Структура управления железнодорожным транспортом




Занятие 5 ОКЖД

Понятие о комплексе сооружений устройств жд транспорта.

Структура управления на жд транспорте.

Комплекс устройств и сооружений на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные дороги и предприятия, а также административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения, научные и учебные институты, техникумы, школы.

Для выполнения перевозочного процесса железные дороги имеют технические средства, состоящие из подвижного состава и железнодорожных сооружений и устройств, в которые входят:

- железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;

- сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;

- устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;

- устройства автоматики, телемеханики связи и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;

- сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;

- устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и Контактную сеть на электрифицированных линиях.

Управление железнодорожным транспортом

Начало управления путями сообщения относится к 18 веку. Ввод в эксплуатацию в 1837 году Царскосельский железной дороги затем начавшееся строительство железной дороги Москва- Петербург и ряда других дорог потребовали создания специализированного органа управления. 16 июня 1865 г. было образовано Министерство путей сообщения России. Первым его министром стал один из авторов проекта и руководитель строительства железной дороги Москва- Петербург профессор П. П. Мельников.

В 20 веке железнодорожный транспорт, представляя собой многоотраслевую структуру в транспортной сети страны, был выделен в самостоятельный вид.

Специфика работы железных дорог, связанная с необходимостью обеспечения регулярного движения поездов на территории огромной страны в различных климатических условиях и с четким взаимодействием всех звеньев железнодорожного конвейера свойственна особая структура управления.

Эта структура построена на принципах сочетающих единое централизованное руководство с предоставлением определенных прав и самостоятельности линейным предприятиям и организациям, размещенным на территории страны.

Производственно - территориальный принцип управления основан на разделении всей железно - дорожной сети на дороги, являющиеся хозяйствующими субъектами. В настоящее время на сети железных дорог имеются 17 железных дорог, которые в свою очередь разделены на несколько отделений, которым подчинены линейные предприятия.

Структура управления железнодорожным транспортом

Спад уровня производства в стране в 90 х годах повлек за собой значительное сокращение перевозок на федеральном железнодорожном транспорте, произошло снижение доходности железных дорог, сокращение вложений денежных средств в технические отрасли.

Правительством Российской Федерации была в 1998г. принята Концепция структурной реформы Федерального железнодорожного транспорта №448 от 15 мая 1998г.

Обязательным условием осуществлением структурной реформы железнодорожного транспорта является соблюдение следующих принципов:

- сохранение единства Российских железных дорог в новых условиях хозяйствования;

- сохранение государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта;

- выведение из компетентности МПС России функций хозяйственного управления железнодорожным транспортом и сохранения за МПС только функций государственного управления;

- выведение из системы железнодорожного транспорта тех вспомогательных и обслуживающих предприятий, которые не нарушат его устойчивой работы;

- передача функций хозяйственного управления железнодорожным транспортом от МПС самостоятельному хозяйственному субъекту-компании «Российские железные дороги».

Министерство путей сообщения России в новых условиях хозяйствования призвано осуществлять следующие функции:

- проведение государственной политики в области транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения в перемещении;

- представление интересов государства в органах управления хозяйственного субъекта, осуществляющего функции хозяйственного управления;

- нормативно - техническое регулирование деятельности в области транспорта;

- разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог, безопасности перевозок и экологии, обеспечению охраны объектов, сохранности перемещенных грузов и имуществ, пожарной безопасности, а также охране труда;

- разработку, утверждение и надзор за исполнением нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к техническим средствам, используемых на транспорте, а также услугами представляемых на транспорте при перевозках грузов и пассажиров;

- разработку программ развития транспорта;

- осуществление международного сотрудничества;

- руководство мобилизационной подготовкой;

- регулирование в области перевозок для государственных нужд и социально - значимых перевозок пассажиров;

- другие функции государственного регулирования.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001г. №384 была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.

На первом (подготовительном) этапе реформирования (2001-2003г) функции хозяйственного управления выделены из ведения МПС России и переданы единственному хозяйственному субъекту - ОАО «РЖД» все акции которого принадлежат государству (рисунок 1)

 

Рисунок 1 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу первого (подготовительного) этапа.

 

На втором этапе (2003 - 2005 гг) - из ОАО «РЖД» выделяются его дочерние структуры - акционерные государственные компании, в ведении которых будут находиться пригородные и дальние пассажирские перевозки, ремонт технических средств, производство запасных частей и т. п. Это обеспечивает условия для реальной конкуренции (рисунок 2)

 

Рисунок 2 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу второго этапа.

 

На третьем этапе (2006-2010гг) будет завершен переход к огранизационной структуре железнодорожного транспорта (рисунок 3) Особенность структурной реформы железнодорожного транспорта состоит в том, что она проводится одновременно с административной реформой, в ходе которой создаются три уровня федеральных органов исполнительной власти:

- министерство с правоустанавливающими функциями;

- федеральными службами с функциями надзора и контроля за исполнением законов и нормативных правовых актов;

- федеральные агентства с правоприменительными функциями.

Министерство транспорта Российской федерации В состав МтРФ входят 11 департаментов, федеральная служба и 5 федеральных агентств (схема 1)

 

 

Рисунок 3 Организационная структура железнодорожного транспорта к концу третьего этапа.

 

Схема 1 Структура Министерства транспорта Российской Федерации.

 

Его задачей является выработка государственной политики и нормативно правовое регулирование по видам транспорта: железнодорожному, воздушному, морскому, внутреннему водному, автомобильному, городскому, в том числе метро и промышленному.

Структура управления министерства представлена на схеме 2

Схема 2 Структура управления Министерства транспорта Российской Федерации

 

Эта служба включает в себя 10 управлений. Она осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти действующего законодательства, выдает лицензии на определенные виды деятельности и участвует в расследовании происшествий на транспорте (схема 3)

 

В состав МтРФ входят агентства и управления (схема 4)

Схема 4 Федеральные агентства

 

В состав федерального агентства входят пять управлений.

Федеральное агентство наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества и государственного заказчика по организации и исполнению целевых программ в сфере железнодорожного транспорта, организации перевозок опасных грузов, сертификации продуктов, работ и услуг и др.

Федеральному агентству железнодорожного транспорта подчинены территориальные органы связанные с конкретными железными дорогами.

 

Используемая литература: Воронков А.И.Общий курс железных дорог.

Тексты лекций:Учебное пособие - Оренбург: Сам ГУ ПС, 2009.

 

Занятие 6 ОКЖД

Габариты на жд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: