Заключительный этап (оценка результатов проекта), презентация.




Проект

«Золотая хохлома»

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта…………………………………………...........….….3

2. Актуальность проекта…………………………………………………..3

3. Цель проекта…………………………………………………………….5

4. Задачи проекта……………………………………………………….….5

5. Ожидаемые результаты………………………………………………...6

6. Методы проекта…………………………………………………………6

7. Этапы реализации проекта……………………………………………..8

8. Работа с родителями…………………………………………………..10

9. Вывод…………………………………………………………………...11

10. Список используемых источников и литературы………………….12

11. Приложение 1…………………………………………………………13

12. Приложение 2…………………………………………………………14

13. Приложение 3……………………………………………….. ……….24

14. Приложение 4…………………………………………………………28

15. Приложение 5…………………………………………………………30

16. Приложение 6………………………………………………………...32

17. Приложение 7…………………………………………………..…..…33

18. Приложение 8…………………………………………………………35

19. Приложение 9…………………………………………………………36

20. Приложение 10…………………………………………………….….38

21. Приложение 11………………………………………………………..39

22. Приложение 12………………………………………………………..40

23. Приложение 13………………………………………………………..41

24. Приложение 14………………………………………………………..43

25. Приложение 15……………………………………………………….44

26. Приложение 16………………………………………………………..45

27. Приложение 17……………………………………………………….49

 

Паспорт проекта

Авторы проекта: Снеткова Анна Юрьевна, Фалина Виктория Васильевна

Название проекта: «Золотая Хохлома»

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: краткосрочный

Срок реализации: одна неделя (06-10 февраля)

Возрастная группа: старшая

Форма проведения: групповая

Количество участников проекта: 24 дошкольника старшей группы, их родители, воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель.

Основание для разработки: проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети знакомятся с хохломской росписью, ее историей, узнают, для чего служит роспись, имеют возможность рассмотреть предметы, расписанные этой росписью. Реализация проекта по тематике «Золотая Хохлома» обеспечивает активное участие детей и воспитателей. Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей и воспитателей.

Актуальность:

На современном этапе развития российской государственности встает важный вопрос о воспитании в детях патриотизма, привитии юным гражданам любви к своей Родине. Это не будет возможным без знания и принятия целостного культурного наследия, создававшегося и сохранявшегося веками нашими предками. Именно поэтому нужно привлекать внимание общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников. Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено.

Необходимость организации данного проекта существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные хохломские изделия увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы познакомить детей с жанрами декоративно-прикладного искусства. Это и явилась основной причиной создания нашего проекта.

Цель проекта: расширение представлений о культуре родной страны, через знакомство с одним из народных промыслов России- хохломской росписью; формирование у детей любви и уважения к народному искусству, духовно-нравственных, патриотических чувств.

Задачи проекта:

1.Образовательные:

ü познакомить детей с историей возникновения «Хохломы», образцами «хохломских изделий», технологией их изготовления, специфическими чертами, композицией украшения изделий, технологией росписи;

ü научить детей узнавать и отличать хохломскую роспись от других;

ü научить самостоятельно выполнять декоративные узоры хохломской росписи, используя основные элементы и приемы декоративного рисования.

2.Развивающие:

ü формировать творческое мышление;

ü развивать художественный вкус, фантазию, эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность.

3.Воспитательные:

ü прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным искусством;

ü воспитывать любовь к искусству народных мастеров;

ü прививать любовь к Родине;

ü воспитывать гордость за свою страну;

ü способствовать привлечению родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе в рамках проекта «Золотая хохлома», сплочению детско–родительского коллектива.

Образовательные области:

Образовательная область Содержание
1. «Художественно-эстетическое развитие» Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством.
2. «Познавательное развитие» Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуды, особенностях её росписи.
3. «Речевое развитие» Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок.
4. «Социально-коммуникативное развитие» Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
5. «Физическое развитие» Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.

 

Этапы реализации проекта:

1. Разработка проекта (подготовительный).

2. Реализация проекта (практический).

3. Заключительный этап (оценка результатов проекта), презентация.

Ожидаемые результаты: от результатов проекта ожидается, что дети:

1. Познакомятся с историей хохломской росписи.

2. Научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду.

3. У детей сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.

4. У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

5. У детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.

Методы реализации проекта:

1. Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (воспитателем, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение воспитателем художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

- экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбор житейских ситуаций;

- проведение викторин.

3. Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

- проведение игр: со строительным материалом, дидактических, подвижных, малоподвижных, и др.;

- организация постановки сказок, литературных произведений;

- проведение экскурсии;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

1. Оформление группы (мини-музей).

2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции).

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности.

4. Подборка подвижных, дидактических, музыкальных игр.

5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Этапы реализации проекта:

1. Разработка проекта (подготовительный).

1. Подбор иллюстраций, картинок, фотографий, наглядных пособий народного промысла «Хохлома».

2. Подбор литературы (стихи, рассказы, загадки, прибаутки, потешки, песенки, частушки и т.д.) о Хохломе.

3. Подбор презентаций, аудиозаписей, мультфильмов о Хохломе.

4. Подбор методической литературы для знакомства детей с историей Хохломы.

5. Оформление информации для родителей о начинающемся проекте.

2. Реализация проекта (практический).

Знакомство детей с народным промыслом России – Хохлома. Знакомство детей с историей возникновения народного промысла – Хохлома. Обучить детей элементам хохломской росписи. Закрепить умение выполнять декоративные узоры хохломской росписи на плоскостных формах (ложки, вазы, бочонки, утицы, балалайки). Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о хохломской росписи, как жанре декоративно-прикладного искусства, через разнообразные виды совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями.

Планирование

Образовательные области Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей в развивающей среде
«Художественно- эстетическое развитие» Рисование: «Узор на полосе»,роспись тарелки «Мотивы хохломской росписи», подарок для папы к 23 февраля «Рубаха в стиле золотой хохломы». Лепка «Хохломская кружка» (метод налепа). Коллективная аппликация «Хохломской поднос». Выступление ложкарей. Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…». д/и: «Обведи элемент», «Угадай, какая роспись?», раскрашивание раскрасок с хохломскими узорами.
«Познавательное развитие» Цикл бесед: «История возникновения хохломской росписи», «Хохломская роспись», «Посуда наша для щей и каши». Просмотр презентации «Мир Золотой Хохломы». Просмотр познавательного мультфильма про хохлому.   Рассматривание предметов с хохломской росписью,альбома «Золотая Хохлома», иллюстраций в книгах и журналах. д/и: «Один – много», «Сосчитай до 10», «Найди пару», «Собери целое» (матрешка под хохлому), разрезные картинки.
«Речевое развитие» Составление описательного рассказа о хохломской росписи (с использованием схемы рассказа) Отгадывание загадок Разучивание и чтение стихов П. Синявский «Роспись хохломская», В. Набоков «Хохлома», «Хохлома, хохлома», потешек о хохломе, частушек. Сказка «Жихарка», легенда «Золотая Хохлома», сказ о хохломе, Л. Яхнин «Веселое слово хохлома», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», сказка «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», В. Маяковский «Кем быть», отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома», Л. Ларкина «В деревне Семеново…», Н. Глазков «Золотая Хохлома». д/и «Назови правильно».
«Социально- коммуникативное развитие» д/и «Найди лишнее», драматизация сказки «Лиса и козел» С/р игры: «Магазин сувениров», «Дизайнерская студия», «Семья» (сюжет-чаепитие), «Мастера Хохломы», «Путешествие в страну мастеров».
«Физическое развитие» Подвижные игры: «кто быстрее перенесет предметы», «кто больше соберет ложек», игровое упражнение «Не задень посуду», «Краски», «Волк во рву», игра «Хохломские стулья». Народные игры «Золотые ворота», «Горелки», «Ловишки с мячом».

Работа с родителями:

1. Оформление папок – передвижек по декоративно–прикладному искусству.

2. Консультации для родителей «Хохлома», «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома», «Виды народного декоративно-прикладного искусства».

3. Анкетирование родителей.

4. Рекомендации родителям по домашнему чтению с детьми произведений русского народного творчества.

5. Подбор родителями иллюстраций, информации для оформления альбома по декоративно-прикладному искусству «Золотая Хохлома».

6. Участие в создании мини-музея в группе «Чудо-Хохлома».

7. Участие в выставке рисунков «Хохломские умельцы».

Заключительный этап (оценка результатов проекта), презентация.

1. Проведение анализа и обобщение результатов, создание мультимедийной презентации, показ проекта на педсовете.

3. Создание альбома «Золотая Хохлома».

4. Выставка детских работ «Хохломские умельцы».

5. Оформление мини – музея «Чудо – хохлома».

6.Итог проекта: развлечение «Ярмарка – Свистунья».

ВЫВОД

Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что приобщение к народному искусству помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по- новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него.

В результате проекта дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор, узнали много интересного и познавательного о хохломской росписи и поделились своими знаниями с родителями, у детей появился интерес к творчеству народных мастеров. Мы глубже познакомились с русским прикладным искусством; нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая дорогая сердцу Хохлома; традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: