Почему термин “изображать” меняется на термин “выражать”?




Полифония стилей как характерная черта художественной культуры конца XIX – начала XX века. Общая характеристика

 

Анри Матисс писал: “Творить – значит выражать то, что есть в тебе”.

Наша задача будет заключаться в создании определённого портрета эпохи в истории живописного искусства, рубежа19-20веков, эпоху полную творческих исканий, экспериментов, которые полностью изменили представления о живописи, и о роли художника в ней. В эту эпоху, когда рождается новое авангардное направление в искусстве, и, к сожалению, до сих пор до конца многими не понятое, и не заслужено, вызывающее отрицание.

Итак, круг вопросов, на которые мы с вами должны найти ответы:

Какое художественное направление можно считать началом авангарда?

С какого художественного течения начинается прорыв сквозь визуальную реальность в мир новой реальности?

Как меняется сюжетная тематика художника и почему?

Почему термин “изображать” меняется на термин “выражать”?

Сначала определимся, как вы понимаете термин “авангард”, “авангардизм”.

Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. Представители авангарда поставили во главу угла «свободу выражения», хотя бы ценой потери многих художественных качеств. «Новое искусство» действительно стало свободно. Этой безудержной свободой оно покоряет, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы.

 

В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одаренности и эталоном современности.

Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало. Реализм XIX в. казался молодым нигилистам «обветшалой меркой», сковывающей свободу самовыражения.

На рубеже XIX и XX веков появляется много новых художественных направлений.

Давайте пройдём по художественной выставке, где каждое произведение подобрано так, что оно является определённой вехой в авангардном направлении.

1. Первая картина французского художника О. Ренуара. Нам знакомо творчество этого художника, и это направление в искусстве. Что вы можете вспомнить?

Импрессионизм. Картина “Качели”. Слайд 2

Посмотрите на картину. Попробуйте оценить это произведение. Представьте, что бы изменилось в технике письма художника, если бы на такой сюжет писал художник в классической манере?

Одежда мужчины и женщины были бы выписаны цветами без пятен, трава, листья выписаны более тщательно. Особенность письма импрессионистов заключается в изображении реального мира через игру света и тени, расщеплении цвета на спектры.

Отсюда складывается впечатление работы “наспех”, без её детальной проработки. Этим самым манера письма классического направления отличается от импрессионистов.

Можно лишь добавить, что решения импрессионистов писать так, как вижу, а не так как принято и становится отправной точкой отхода от реализма от сюжетного начала в живописи. И если мы посмотрим сейчас на первый поставленный вопрос в начале урока, то ответ уже ясен.

Начало авангардного течения – импрессионизм. Течение, в котором натура изображается так, как её видит глаз, и уже наблюдается превосходство авторского видения над точностью воспроизведения видимого мира. Это первый маленький шаг в новом направлении, это его начало.

2. Поль Гоген “Видение после проповеди, или борьба Иакова с Ангелом”. Слайд 3

Определимся с художественным направлением этой картины.

- Постимпрессионизм. Один из представителей - Поль Гоген.

Поль Гогена относят к художникам постимпрессионистам.

Постимпрессионисты, в отличие от импрессионистов, идут дальше. Они отказываются от утверждения, что существует лишь то, что глаз видит в данный момент. Поль Гоген активно работает над тем, как можно понять законы, по которым создаются человеческие ощущения. Другими словами, найти ту границу, между реальностью и нереальностью, например, изображением человека и его ощущения. А это уже мир невидимый, мир нереальный. На картине это хорошо видно. Он показал границу между реальностью (бретонские прихожанки) и их видением (Иакова и Ангела).

Таким образом, мы находим ответ на второй вопрос. В художественном течении постимпрессионизм сочетаются реальное и фантастическое, и уже показан прорыв в “мир новой реальности ”.

3. Э. Мунк “Крик”. Эта картина нам уже знакома. Мы так же знакомы с её направлением. Слайд 4

Экспрессионизм, что означает выражение.

Что же художник выражает именно в экспрессионизме? Человеческие эмоции. В данном случае негативные: страх, боль, унижение, безысходность.

Человеческие эмоции – это мир реальный или мир невидимый человеческому глазу? Эмоции человека, их сила. Может представиться нам как какая – то реальность? Наверное, нет.

Для того чтобы их выразить стали использовать новые приёмы, в основе которых является деформация формы. Этот приём был использован Э. Мунком, когда он хотел передать на холсте чувства смертельно испуганного человека. Так какой мир показывают экспрессионисты?

Экспрессионизм – мир “невидимый ”, где главное – человеческие эмоции.

А как вы объясните термин “выражение”, применительно к экспрессионизму?

Наверное, человеческие эмоции, можно только выразить, а не изобразить.

Почему экспрессионисты начинают обращать внимание на такое непростое явление как эмоции?

Наверное, им становится интересен внутренний мир человека.

Родина экспрессионизма - Германия начала 20 века. Буйный расцвет техники, промышленности на фоне деградации культурных устоев. Подавление личности, никогда человек не был так мал, как тогда. Стремление души, вопль её о помощи – вот основные эмоциональные доминанты экспрессионизма.

4. А. Матисс “Красная комната”. Слайд 5

Картина французского художника Анри Матисса, “Красная комната” на первый взгляд, необычна. Попробуем разобраться с её особенностями. Необычная цветовая гамма, плоскостное изображение. Как, вы думаете, в каком направлении она написана?

Фовизм (дикий). Ему характерен открытый цвет, отсутствие объёма. Художники продолжили эксперименты с цветом, объёмом, к условному изображению предмета на картинной плоскости, отказались от иллюзорного воспроизведения трёхмерного пространства, сделав акцент на декоративные свойства поверхности картины.

Термин “Фовизм” появляется благодаря критику Луи Вокселю.

5. П. Пикассо “Авиньонские девицы”. Слайд 6

Какое авангардное направление она представляет?

Вспомните слова П. Сезанна: “Все в природе лепится в форме шара, конуса и цилиндра. Надо учиться писать на этих простых фигурах. Если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите”.

Но П. Сезанн имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально. Появление названия этого течения связывают художественным критиком Луи Восель, который назвал новые картины Жоржа Брака “кубическими причудами”.

Поэтому, мы конечно, все поняли, о каком течении сейчас идёт речь.

Кубизм.

Что можно сказать о кубизме, о его особенностях письма?

В основе – эксперименты с конструированием объёмных предметов на плоскости. Построение новой художественной формы в результате геометрического анализа предмета и пространства. Это эксперименты с формой. Это модернистское течение в живописи (и в меньшей степени в скульптуре) 1-й четверти 20 века. Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Цель Пикассо и Брака - конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы и затем воссоздание новой формы.

5. С. Дали “Лебеди, отображённые в слонах”. Слайд 7.

Порассуждаем об этой картине, опираясь на то, что мы знаем о сюрреализме. Картина понятна своей техникой письма. Автор - Сальвадор Дали, течение - сюрреализм.

Сюрреализм. Сверх реализм, в котором источник вдохновения в подсознание человека, основанный на теории З. Фрейда. Яркий представитель – С. Дали. Иррациональный смысл. Каждая натура (лебеди, слоны, деревья) на картине полностью реальны. Но их совместная жизнь на полотне – полный абсурд.

С. Дали изображает мир иллюзий.

 

Василий Кандинский Композиция VIII. Слайд 8

Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление не фигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение “гармонизации”, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, хотя некоторые картины выглядят как простая точка посередине холста. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов.

Таким образом, на основе нескольких произведений искусств, мы проследили логику развития авангарда, начиная от импрессионизма до сюрреализма. Рубеж 19 -20 веков – это время необыкновенных открытий в области искусства, время выдающихся экспериментов, время нового осмысления художника, как личности, в живописи. Хочу особо подчеркнуть, что это развитие не было линейным. Каждый художник выбирал то, что ему было более приемлемо. Ведь художники уже не изображали на полотнах, они выражали свои идеи, мысли, фантазии, свою Вселенную. Выбор направления полностью зависел от задуманной им идеи. Когда П. Пикассо спрашивали, в каком направлении он будет писать следующую картину, то он, примерно, отвечал: “В том, которое лучше выразит мою идею”. Картина перестала изображать, картина стала выражать идею художника. Художник постепенно становится творцом и создание картины, - акт творения. Видимый мир, который раньше изображали живописцы прошлых столетий, больше не вдохновлял. Художников, стал вдохновлять мир “иной”, который не видим, но он всегда неотъемлемо живёт рядом с нами. Мир наших чувств, переживаний, фантазий.

Поэтому меняется роль художника, он уже не копиист мира, “который создал Всевышний Бог”, он сам создатель – творец своих вселенных. Казимир Малевич говорил: “Я начало всего, ибо в сознании моем создаются миры”. И если это миры, созданные самими творцами – художниками, то законы мироздания там будут только такие, какие придумает сам художник. Но здесь, появляется много сложностей, в первую очередь, в понимании идеи того мира, который создал художник. Это, в большей степени, и отталкивает зрителей от авангардистов, которые привыкли видеть в каждой картине определённый литературный сюжет. Проникнуть в идею, понять её выражение в картине – трудная, но интересная задача. Хочу привести одно высказывание: “Картина должна быть сложной. Когда смотришь на неё, сам становишься сложней. Когда ты поднимаешься по лестнице, то не она тебя поднимает, а то усилие, которое ты прилагаешь”. Конечно, нужно приложить эмоциональные, интеллектуальные усилия, чтобы картина стала понятной. Но, в этом есть и хороший интерес!

Заключение

Таким образом, какими же творческими исканиями характеризуется живопись рубежа 19 – 20 веков”? Где начало этим творческим исканиям?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: