Критерий оценки: выполнены все задания




Дата: 21.03.2020 1 час

Дисциплина: Психология общения

Лекция 12 Тема: Понятие об интерактивной стороне общения. Виды социального взаимодействия

Цель: изучение видов социальных взаимодействий

Задания

1. Изучите материалы лекции, составьте тезаурус (словарь, собрание сведений)

2. Подберите крылатые фразы или пословицы об эффективности сотрудничества и опасности конкуренции.

3. По теме, подберите считалку, в помощь воспитателю для организации сотрудничества

3. Подберите иллюстрации для детей, где отражается сотрудничество и конкуренция

Форма оценки: зачтено

Критерий оценки: выполнены все задания

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. (Андреева Г.М. «Социальная психология»)

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, а так же непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными видами взаимодействия являются: кооперация (сотрудничество) и противоборство (конкуренция)

Кооперация, или сотрудничество – это тип взаимодействия, когда партнеры помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей. Такой тип взаимодействия предполагает координацию единичных сил участников.

Противоборство или конкуренция наблюдается в том случае, когда партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого. Чаще всего анализ конкурентного типа взаимодействия сконцентрирован на наиболее яркой ее форме – конфликте.

Ранее вы уже ознакомились с термином «эффект синергии» который происходит в результате успешного сотрудничества.Вспомните, что он означает.

Помимо кооперации и конкуренции существуют и другие типы взаимодействия, занимающие различные промежуточные позиции:

· уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать друг друга;

· однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальный целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия;

· однонаправленное противодействие реализуется, когда один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником;

· «контрастное взаимодействие» проявляется в том, что один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует;

· компромиссное взаимодействие наблюдается в том случае, когда оба партнера проявляют отдельные элементы уступок.

Взаимодействие между партнёрами по общению может быть эффективным или неэффективным, когда отношения разрушаются.

Дети дошкольного возраста усваивают виды и формы взаимодействия, наблюдая поведение окружающих или используя силовые методы (отбирание игрушек, укусы, щипание, физическое насилие). Для формирования конструктивных способов взаимодействия важно терпеливо учить детей сотрудничеству: обращение с вежливой просьбой, одобрение миролюбивых намерений, умения терпеливо дождаться своей очереди, умение помочь товарищу.

Так в трудовой деятельности различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:

1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;

2) общая задача выполняется последовательно каждым участником;

3) от деятельности одного зависит деятельность других, происходит взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Большую роль в организации взаимодействия имеет, обсуждение точек соприкосновения целей, обсуждение планирования и обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия и в ходе которого осуществляется также намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия восприняты или пережиты.

Виды обратной связи: вербальная; невербальная; выраженная в форме действия. Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени. Она может быть ярко, эмоционально окрашена и передаваться как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций.

В любой из проблемных ситуаций воспитатель стремиться обсудить с детьми произошедшую ситуацию. Воспитатель может подчеркнуть удачное решение проблемы, помочь увидеть ошибки, предложить правильное решение. Для этого могут быть использованные и косвенные приёмы: сказки, пословицы и поговорки, притчи о сотрудничестве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: