Список использованных источников. «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается




Роль игрушки в развитии продуктивного межличностного взаимодействия у воспитанников подготовительных групп

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В.А. Сухомлинский)

Согласно новым ФГОС огромное внимание нужно уделять развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Неумение общаться приводит ребенка к конфликту с одноклассниками, педагогами и самим с собой. В старшем дошкольном возрасте коммуникативные качества у детей можно развивать с помощью игры, неизменным атрибутом которой являются игрушки.

Цель исследования: выявить на практике потенциал игрушек как средства формирования коммуникативных навыков у воспитанников подготовительных групп.

Задачи исследования:

· обосновать с помощью анализа литературы значение игрушек в развитии личности ребенка;

· подобрать и апробировать игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков с помощью игрушек;

· доказать целесообразность применения игрушек для формирования и развития коммуникативных навыков.

Исследования, проводимые современными учеными (Е.А. Флериной, Е.А. Коссаковской, Р.И. Жуковской, Д.В. Менжерицкой и др.), подтверждают важность наличия игрушек в игровой деятельности дошкольников. Совершая манипулятивные действия с игрушками, ребенок развивает в себе любознательность, сенсорные способности, эмоциональную сферу. Хорошая игрушка способствует развитию у детей познавательного интереса; она служит доступным для детского восприятия источником информации об окружающем мире (принципах работы бытовых приборов, устройстве автомобилей и т.д.), а также несет в себе культурный контекст [3]. Кроме того, разнообразие материалов, из которых изготавливаются игрушки, оказывает положительное влияние на развитие сенсорного восприятия. Формирование и совершенствование вышеперечисленных качеств у детей является важной составляющей преемственности детского сада и школы.

Помимо достаточной развитости познавательной и эмоционально-волевой сфер на успешность преемственности ДОУ и школы влияет и социальное развитие дошкольников. В этом случае педагогический потенциал игрушек раскрывают процессы идентификации и подражания. Игрушки выступают посредниками между детьми и взрослым миром. Так, манипулируя с игрушечными фигурками людей, ребенок отождествляет себя с представителями разных профессий, школьниками, родителями, тем самым примеряя на себя социальные роли («Я – мама», «Я – ученик», «Я – строитель») [1, 2, с.28]. Кроме того, в процесс игры часто включаются дополнительные атрибуты, необходимые для реализации функций взрослых людей и дающие представление о способах применения тех или иных предметов. Таким образом, в процессе игры дети старшего дошкольного возраста учатся адаптироваться к выбранному в игре образу, что поможет им в будущем быстрее освоиться в роли ученика.

Нельзя недооценить значение игрушек в формировании и развитии у дошкольников коммуникативных навыков. Для обоснования потенциала игрушек в развитии у детей коммуникативных навыков было проведено практическое исследование. Участие принимали воспитанники старших и подготовительных групп, а также педагоги МБДОУ №49 г.Читы. Длительность эксперимента составила 4 недели.

В ходе проведения были получены следующие результаты. Игрушки по типу «Джек-в-коробке», а также игрушки, повторяющие слова и фразы, дают детям возможность понять, что действие имеет последствия: если прокрутить ручку, то появится персонаж, если произнести перед игрушкой слово, то она его повторит, и т.д. Проигрывание ситуации выступления с использованием игрушечных микрофонов помогает постепенно преодолеть застенчивость и скованность [4]. Игры и игрушки с элементами поиска предметов формируют у детей способность задавать наводящие вопросы. Та же способность развивается, если спрятать от ребенка игрушку в помещении, либо прикрыть ее листом бумаги и попросить отгадать, кто там спрятан. Игрушки для пальчикового театра обучают построению сюжетного диалога.

Таким образом, игрушка – это не только часть детского досуга, а эффективное педагогическое средство, которое, при грамотном использовании, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков у будущих первоклассников.

Список использованных источников

1. Локтионова, А.В. Игровая среда современного ребенка / А.В. Локтионова // Московский психотерапевтический журн. – 2005. – № 1. – С. 40.

2. Наркевич, В.В. Отношение к игрушке у детей дошкольного возраста в зависимости от их эмоционального развития и типа привязанности к матери / В.В. Наркевич // Психологическая наука и образование: психолого-педагогические проблемы игры и игрушки / В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов. – 2008. – № 3. – С. 81–90.

3. Новоселова, С. Родителям о детских играх и игрушках: советы психолога / С. Новоселова // Дошкольное образование. – 2003. – № 14. – С. 1–16.

4. Choosing Toys that Build Communication Skills [Электронный ресурс]. URL: https://www.speechbuddy.com/blog/speech-therapy-techniques/choosing-toys-that-build-communication-skills/. (Дата обращения: 20.03.2021).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: