Организация деятельности милиции общественной безопасности по охране общественного порядка и общественной безопасности




 

Милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.

В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, а также линейных органах в нутренних дел.

Правовая основа и принципы деятельности милиции общественной безопасности определяются законодательством Российской Федерации.

Обширные и многосторонние задачи милиции общественной безопасности требуют того, чтобы органы милиции общественной безопасности, ее сотрудники были наделены для выполнения этих задач соответствующими полномочиями, включая полномочия по применению мер государственного принуждения. В правовых актах, названных выше, полномочия милиции общественной безопасности определены и зафиксированы в духе указанного требования. В конкретном виде, наиболее полно полномочия милиции общественной безопасности закреплены в Законе о милиции, к которому отсылают в этом вопросе многие другие нормативные акты. Следует объединить многочисленные и разнообразные обязанности и права милиции общественной безопасности в группы с целью более глубокого и правильного их понимания, изучения.

Закон о милиции, как и другие законодательные акты в правоохранительной сфере, разработанные и принятые непосредственно перед принятием Конституции Российской Федерации и впоследствии, на первое место среди задач того или иного правоохранительного органа, и в данном случае милиции общественной безопасности, выдвигают задачу охраны прав и законных интересов российских граждан. Последуем этому правилу и мы и в первую группу полномочий милиции общественной безопасности включим лишь те ее обязанности и права, которые она исполняет по отношению к гражданам, их правам и интересам. В таком случае в эту группу полномочий милиции общественной безопасности войдут:

а) оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их здоровья и жизни,

б) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры по ним,

в) выдавать в соответствий с законодательством разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются, выдавать разрешение на создание негосударственных детективных служб,

г) охранять имущество граждан - на основе договоров, оставшегося без присмотра в чрезвычайных условиях (аварий, стихийных бедствий и т.п.),

д) обеспечивать проведение в жизнь паспортной системы,

е) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

Нетрудно видеть, что перечисленные полномочия милиции общественной безопасности в отношении граждан носят характер помощи, содействия гражданам в реализации ими своих прав и интересов, эти полномочия милиции общественной безопасности непосредственно не связаны с применением в отношении граждан мер административного принуждения.

В следующую группу полномочий милиции общественной безопасности включим те ее права и обязанности, которые имеют целью охранить тех же граждан, общество, государство от правонарушений, применяя для этого широкий круг мер предупредительного и пресекательного характера.

Здесь также будем исходить от принятой классификации мер административного принуждения на пять видов и групп: меры государственной необходимости, меры контрольно-предупредительные, меры административного пресечения, административно-восстановительные меры, меры административной ответственности. Задачи милиции общественной безопасности столь обширны, что закон наделяет ее полномочиями по применению всех пяти видов мер административного принуждения.

Первая из названных группа мер административного принуждения в виде, например, реквизиции имущества граждан - мера необходимая, применяемая при отсутствии со стороны собственника правонарушений, проводится по решению центральных государственных органов, исполняется же органами внутренних дел.

В группу контрольно-принудительных мер Закон о милиции включил большую группу мер, применяемых в отношении граждан, должностных лиц и организаций, цель - предупредить возможное правонарушение. К ним относятся:

а) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах,

б) регулировать дорожное движение с целью обеспечения безопасности, производить регистрацию и учет автотранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автотранспортными средствами,

в) контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено,

г) осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову правоохранительных органов, а также привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, которые страдают заразными болезнями, определенными в законодательстве,

д) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении правонарушения,

е) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции общественной безопасности,

ж) вносить в соответствии с Законом в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений,

з) осуществлять предусмотренные законодательством учет лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов,

и) проводить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении умышленных предступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности,

к) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках,

л) производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости и личный досмотр пассажира,

м) осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объектов, где они обращаются,

Законом о милиции закреплены контрольно-предупредительные меры административно-технического характера - ограничение или запреты движения транспорта и пешеходов, запрещение эксплуатации транспортных средств при наличии достаточных оснований, указанных в законе, оцепление (блокирование) участков местности и т.п. меры (ст. II Закона о милиции, пп. 20,22,23).

Все перечисленные контрольно-предупредительные меры со стороны милиции общественной безопасности применяются в целях предупреждения правонарушений, при наличии предположений и возможностей их совершения, но пока еще при отсутствии, или точнее - необнаружении правонарушения. Применяются они, как видим, в отношении граждан, должностных лиц и организаций.

Следующая группа мер административно-правового характера, применяемых милицией - меры административного пресечения.

Она включает тоже значительный ряд конкретных мер, общей и единственной целью которых является пресечение правонарушения - обнаруженного, совершающегося, что называется, на глазах, в данный момент.

Закон о милиции и другие законодательные акты содержат следующие меры административного пресечения, которые вправе применять милиция:

а) привод в милицию лиц, с последующим составлением протокола об административном правонарушении (Закон о милиции, ст. 11 п. 5),

б) административное задержание лица, совершающего правонарушение. Данная мера из всех мер административного пресечения наиболее часто применяемая, при различных видах правонарушений, предусмотрена Законом о милиции общественной безопасности, в КоАП РФ. Различаются несколько видов административного задержания лиц, по продолжительности, а также в зависимости от того, в отношении каких лиц эта мера применяется: задержание до 3 часов для составления протокола о выяснении личности (ст. 11 п. 5 Закона о милиции общественной безопасности, ст. 242 КоАП); задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство, нарушивших порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, ряда других нарушителей, указанных в ст. 242 КоАП, до рассмотрения дела, но не свыше суток (ст. ст. 242, 257 КоАП); задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (ст. 11 п. 9 Закона о милиции); задерживать и содержать в милиции лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям (ст. II п. 8 Закона о милиции); задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления продолжительностью не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ, ст. II п. 7 Закона о милиции).

в) меры пресечения административно-технического характера: запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством, задержание транспортного средства, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (ст. II п. 23 Закона о милиции);

г) при выявлении нарушений установленных правил хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов (ст. II п. 24 Закона о милиции, ст. 27 Закона об оружии), с последующим привлечением к административной или иным видам ответственности,

е) аннулирование выданных лицензий и разрешений: на создание негосударственных детективных служб при выявлении нарушений установленных правил их деятельности (ст. 11 п. 26 Закона о милиции), лицензий на производство, продажу или приобретение оружия, а также разрешений на хранение и ношение оружия (ст. 26 Закона об оружии),

ж) применение физической силы в качестве меры административного пресечения предусмотрено статьям 12 и 13 Закона о милиции общественной безопасности: сотрудники милиции общественной безопасности вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей;

з) применение специальных средств, имеющихся на вооружении милиции общественной безопасности. Законы о милиции, о внутренних войсках, о государственной границе и другие предусматривают применение в качестве мер административного пресечения особых по степени своей тяжести средств, которые назвали специальными. Ранее, до 90-х годов, в открытом законодательстве ничего не говорилось, в том числе и в Кодексе об административных правонарушениях, по причине не предавать их всеобщей гласности. Применяются специальные средства различными правоохранительными органами, имеются частные различия и в «наборе» спецсредств, но общие правила их назначения и применения, как средств пресечения правонарушений, остаются едиными.

В Законе о милиции (ст. 13) содержится исчерпывающий, т.е. не подлежащий расширительному толкованию, перечень специальных средств - резиновые палки, наручники, светозвуковые средства, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие вещества, служебные собаки, - всего численностью восемь специальных средств. Поскольку все специальные средства сохраняют потенциальную возможность причинить лицу, его здоровью, его собственности ущерб, притом может быть и значительный, Закон четко определяет девять условий, при наступлении или наличии которых допускается их применение - для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции общественной безопасности, для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться, и другие условия (ст. 13 ч. 1). Не ограничиваясь этим предписанием, Закон оговаривает, далее, какие специальные средства в каких условиях может быть применены - для каждого средства, например, наручники применяются в трех условиях - для пресечения оказываемого сотрудникам милиции общественной безопасности сопротивления, для задержания лица, застигнутого при совершении преступления, для доставления задержанных лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотрудникам милиции общественной безопасности,

и) применение и использование огнестрельного оружия в качестве меры административного пресечения. Из всех показанных выше мер административного пресечения применение огнестрельного оружия мера, конечно, крайняя, возможная с крайним исходом для лица, в отношении которого применяется, но мера необходимая. С учетом такого характера и особенностей данной меры Закон о милиции общественной безопасности сформулировал и закрепил девять четко определенных оснований для применения сотрудником милиции общественной безопасности огнестрельного оружия, из которых восемь оснований причиной своего возникновения имеют правонарушения и только девятое иного рода: «для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных». В число оснований в связи с правонарушениями входят: для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни и здоровья, для отражения нападения на сотрудника милиции общественной безопасности, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием, для освобождения заложников, для отражения группового или вооруженного нападения на жилище граждан, помещения государственных органов и другие основания (ст. 15 Закона о милиции общественной безопасности).

Следует особо отметить такое основание использования огнестрельного оружия - для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования сотрудников милиции общественной безопасности (ст. 15 Закона о милиции).

Запрещается законом применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции общественной безопасности, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции общественной безопасности в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия. Об этом, далее, ставится в известность прокурор.

Применение рассмотренных трех групп средств - которые можно объединить в особую группу, как это и делает Закон о милиции в статье 12, требует от сотрудников милиции общественной безопасности определенной подготовки, что совершенно очевидно. Поэтому закон требует, чтобы сотрудники милиции общественной безопасности проходили специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением этих особых средств. При их применении сотрудник милиции общественной безопасности обязан предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции общественной безопасности, за исключением случаев, когда промедление в применении особых средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудника милиции общественной безопасности. Должно быть обеспечено предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения.

Полномочия милиции общественной безопасности содержат, далее, группу административно-правовых мер, определяемых в законе как меры административной ответственности.

Милиция, в отличие от ряда других правоохранительных органов, например, внутренних войск, наделена юрисдикционными полномочиями, т.е. полномочиями по рассмотрению дел об административной ответственности, к которым примыкают полномочия по возбуждению административного преследования, исполнению мер административной ответственности, назначенных самой милицией и другими органами, например, административного ареста по постановлению суда (судьи). Но сердцевиной юрисдикционных полномочий милиции общественной безопасности является, конечно, ее полномочия по привлечению к административной ответственности.

Закон о милиции (ст. 11 п. 5) в предельно краткой форме так определяет содержание юрисдикционных полномочий милиции общественной безопасности: «составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством об административных правонарушениях меры». Под законодательством здесь, разумеется, Кодекс об административных правонарушениях, а под другими мерами - меры административной ответственности в том же Кодексе.

Что касается протоколов об административных правонарушениях, то по большинству правонарушений их составляют именно сотрудники милиции общественной безопасности, оставляя часть из них для рассмотрения самой милицией, а другие направляя в иные юрисдикционные органы - в суды, государственные инспекции и т.д.

 


2.3 Полномочия милиции общественной безопасности и организационные вопросы охраны общественного порядка и общественной безопасности в Республике Хакасия

Одним из приоритетных направлений деятельности служб милиции общественной безопасности Республики Хакасия является защита населения от преступных посягательств на улицах и в других общественных местах. Проводимым комплексом мероприятий удалось стабилизировать оперативную обстановку в этом направлении.

В 2007-2009 годах в Республике Хакасия на 9% ниже, чем по России, удельный вес такого вида преступлений, как грабежи, совершенные в общественных местах, в том числе на улицах. На 2,3% снизились темпы прироста количества разбойных нападений, совершаемых в общественных местах, а их удельный вес ниже, чем по России, на 4,4%. Активизирована работа по предупреждению краж. Удельный вес краж, совершаемых в общественных местах, и в том числе на улицах, в общем массиве преступлений на 6% меньше, чем по России.

Вместе с тем не удалось коренным образом повлиять на оперативную обстановку в общественных местах и на улицах. Учитывая складывающуюся обстановку, первоочередное внимание было направлено на повышение эффективности системы управления силами и средствами милиции общественной безопасности в системе единой дислокации, уровня организации проводимых профилактических мероприятий, активизацию работы служб и подразделений по противодействию терроризму.

В ходе изучения организации работы милиции общественной безопасности в системе единой дислокации дежурными частями органов внутренних дел выявлены недостатки взаимодействия между разными службами. Был сделан вывод о необходимости создания единого пункта управления. В настоящее время решен вопрос о создании при дежурной части УВД пункта управления нарядами в тех районах Республики Хакасия, где складывается наиболее сложная оперативная обстановка. Создание и внедрение такого пункта в организационную структуру дежурных частей ОВД и строевых подразделений позволит повысить уровень их взаимодействия и раскрываемости уличных преступлений.

Наращивались усилия по повышению результативности проведения оперативно-профилактических операций «Правопорядок», «Квадрат», «Паутина», основным организационным элементом которых являются комплексные, системные отработки патрульных участков. Также одной из мер является улучшение системы экстренного обмена оперативно-поисковой информацией. Введены в действие и активно используются нарядами такие поисковые системы, как АИПС «Розыск», «Оружие», «Номерные предметы и агрегаты» и ряд других. За первый квартал 2005 года с их использованием было раскрыто на 60% больше преступлений, и на 1,5% больше задержано лиц, находящихся в розыске.

В результате принятых мер по улучшению взаимодействия подразделений МОБ, задействованных в системе единой дислокации, усилилась работа в раскрытии преступлений по горячим следам. Рост раскрытых преступлений составил 11,8%. Возросло количество раскрытых разбойных нападений, грабежей, краж. Результаты работы по линии ППС, УВО, УГИБДД в соответствии с критериями, утвержденными соответствующим приказом МВД России, оцениваются положительно.

В настоящее время проработан вопрос по возрождению в Республике Хакасия подразделений конной милиции и кинологической службы без дополнительных затрат из федерального бюджета. С апреля 2005 года в штаты отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции введена структура отделения милиционеров-кавалеристов.

Налаживается работа по несению службы в составе милицейских патрулей милиционеров-кинологов со служебными собаками (их - 36). В инициативном порядке приобретаются служебные собаки для отдельного батальона ППСМ.

Неоценимую помощь в материально-техническом обеспечении организации охраны общественного порядка оказывается со стороны администрации Республики Хакасия. Так, в Абакане планируется установить в центре города систему видеообзора с функцией автоматической записи. Также аналогичная система, при помощи частных охранных и сыскных структур, будет установлена на Привокзальной площади. На сегодняшний день на территории республики введены в действие и успешно работают 19 стационарных постов милиции, в ближайшее время будет решен вопрос о вводе в строй дополнительно пяти аналогичных пунктов милиции.

Учитывая откомандирование большого количества сотрудников строевых подразделений МОБ для несения службы в Чеченской Республике, активно используются в обеспечении общественного порядка частные охранные структуры, службы безопасности. На проведенном совместном совещании с руководителями ЧОП и СБ была достигнута договорённость о выделении сотрудников для обеспечения общественного порядка на улицах, а также при проведении политических, спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Ключевым звеном в организации взаимодействия и несения службы на патрульных участках являются участковые уполномоченные милиции. В результате предпринятых мер в Республики Хакасия удалось повысить уровень взаимодействия службы участковых уполномоченных милиции, строевых подразделений, ЧОП и СБ, задействованных в системе единой дислокации. Активно используются такие формы взаимодействия, как совместное патрулирование, постоянный обмен информацией, самостоятельная проверка нарядами патрульно-постовой службы криминогенных мест, расположенных на патрульном участке. С целью повышения контроля за работой патрульно-постовых нарядов милиции приказами по органам внутренних дел старшими на патрульных участках закреплены участковые уполномоченные милиции.

Наиболее значимой службой МОБ является служба участковых уполномоченных милиции. Одной из основных и, пожалуй, главных задач участковых является профилактика преступлений, совершенных на бытовой почве. За последние годы причины совершения бытовых преступлений не претерпели каких-либо существенных изменений. Это по-прежнему ухудшение жизненного уровня населения, утрата нравственных принципов как в обществе в целом, так и в семье, пьянство, пропаганда насилия в СМИ.

I1роведение предупредительно-профилактических мероприятий на административных участках позволило добиться роста числа раскрытых преступлений участковыми на 9,6%. На 21,4% сократилось число убийств на бытовой почве. Особо, с позиции профилактики насилия, необходимо выделить проблемы борьбы с пьянством. На сегодняшний день 51,8% преступлений в сфере быта совершается в состоянии алкогольного опьянения. На профилактическом учете в УВД по Республики Хакасия состоит 3587 бытовых дебоширов, 4498 хронических алкоголиков. Действующее законодательство существенно ограничило возможности службы участковых инспекторов милиции по принятию действенных мер к данной категории лиц, но в тоже время они есть. Это применение норм права, предусматривающих ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, за совершение мелкого хулиганства с применением к данной категории лиц мер наказания в виде административного ареста. За 2008 г. было осуждено судами, с применением административного ареста, более пяти тысяч правонарушителей, за три месяца текущего года около тысячи. Кроме этого, во взаимодействии с администрацией Республики Хакасия устранен пробел в действующем законодательстве по привлечению граждан к административной ответственности за самогоноварение. Закон Республики Хакасия об административных правонарушениях (ст. ст. 51,52) предусматривает ответственность за изготовление и (или) хранение, а равно сбыт самогона или браги, приобретение самогона или браги. За 2008 год к административной ответственности было привлечено 1172 лица (за 3 месяца этого года - 256).

Милиция получает сотни писем граждан с просьбой оградить их от скандалов, учиняемых гражданами в быту, и своими действиями, нарушающими их право на отдых в ночное время. Понимая данную проблему, и то, что ссоры нередко заканчиваются совершением преступлений, в т.ч. и тяжких, УВД по Республики Хакасия совместно с администрацией Республики Хакасия была подготовлена, а потом принята норма права, предусматривающая административную ответственность в виде штрафа за нарушение права граждан на отдых, которая позволила участковым иметь основание для предотвращения конфликтов на ранней стадии. За время действия вышеуказанной нормы к административной ответственности было привлечено 58 граждан.

Как один из рычагов предупреждения тяжких преступлений в быту рассматривается применение превентивных статей УК (115,116, 117 и 119). Анализ практики применения участковыми статей превентивной направленности показывает, что за 2008 год эффективность работы по раскрытию преступлений, связанных с угрозой убийством увеличилась на 35,6%.

В целях более тесного взаимодействия с мировыми судьями по рассмотрению материалов по делам частного определения и принятия своевременных мер наказания к виновным лицам, выработке мер по единому подходу к статистическому учету преступлении, предусмотренных ст. ст. 115, 116 УК РФ, нами были инициированы проведения координационных совещаний совместно с мировыми судьями при прокурорах районов. За 2008 год по статьям 115 и 116 УК РФ участковыми уполномоченными раскрыто 225 преступлений (за 3 мес. т.г. - 54).

Важную роль в профилактике тяжких и особо тяжких преступлений играет индивидуальная профилактика и, прежде всего с лицами, имеющими криминальный опыт. УВД по Республики Хакасия постоянно нацеливает участковых на планомерную и адресную работу с лицами, состоящими на профилактических учетах ОВД.

Вместе с тем необходимо сказать, что профилактические меры, принимаемые правоохранительными органами в целом и службой участковых в частности, должны быть обоснованы объективной действительностью, а их осуществление - реальным. Поэтому решение задач индивидуальной профилактики, в первую очередь с ранее судимыми, невозможно без наличия ограничительных мер в их отношении, а также применения карательных мер за их нарушение.

С ликвидацией административного надзора профилактические рычаги влияния на лиц этой категории у милиции значительно ослабли. Во многом эффективность контроля оставляет желать лучшего. Да и при условном осуждении и условно-досрочном освобождении лиц, отбывающих наказание, судами фактически не применяются нормы ч. 5 ст. 73УК РФ по возложению определенных обязанностей (не менять постоянного места жительства, работы, учебы без соответствующего уведомления, не посещать определенные места, пройти курс лечения от различных заболеваний). За три месяца т.г. участковыми поставлены на контроль 162 условно-досрочно освобожденных лица, ни одному из них судом не были вменены обязанности в соответствии с действующими нормами закона.

Систематическая отработка участковыми совместно с другими службами жилого сектора позволила выявить в прошедшем году 42411 нарушителей паспортных правил, из них 13457 иностранных граждан. Все привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Большую роль в проведение работы по предупреждению преступлений, организации работы с лицами, состоящими на профилактическом учете ОВД, играет организация взаимодействия участковых с общественностью на административных участках. На сегодня это становится основной задачей, от выполнения которой во многом зависит уровень осведомленности о криминогенных процессах, проходящих на закрепленной территории. В целях устранения пробела в организации работы служб МОБ по установлению доверительных отношений с гражданами начальником УВД был подписан приказ «Об организации работы служб МОБ по установлению и осуществлению доверительных отношений с гражданами», что дало возможность участковым более тесно сотрудничать с гражданами по контролю за лицами, состоящими на учете, предупреждению и раскрытию преступлений.

Оттого, насколько умело участковый опирается на помощь общественности, во многом зависит его вклад в охрану общественного порядка. Мы прекрасно понимаем, что это не является новацией для нашей системы, и ранее этому вопросу уделялось большое внимание. Однако хотелось бы сказать о положительном примере по активному привлечению граждан к участию в охране общественного порядка, который является не единичным на территории Республики Хакасия.

В ходе работы с руководством хакасской молодежной организации Военно-патриотический клуб «Витязь» было предложено воссоздать ДНД. При проведении организационного собрания клуба, членами которого в основном являются студенты вузов Абакана, данное предложение было поддержано. В настоящее время ДНД зарегистрирована как общественная организация, со своим уставом и положением. В целях обучения членов ДНД был подготовлен учебный план на 38 часов, в который вошли темы по правовой, медицинской подготовке и др. На базе Учебного центра УВД члены ДНД прошли обучение. В настоящее время под штаб ДНД выделено помещение, приобретена форма. Главой г. Абакана принято решение о выделении 100 тыс. рублей для приобретения оргтехники, сотовых телефонов и другого инвентаря. На сегодняшний день ДНД насчитывает в своих рядах 60 человек, которые совместно с сотрудниками милиции обеспечивают охрану общественного порядка на улицах города.

Другим направлением деятельности стало использование участковыми возможностей старших по подъездам, домам, председателей уличных комитетов, старост деревень в профилактике правонарушений.

Важнейшей частью нашей работы является укрепление кадрового потенциала службы участковых уполномоченных милиции. Принимаемые меры направлены на улучшение всей системы подбора, подготовки и расстановки кадров. Сегодня как никогда актуальны слова, что кадры решают все. На базе учебного центра УВД проводится первоначальная подготовка участковых.

Однако, несмотря на принимаемые меры, проблема комплектования службы в полном объеме не решена. Более 50 процентов сотрудников - это молодые люди, проработавшие в службе не более 3-х лет.

Аналогичная кадровая проблема стоит и в других службах. Озабоченность у руководства МОБ МВД по Республике Хакасия вызывает высокий некомплект патрульно-постовой службы милиции, составляющий на 1-е апреля 14% (за 2008 год -14,3%), а в отдельных органах внутренних дел некомплект патрульно-постовой службы милиции достигает 50%.

В области накоплен положительный опыт работы ОВД, УВД со средствами массовой информации по формированию позитивного общественного мнения о деятельности участковых. Проводятся брифинги с приглашением на них сотрудников, готовятся и публикуются в СМИ публикации о работе участковых на административных участках, о проблемах службы. В областных и местных газетах опубликованы фамилии участковых и границы административных участков, время и место приема граждан. По результатам социологического опроса граждан деятельность службы была оценена удовлетворительно у 46% граждан от числа опрошенных.

Республика Хакасия является дотационной, что, конечно же, сказывается на состоянии материально-технического обеспечения служб МОБ. Оснащенность автотранспортом подразделений патрульно-постовой службы милиции области находится на крайне низком уровне, из положенных 81 единицы в наличии всего 57, из которых у 29 автомашин сроки эксплуатации истекли.

Такая же проблема стоит и в службе участковых. На сегодняшний день в наличии всего 64 автомашины, недостаточно оснащена служба и компьютерной техникой, средствами радиосвязи, на протяжении длительного времени неудовлетворительно решается вопрос о выделении участковым жилья.

Несмотря на имеющиеся трудности, удается решать стоящие перед нами проблемы. Администрацией области изыскана финансовая возможность по приобретению для участковых 100 радиостанций, 40 из которых установлены на автомашины, а остальные носимые. Председателем правительства РХ было подписано распоряжение о реализации требований приказа МВД РФ «О мерах по усилению социальной защиты участ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: