических средств регулирования (дорожной разметкой, знаками, светофорами и т.п.).

Подробные сведения о дорожной обстановке в месте происшествия устанавливаются в ходе расследования ДТП. Позволяют установить общую картину события, причины ДТП и дать экспертную оценку действиям его участников с позиций требований Правил дорожного движения РФ.

Дорожно-транспортная ситуация (ДТС).

Совокупность развивающихся на дороге событий, обусловленных взаимодействием водителя и других участников движения в определенных пространственно-временных границах.

Дорожные условия.

Дорожными условиями в экспертной практике принято считать комплекс факторов, характеризующих конструктивные и эксплуатационные параметры (состояние) дороги и условия видимости в месте ДТП.

К ним относятся:

- конфигурация участка дороги в плане (участок прямой, закругление дороги, радиус закругления), продольный и поперечный профили дорожного полотна на участке ДТП, направление и величина уклонов;

- тип и ширина покрытия проезжей части в месте ДТП (асфальтобетон, щебеночное, дорога грунтовая и др.);

- техническое состояние покрытия (ровное, с выбоинами или иными дефектами, повреждениями);

- состояние дорожного покрытия в зависимости от погодных условий и иных причин на момент ДТП (сухое, сухое запыленное, мокрое, мокрое загрязненное, обледенелое, покрытое укатанным снегом и др.);

- видимость дороги на момент ДТП (при естественном, искусственном освещении, в ближнем и дальнем свете фар ТС, при наличии или отсутствии встречных ТС, в условиях сильных атмосферных осадков, тумана, пыльных бурь и т.п.).

Все эти сведения должны быть зафиксированы при осмотре места происшествия и отражены в протоколе. Часть из них (например, радиус закругления, величина уклона) могут быть получены впоследствии от дорожно-эксплуатационных служб. Или определены путем несложных замеров на месте ДТП и математических расчетов. А такие данные, как видимость дороги и объектов на ней в свете фар при наличии встречных ТС, устанавливаются исключительно путем проведения следственного эксперимента, который можно организовать только после определенных следственных мероприятий (например, после опроса или допроса участников ДТП, свидетелей, очевидцев).

Информация о дорожных условиях в месте происшествия необходима для решения различных вопросов по механизму ДТП. Для определения экспертным путем, например, скорости движения ТС, величины удаления его от места наезда, столкновения в определенные моменты времени. Для математического моделирования вариантов события ДТП.

Занос транспортного средства.

Угловое перемещение ТС в ту или иную сторону под влиянием внешних возмущающих воздействий, вызывающих боковое скольжение колес. Различают заносы, сопровождающиеся боковым скольжением ведущих колес, либо заносы с боковым скольжением всех колес ТС.

Запасная тормозная система.

Тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы [7].

Интервал.

Расстояние в поперечном направлении между боковыми габаритами движущихся транспортных средств либо между транспортным средством и неподвижным препятствием (объектом).

Исправное состояние АТС.

Состояние, соответствующее всем нормативно-техническим требованиям, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС [7].

Исходные данные.

Совокупность сведений об обстоятельствах ДТП и объектах экспертного исследования. Они должны быть изложены в постановлении следователя (определении суда) о назначении экспертизы, а также в материалах, представленных для исследования лицом, назначившим экспертизу. Необходимы эксперту для решения поставленных перед ним вопросов.

Исходными данными являются также научно-технические сведения (из справочно-нормативных документов и другой специальной литературы), используемые экспертом при производстве экспертизы.

Категория АТС.

Подразделение АТС в соответствии с классификацией, принятой в Женевском соглашении.

Колесные тормозные механизмы.

Устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между вращающимися и неподвижными частями колеса [7].

Компетенция эксперта-автотехника.

Совокупность вопросов, которые эксперт-автотехник вправе решать на основе своих специальных познаний. В компетенцию эксперта-автотехника входят:

- решение вопросов о техническом состоянии транспортных средств, о дорожной обстановке, а также об их влиянии на ДТП;

- установление обстоятельств и механизма ДТП;

- исследование последствий ДТП;

- решение вопросов о причинной связи технического состояния транспортного средства и дороги, действий участников дорожного движения и иных обстоятельств с фактом ДТП (фактом наезда, столкновения, опрокидывания и пр.).

Коридор движения.

Часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой [7].

Крайняя необходимость.

Состояние, в котором оказывается водитель, управляющий транспортным средством, когда возникшая опасность для движения создает угрозу жизни и здоровью людей, законным интересам государства, общества или личности.

Эта угроза вызывает необходимость незамедлительных действий по ее устранению. Такие действия нарушают правила безопасности и эксплуатации транспортных средств, а также причиняют вред (ущерб). Однако он менее существен, чем возможный в случае бездействия, если никакими другими средствами отвратить его невозможно.

Критическая дорожно-транспортная ситуация.

Совокупность событий, развивающихся на дороге, когда еще имеется объективная возможность выхода из сложившейся опасной ситуации и предотвращения (предупреждения) ДТП с помощью мер, определяемых Правилами дорожного движения РФ.

Курсовая устойчивость.

Свойство управляемого транспортного средства сохранять заданное направление движения при наличии внешних возмущающих воздействий.

Маневр.

Преднамеренное изменение водителем направления движения транспортного средства с выездом за пределы занимаемой им полосы движения или занимаемого ряда.

Математическая модель дорожно-транспортного происшествия.

Система уравнений, описывающих движение транспортных средств и других участников события, их пространственное положение на дороге в месте происшествия относительно места наезда, столкновения в определенные моменты времени, а также экстренную остановку данного транспортного средства с момента возникновения опасности для его движения.

Место дорожно-транспортного происшествия.

Участок дороги и примыкающей к нему местности, на котором произошло ДТП и где непосредственно после происшествия находились относящиеся к нему объекты, в том числе оказавшие влияние на движение транспортного средства в момент происшествия, а также следы, по которым может быть установлен механизм ДТП.

Механизм дорожно-транспортного происшествия.

Механизм дорожно-транспортного происшествия - есть процесс развития во времени и пространстве дорожной ситуации в месте ДТП с момента возникновения опасности для движения до момента, когда наступление вредных последствий отданного ДТП прекращается.

При расследовании дорожно-транспортных происшествий должен быть установлен момент и место возникновения опасности для движения (опасной ситуации). Должно быть определено место столкновения, наезда, опрокидывания ТС, после чего возможно определение исходной позиции, положения каждого участника ДТП относительно этого места столкновения, наезда, опрокидывания ТС. И относительно друг друга в момент возникновения опасной ситуации в месте ДТП и в другие определенные моменты времени.

По характеру и направлению движения каждого участника ДТП может быть определена динамика процесса их сближения, непосредственного контактного взаимодействия (столкновения, наезда), если таковое произошло, и их последующего перемещения до конечного положения в месте ДТП.

Моторесурс.

Наработка машины с двигателем внутреннего сгорания (или самого двигателя) до состояния, исключающего дальнейшую эксплуатацию его по техническим или иным причинам. Выражается в километрах пробега для транспортных машин и в часах работы (в моточасах) для двигателей и нетранспортных машин (например, тракторов).

Моторный момент реакции.

Биологический процесс в пределах 0.1-0.2 с, определяющий начало и ход движения, т.е. передачу импульсов - «приказов» мышцам рук, ног и другим органам на движение.

Неисправное состояние транспортного средства.

Состояние, при котором транспортное средство не отвечает хотя бы одному из нормативно-технических требований, предъявляемых к его конструкции и техническому состоянию.

Нормативно-техническое значение параметра.

Величина, установленная государственной, отраслевой, ведомственной нормативно-технической и конструкторской (проектной) документацией (ГОСТами, ОСТами, ТУ и т.д.).

Обзорность.

Под обзорностью с рабочего места водителя ТС в экспертной практике принято понимать возможность восприятия водителем дорожной обстановки в секторе наблюдения.

Сектор наблюдения водителя за дорожной обстановкой на пути движения его ТС (сектор обзорности) может быть ограничен:

- стоящими или движущимися рядом другими транспортными средствами;

- зданиями, сооружениями, ограждениями, рекламой, зелеными насаждениями и другими объектами, расположенными близко от проезжей части дороги, от полосы движения данного ТС.

Сектор обзорности для водителя может быть ограничен конструктивными элементами кабины ТС, кузовом, перевозимым грузом, состоянием ветровых стекол с учетом возможного наличия на них дефектов, загрязнений, атмосферных осадков (налипший мокрый снег, потоки воды при сильном дожде и пр.). Нужно иметь в виду, что условия обзорности определяются также и антропометрическими данными самого водителя ТС. Изменяются в зависимости от положения его рабочего места (сиденья), равно как и от положения самого водителя на рабочем месте.

При необходимости условия обзорности, наряду с дальностью видимости, также должны быть установлены следственным экспериментом на месте ДТП.

Объекты исследования.

Вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому проводится судебная экспертиза.

Объекты судебной автотехнической экспертизы.

Транспортные средства (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место дорожно-транспортного происшествия/ оставшиеся на них следы, водитель, материалы дорожно-транспортного происшествия.

Опасная зона.

Под опасной зоной следует понимать такое пространство вокруг движущегося транспортного средства, нахождение в пределах которого какого-либо препятствия может привести к возникновению дорожного происшествия.

В направлении движения транспортного средства опасная зона простирается на расстояние, равное величине его остановочного пути, либо на расстояние безопасной дистанции до движущегося впереди него в попутном направлении другого транспортного средства. В поперечном направлении границы опасной зоны определяются шириной полосы движения транспортного средства и величиной безопасного интервала.

Ослепление.

1. Снижение способности глаза человека различать объекты в результате чередования световой и темновой адаптации глаза.

2. Пониженная способность человека видеть в течение более или менее продолжительного времени (порядка 5-10 с), вызванная кратковременным воздействием на его глаза яркого света, к восприятию которого сетчатка глаз не приспособлена.

Остановочное время.

Время, необходимое водителю для остановки транспортного средства экстренным торможением при заданной скорости движения в конкретных дорожных условиях.

Складывается из времени реакции водителя на опасность для движения, времени срабатывания тормозного привода и нарастания замедления транспортного средства при его экстренном торможении и времени установившегося замедления до остановки.

Остановочный путь.

Расстояние, необходимое водителю для остановки транспортного средства экстренным торможением при заданной скорости движения в конкретных дорожных условиях.

Складывается из расстояния, преодолеваемого транспортным средством за время реакции водителя на возникновение опасности для движения, время срабатывания тормозного привода и нарастания замедления при экстренном торможении, а также расстояния, преодолеваемого транспортным средством с установившимся замедлением до остановки.

Отказ.

Нарушение работоспособного состояния объекта (субъекта), при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего его способность выполнять заданные функции, не соответствует нормативно-техническим и конструкторским (проектным)требованиям.

Различают отказ транспортного средства, дороги, водителя и т.д. Отказ может быть полный и частичный, внезапный и постепенный.

Пассивная безопасность автомобиля.

Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на предотвращение ДТП и снижение тяжести последствий при ДТП.

Помеха для движения.

Препятствие для движения.

Опасность для движения (опасная обстановка).

Одним из основных вопросов в исследовании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия является определение момента возникновения опасности для движения ТС. В первом издании Правил, единых для всей территории страны (1961 г.), речь шла о том, что скорость движения ТС должна выбираться водителем с таким расчетом, «чтобы в конкретно сложившейся обстановке быть способным замедлить движение или остановиться, применяя общепринятые приемы управления». Отметим, ничего конкретного по поводу «сложившейся обстановки» в этой формулировке Правил нет.

В 1965 г. впервые в тексте ПДД появляется термин «опасность для движения» («водитель должен принять меры к снижению скорости или остановке транспортного средства, когда возникла опасность для движения»). Однако через 8 лет термин этот был заменен на «любое препятствие, которое водитель должен был и мог предвидеть». Как видим, требования нормы были не просто изменены. Они существенно расширены. Водитель должен был реагировать не только на реально возникшее и обнаруженное им препятствие для движения, но и предвидеть возможность появления любого препятствия на пути движения его ТС.

Только в 1980 г. разработчики Правил вновь обратились к редакции 1965 г., т.е. к термину «опасность для движения». А с 2004 г. впервые в Правилах появилось и точное определение этого термина, которое гласит:

«Опасность для движения - это ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия».

Любая ситуация на дороге, в том числе и опасная для движения, есть результат объективного процесса, обусловленного проявлением и взаимодействием различных факторов в известной системе ВАДС (водитель - автомобиль - дорога - среда). И любой отказ, любой сбой, отклонение от нормы в любом звене этой системы, оказывающие влияние на безопасность движения ТС, могут в конечном счете привести к ДТП, если водителем не будут приняты своевременные и адекватные меры для его предупреждения или предотвращения.

В первом звене системы («водитель») опасность для движения может возникнуть в случае резкого и внезапного для водителя изменения в его психофизиологическом состоянии (головокружение, тошнота, потеря сознания, острый

сердечный приступ, судороги и пр.), которое может привести к потере им контроля над управлением транспортным средством. В этом случае ТС может самопроизвольно изменить направление движения, не остановиться в том месте, где должно было остановиться в соответствии с ПДД, либо продолжит прямолинейное движение на закруглении дороги с выездом на полосу встречного движения или за пределы дорожного полотна.

Источником возникновения опасности для движения во втором звене системы («автомобиль - ТС») может оказаться любая неисправность в рулевом управлении, тормозной системе, в ходовой части транспортного средства, оказывающая непосредственное влияние на его безопасность движения. К подобного рода неисправностям следует отнести и внезапный для водителя отказ в работе внешних световых приборов (выключение света фар в темное время суток), и самопроизвольное открывание капота или крышки багажника спереди, и повреждения с образованием многочисленных трещин на обширных участках ветрового стекла транспортного средства. Возникновение пожара на транспортном средстве вне зависимости от дорожной ситуации в момент его обнаружения - также представляет очевидную опасность, прежде всего для водителя и пассажиров данного ТС. К возникновению опасной ситуации (опасности для движения) может привести и отказ в системах «жизнеобеспечения» работы двигателя ТС (системах зажигания, питания, смазки), вызывающий его внезапную остановку. ТС в этом случае не успевает завершить маневр, проезд перекрестка, железнодорожного переезда, создавая тем самым опасную ситуацию для других участников движения.

В третьем звене системы («дорога») опасность для движения ТС могут представлять повреждения дорожного покрытия, ремонтные работы на дороге, не огражденные, не обозначенные дорожными знаками и не освещенные в темное время суток участки с резким изменением сцепных качеств дорожного покрытия (наледи, обледенения, наносы грязи, замасливания дорожного покрытия и пр.).

К термину «среда» (последнее звено системы ВАДС) следует отнести все, что движется по дороге в попутном и во встречном направлениях, пересекает ее, а также все то, что находится на дороге, на ее проезжей части в статическом положении. Основную категорию участников дорожного движения в этом звене составляют водители ТС и пешеходы. Именно их действия, выходящие за рамки норм и требований Правил, становятся источником возникновения опасной ситуации на дороге, опасности для движения.

В Правилах дорожного движения нет и не может быть каких бы то ни было конкретных характеристик типичных дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), которые могут представлять опасность для движения. Более того, в характеристике всего многообразия таких ситуаций, с которыми водитель встречается, может встретиться на дорогах, Правила ограничиваются лишь тремя категориями: препятствие для движения,"помеха для движения и опасность для движения.

Но прежде о дорожных ситуациях, не подпадающих под названные категории ДТС. О ситуациях, когда участники дорожного движения действуют в рамках требований ПДД, регламентирующих их поведение (права и обязанности) на дорогах. О так называемых «штатныхситуациях». Штатные ситуации предшествуют событию ДТП. И потому именно с их оценки должен начинаться анализ обстоятельств ДТП с целью определения момента возникновения опасности для движения. Где и как должен был осуществляться маневр изменения направления движения ТС. Где и как ТС или пешеход должны были остановиться с тем, чтобы уступить дорогу, и т.п. В конечном счете, наложение результатов этого анализа на фактические обстоятельства события ДТП позволит найти искомое решение вопроса.

Препятствием для движения определяется в экспертной практике любой неподвижный материальный объект на пути движения транспортного средства, наезд на который, въезд в который или физический контакт с которым могут привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия. Сюда же следует отнести повреждения дорожного полотна (покрытия), результаты незавершенных ремонтных работ на дороге и др.

При своевременном обнаружении препятствия на полосе движения ТС, и тем более если оно обозначено дорожными знаками (табличками) 8.22.1-8.22.3 «Препятствие», водитель вправе предпринять маневр объезда его со снижением скорости или без такового в любом удобном для него направлении либо указанном этими знаками, равно как и знаками 4.2.1-4.2.3, предписывающими направление объезда препятствия. При условии, что такой маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Это значит, что при осуществлении маневра в случае необходимости водитель должен снизить скорость ТС до величины, которая позволит обеспечивать контроль за его движением.

Не должно считаться препятствием для движения остановившееся на дороге транспортное средство, если остановка и стоянка его осуществлены без нарушений ПДД РФ.

Помеха для движения возникает в результате действий участников дорожного движения, не соответствующих требованиям ПДД РФ. Правилами определено, что это происходит в том случае, когда участник дорожного движения (водитель или пешеход) начинает, возобновляет или продолжает движение, осуществляет какой-либо маневр, и это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

В определении понятия указаны и возможные ответные действия водителя при обнаружении помехи для движения - маневр направлением или скоростью своего ТС с целью предотвращения наезда, столкновения. Условия осуществления маневра или снижения скорости аналогичны тем, что обязательно должны соблюдаться и при объезде препятствия на дороге.

Не должны считаться помехой для движения действия водителей ТС и пешеходов, которые требованиям ПДД РФ не противоречат.

Опасность для движения - этот термин впервые внесен в Раздел 1 ПДД РФ с 1 января 2004 г. Постановлением Правительства РФ № 595 от 25.09.2003.

В определении термина речь идет об изменениях в дорожной ситуации, которые водитель в состоянии обнаружить и с момента обнаружения которых он обязан принимать возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки ТС. Следует заметить, что такой акцент именно на возможности обнаружения водителем опасности для движения важен потому, что возникновение опасности для движения и момент, когда водитель может ее обнаружить, не всегда во времени и пространстве совпадают. А подмена одного понятия другим в практике расследования ДТП может привести к следственной, судебной ошибке.

Изменения в дорожной ситуации могут возникнуть неожиданно для водителя, т.е. находиться от его ТС в момент обнаружения на расстоянии, меньшем либо превышающем величину остановочного пути, но также требующим своевременного применения экстренного торможения для предотвращения ДТП. Изменения могут находиться в поле зрения водителя относительно длительное время. И это будет позволять ему в случае необходимости снижать скорость или маневрировать, объезжать препятствие, помеху для движения, не прибегая к экстренным мерам. Но если по мере сближения с препятствием, помехой для движения водителем не будут приняты необходимые меры, дорожная ситуация может измениться и станет угрожающей (опасной) для безопасности его движения.

Следует заметить, что изменения дорожной ситуации в месте ДТП могут быть вызваны не только внешними факторами. Например, нарушением ПДД РФ другими участниками движения. Или появлением неподвижного объекта на полосе движения данного ТС. Они могут иметь место и в результате определенных действий (бездействия) самого водителя ТС. Тогда изменение расстояния между ТС и препятствием, помехой для движения, сокращение этого расстояния до значений, сопоставимых с величиной остановочного пути его, создаст угрозу возникновения ДТП.

Иными словами, в оценке дорожной ситуации, складывающейся в месте ДТП, нужно четко разграничивать содержание терминов «препятствие», «помеха для движения» и «опасность для движения». Если водитель обнаруживает препятствие (помеху для движения) на расстоянии, достаточном для спокойного принятия решения и снижения скорости или маневрирования с целью объезда этого препятствия, помехи, не прибегая к мерам экстренным, то в таком случае препятствие (помеха для движения) таковым и остается для него. Если же в момент обнаружения препятствия (помехи для движения) его отделяет от ТС расстояние, близкое к величине остановочного пути этого ТС, ситуацию водитель должен воспринимать как опасную для дальнейшего движения в том же направлении и в прежнем же скоростном режиме.

Сам факт возникновения дорожного происшествия может свидетельствовать о том, что препятствие или помеха для движения ТС были обнаружены водителем (могли быть им обнаружены) на таком расстоянии, которого было уже недостаточно для предотвращения наезда, столкновения экстренным торможением. В этом случае ситуация на дороге в момент обнаружения водителем препятс

твия, помехи для движения должна оцениваться как опасная. И потому водитель должен действовать в подобной ситуации таким образом, как это определено требованиями ч. 2 п. 10.1 ПДД РФ.

Возможен иной вариант возникновения и развития события ДТП: в момент обнаружения водителем препятствия или помехи для движения у него было достаточно и времени и расстояния для предотвращения (предупреждения) ДТП. Но адекватные меры для этого им были предприняты несвоевременно. Либо по каким-то причинам вообще не предпринимались. И потому эта ситуация также подпадает под определение понятия «опасность для движения», так как именно «продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью» привело к возникновению дорожно-транспортного происшествия. Следовательно, и в этом варианте действия водителя следует оценивать с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: