Общая характеристика культуры древней Греции




Античная культура. Греция

Термины

Термином " античная культура " впервые стали называть в эпоху Возрождения греко-римскую культуру, древнейшую из известных в то время, т. к. "античный" -- от латинского " antiquus " -- "древний".

Теперь, когда известны более древние цивилизации Древнего Востока, термин "античный" приобрёл чисто условное значение и относится именно к культурам древней Греции и древнего Рима.

Название «греки» дали завоёванным ими народам римляне; сами же эти народы называли себя Э́ллины (от греч. Έλληνες). Сейчас слово «эллины» обычно используется для обозначения жителей древней Греции, хотя так себя называют и современные греки.

 

Периодизация

 

 

1. Эгейская культура (2800-1100 до н.э.).

2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.).

3. Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.).

4. Классический период (V-IV вв. до н.э.).

5. Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.).

 

Античное понимание культуры

Античное понимание культуры гуманистично [1], в его основе лежит идеал человека-гражданина, подчинявшегося законам своего полиса, человека-воина, защищавшего его от неприятеля, человека-художника, способного наслаждаться прекрасным (последнее верно лишь для греческой античности). Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как совокупность моральных норм. Значение термина «культура» стало отождествляться с воспитанием и образованием, которые способны развить в человеке способность суждений и чувство прекрасного, что позволяло ему обрести чувство меры и справедливости в гражданских и частных делах.

Система воспитания и образования в древней Греции — пайдéйя [2] — своей целью ставила не формирование профессионала в какой-то области, а совершенствование человека как личности, тесно связанной с природой, которая понималась как космос[3] — универсальный миропорядок. Культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение природного порядка.

Этому соответствовало представление о циклическом [4] времени: в истории древние греки видели постоянное повторение -- развитие истории и культуры они представляли как цикл, проходящий от золотого века к серебряному, медному, железному, и, наконец, к кризису культуры, который через потрясения и катаклизмы[5] вернёт общество в золотой век и тем самым начнет новый цикл развития.

В такой модели золотой век находился одновременно и в прошлом, и в будущем, что отдалённо напоминает и структуру времени в Христианстве: от времени райского бытия до грехопадения ко времени бытия в Царствии Небесном после Страшного Суда.

 

Общая характеристика культуры древней Греции

Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, какистина, красота и добро. У греков существовало особое понятие «кáлокагатúя »[6], что означало «прекрасное-и-благое ».

Не менее важное значение имела для греков мера -- соразмерность, умеренность, гармония и порядок. Философ Демокрит утверждал: «Прекрасна надлежащая мера во всем». Надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах призывала: «Ничего слишком».

Следуя принципу[7] меры греки, с одной стороны, считалисобственность обязательной для человека, поскольку вместе с утратой собственности эллин терял все гражданские и политические права, переставая быть свободным человеком; с другой -- осуждали стремление к богатству.

В архитектуре мера проявлялась в том, что греки не создавали, подобно египтянам, гигантские сооружения, их постройки были соразмерны возможностям человеческого восприятия.

Этот же принцип меры лежал и в основе воспитания и образования. Идеалом греков был гармонически развитый человек, прекрасный душой и телом. В системе образования действовало два направления — «гимнасическое» [8] и «мусическое» [9].

Целью «гимнасического» образования было физическое совершенство, а его высшим достижением -- участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. На время проведения Олимпийских игр прекращались все войны.

«Мусическое», или гуманитарное, образование включало обучение всем видам искусств, научным дисциплинам, философии и риторике [10] т.е. умению убедительно и красиво говорить, вести диалог и спор.

Все виды воспитания основывались на состязательности. Состязательность вообще составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена: в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.

 

Религия древних греков

В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов. Они считали, что миром правит некий Рок, предрешения которого не в силах изменить даже боги, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

В отличие от богов других народов они антропоморфны [11], хотя в древнейший период и у греков были зооморфные божества. Некоторые греческие философы заявляли, что люди сами измыслили себе богов по своему подобию, что если бы животные захотели выдумать своих богов, их боги были бы подобны им самим.

Главное отличие богов от людей для древнего грека заключалось в том, что боги бессмертны, но и бессмертие не было изначально присуще их природе, а поддерживалось принятием волшебного напитка нéктара.

А ещё греческие боги были прекрасны, хотя и не все: Гефест, к примеру, был хромым. Впрочем, божественная красота считалась вполне возможной и для человека (вспомним миф об Амуре и Психее).

Во всем остальном боги похожи на людей: они страдали и радовались, любили и ревновали, ссорились межу собой, мстили друг другу и т.д. Нравственный идеал богов был настолько шаток, что уже через несколько поколений вызывал насмешки у самих греков. Древнегреческой религиозности совершенно чуждо представление о богах как высшей силе, призванной судить и карать человека за преступления против нравственности.

Посредниками между богами и людьми выступали герои, которые рождались от брака бога с земной женщиной и за свои подвиги могли получить божественное бессмертие.

В этом представлении древних греков, думается, можно различить смутное ощущение причастности человека Божеству, наличия в любом человеке божественной искры (образа Божия).

Эллины поклонялись своим богам, строили им храмы и приносили жертвы. Но слепого фанатичного преклонения они не знали. Можно сказать, что греки придерживались заповеди, известной ещё Израилю и потом принятой Христианством: «Не сотвори себе кумира».

Реконструкция храма Артемиды в Эфесе

Эллины не обожествляли своих царей и правителей, что существенно отличает их от народов древнего Востока и что станет важным вкладом в формирования христианского представления о верховной власти.

 

Основные божества

У античных эллинов не было ни богословия, ни религиозно-нравственных заповедей, ни священных книг, предписывающих придерживаться тех или иных представлений о происхождении и функциях многочисленных богов. Жрецы не составляли здесь могущественной корпорации, они лишь совершали обряды и жертвоприношения. Многие религиозные представления греков были оформлены не жрецами, а поэтами – прежде всего Гомером и Гесиодом. Историк Геродот впоследствии писал, что до Гомера греки не имели ясного представления о своих богах.

Первоначально множество греческих богов было довольно хаотичным и конфликтным. Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Уран (Небо), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь). От них происходят титаны – боги второго поколения, среди которых Крон (Крóнос, Хрóнос) и Рея, родители многих олимпийских богов.

Крон -- младший сын Урана (неба) и Геи (земли); первоначально — бог земледелия (его атрибут – серп), позднее, в эллинистический период отождествлён с божеством времени, Хрóносом (др.-греч. χρόνος — время). В представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному «золотому веку».

Рея -- дочь Урана и Геи, сестра и супруга титана Крóноса мать олимпийских богов; покровительница материнства; её имя означает "поток" и "непринужденность".

 

 

 

ХАОС

 

 

После длительной борьбы утвердились олимпийские боги (то есть обитавшие на горе Олимп) третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.

Верховным божеством становится Зевсвладыка неба, грома и молнии. Один из сыновей Зевса Аполлонпокровитель всех искусств и бог целителей. Сестра Аполлона Артемида была богиней охоты и покровительницей молодежи. Диóнис (Вакх)бог производящих сил природы, виноградарства и виноделия. С его культом были связаны многие ритуалы и веселые празднества — Дионисии и Вакханалии. Богом солнца был Гéлиос (Гелий).

Особым почитанием у эллинов пользовалась богиня мудрости Афина, родившаяся из головы Зевса. Ее постоянной спутницей была богиня победы Ника. Символом мудрости Афины выступала сова.

Богиня любви и красоты -- Афродита, родившаяся из морской пены. Деметра -- богиня земледелия и плодородия.

Младший брат Аполлона Гермес был вестником олимпийских богов, богом торговли, прибыли и материального достатка, покровителем обманщиков и воров, пастухов и путников, ораторов и спортсменов. Он также провожал души умерших в подземный мир -- во владения бога Аида (Гадéс, Плутон).

 

Помимо названных, греки имели много других богов, заимствуя их у своих соседей или у завоеванных народов. В Афинах они даже поставили алтарь с посвящением: «неизвестному богу».

 

Эгейская культура

Эгейскую культуру ещё называют минойской — по имени легендарного царя Мúноса, при котором остров Крит достиг своего наивысшего могущества. Её также называют крито-микенской, считая главными её центрами Крит и Микены.

К началу II тыс. до Р.Х. на острове Крит появились первые четыре государства с центрами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой ».

Наиболее известным памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более I га. Он имел превосходную систему водоснабжения и канализации, терракотовые ванны. Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нём находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.

Скульптура

Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов. В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как «Собиратель цветов», «Кошка, подстерегающая фазана», «Игра с быком».

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV вв. до Р.Х., особенно на время правления царя Миноса. Однако в конце XV в. до Р.Х. эгейская цивилизация неожиданно погибает. Причиной катастрофы, скорее всего, стало извержение вулкана.

Эгейская культура, распространившаяся на юге Балкан также формировалась вокруг центрОв-дворцов в Микенах, Тиринфе, Афинах, Нилосе, Фивах. Однако эти дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесённые высокими (более 7 м) и толстыми (более 4,5 м) стенами. Эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до Р.Х. пришли собственно греческие племена — ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру часто называют ахейской. Каждый город с центром-дворцом являлся самостоятельным государством. Иногда отдельные города объединялись в союз — как это было перед походом на Трою. Гегемония[12] среди них чаще принадлежала Микенам.

Наиболее ранние памятники ахейской культуры носили культовый заупокойный характер. К ним относятся прежде всего так называемые «шахтовые гробницы», выдолбленные в скалах, где сохранилось множество изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия. Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских правителей. Позднее (XV-XIV вв. до Р.Х.) ахейцы строят более грандиозные заупокойные сооружения — «купольные гробницы».

Архитектура и живопись

Великолепным памятником светской архитектуры и живописи был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Наиболее известные фрески: «Дама с ожерельем», «Борющиеся мальчики», а также изображения сцен охоты и сражений, стилизованных животных — обезьян и антилоп.

Апогей[13] культуры ахейской Греции приходится на XV-ХШ вв. до Р.Х., однако уже к концу XIII в. до Р.Х. она начинает приходить в упадок, а в течение XII в. до Р.Х. все дворцы подвергаются разрушению. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.

Фильмы:

Мифы о ранней истории Древней Греции (рус.) История древнего мира https://www.youtube.com/watch?v=rfE0zRnZbWE&index=2&list=PLv6ufBUWdRi0c20EVUvCF8iEzW09WpKBU

Крито-Минойская цивилизация (рус.) История мировых цивилизаций https://www.youtube.com/watch?v=uFjVMdN_-g8&list=PLv6ufBUWdRi0c20EVUvCF8iEzW09WpKBU&index=4

Тайны Исчезнувших Цивилизаций Минойская Культура https://www.youtube.com/watch?v=b8hlFK1N22U

Крито-Микенская цивилизация (рус.) История древнего мира https://www.youtube.com/watch?v=EXKueDQRBeI&list=PLv6ufBUWdRi0c20EVUvCF8iEzW09WpKBU&index=5

Микенская цивилизация (рус.) История мировых цивилизаций https://www.youtube.com/watch?v=XlMwZWRo47Q&list=PLv6ufBUWdRi0c20EVUvCF8iEzW09WpKBU&index=6

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: